Сад 15 камней в японии. Сад камней в Японии — какая идея заложена в создание композиции? Философия сада камней

Суши, самураи, сакуры, гейши, сады камней - именно на этих столпах базируются представления о Японии большинства из нас. Но если восхищение мужеством самураев, цветением вишни и вкусом японской еды - вполне понятно и объяснимо, то прелесть сада камней по-прежнему остается загадкой. Его эстетические законы трудны и весьма далеки от представлений среднестатистического россиянина о красоте и пользе для души. Понимание достоинств такого сада потребует большой душевной работы, подлинной любви к природе во всех ее проявлениях.

Кстати, о любви к природе. В европейской традиции принято ее «улучшать». Какие бы сады и парки мы с вами ни вспоминали - от самых ухоженных, до полузаброшенных, - везде мы вольно или невольно отметим преобразования, сделанные специалистом с целью устранения природного хаоса.

А вот в представлении японцев природа в ее первозданном виде и есть само совершенство, она и прекрасна, и разумна. Надо лишь подчеркнуть эту красоту, не предпринимая никаких радикальных вторжений.

Фото: www.globallookpress.com

Добро пожаловать в Киото!

Сад камней, сад воды, сад мхов - вот основные виды японских садов. Один из самых известных садов камней находится в Киото - древней столице Японии. Люди приезжают посмотреть на него буквально со всего света, кто-то надеется увидеть настоящее чудо, но многие бывают и разочарованы: что за сад такой - просто камни, да еще разбросанные в произвольном порядке! Кажется, это и вправду так. Но торопиться не стоит. Этот сад не должен отвлекать посетителя яркостью красок или затейливостью композиции. Его задача - способствовать духовной концентрации.

Сад монастыря Реандзи в Киото существует с ХV века. Это небольшая площадка 23×9 м2 перед верандой дома настоятеля. Поверхность засыпана белым гравием, а на ней небольшими группами расположены 15 камней. Каждая группа камней обрамлена коричнево‑зеленым мхом. Тишина, равновесие и гармония. Ничего лишнего. Разумеется, этот сад был рассчитан в первую очередь на человека, жившего несколько веков назад. Нашему современнику, существующему в ином ритме, сосредоточиться и вызвать в воображении множество небудничных ассоциаций гораздо сложнее. Но такие минуты сосредоточенности и погружения в себя для него не менее важны, чем для далекого предка. Следовательно, и ценность такого сада только возрастает…

Сад в Киото только кажется неизменным, но на самом деле он меняется постоянно - ведь меняется освещение, буреет мох, покрываются каплями дождя влажные камни и садовник время от времени исправляет специальными граблями узор на гравии. Да, садовник нужен и в таком саду. Правда, задача у него несколько иная. Есть такая японская легенда, в которой отец снова и снова заставлял сына убирать свой сад. Наконец тот взмолился со словами: «Отец, больше уже нечего делать! Деревья я спрыснул водой, мох сверкает свежей зеленью, на земле не осталось ни одной веточки, ни одного листочка!» Но отец лишь улыбнулся и со словами «глупый ты, разве так подметают дорожку…» спустился в сад, тряхнул дерево и рассыпал по саду золотые и алые листья. Так в сад пришла осень.

Если посчастливится попасть в этот или подобный ему сад, не торопитесь его покидать вслед за суетливой стайкой туристов, и тогда благодарный сад приоткроет вам хотя бы часть из множества своих секретов.

По образу и подобию

Возможно, кто-то из наших читателей захочет создать подобие японского сада у себя на дачном участке. Дело это только на первый взгляд может показаться простым. Ведь ни одна из воображаемых линий, соединяющих два предмета, не должна быть такой же длины, как другая, эти две воображаемые линии не должны быть параллельны, а два предмета не могут быть одного размера.

Главное же, что надо помнить, задумывая свой сад: задача заключается не в том, чтобы наполнить его даже самыми замечательными растениями и предметами, но напротив, «отсечь» все лишнее, ведь сад - это модель мира, а каким вы хотите видеть ваш мир, решать именно вам.

– Увы, мне не довелось посетить сад камней. А вот моя мама видела такой в Японии и вспоминала о нем, как о месте необычайной красоты и гармонии. Сад камней, по словам моей мамы, не производит впечатления искусственно созданного человеком, он кажется уголком естественной природы.

Дзен храм Рёандзи - название переводится как Храм Мироного Дракона - расположен в северо-западной части города Киото. Владеет им направление Ринзай, относящееся к школе Мёсиндзи

Сад 15 камней храма Рёандзи в Японии - является самым известным садом камней в мире.

Дзен храм Рёандзи - название переводится как Храм Мироного Дракона - расположен в северо-западной части города Киото. Владеет им направление Ринзай, относящееся к школе Мёсиндзи.

За свою долгую историю место, где сегодня расположен Рёандзи, переходило из рук в руки самурайских кланов. Сам храм появился в 14-м веке по воле Хосокавы Хацумото, который завещал возвести здесь после своей смерти святилище дзен. Сегодня в Рёандзи находятся семь могил японских императоров, которые были восстановлены в 19-м веке, после периода запустения. К сожалению, в существующем храме практически ничего не сохранилось от древних построек, так как комплекс многократно страдал от пожаров.

Но самым главным объектом, прославившим храм на весь мир, является, безусловно, сад камней. Это место наилучшим образом подходит для медитаций, которым отводится большая роль в практиках дзен. Рукотворная композиция минималистична - только камни, мох и гравий, но при этом полна глубокого символизма.

Дело в том, что хотя в саду 15 камней, но стоя на любой точке веранды храма, можно наблюдать только 14 из них - один из камней всегда оказывается скрыт. Обычно это трактуется следующим образом - только достигнув состояния просветления, можно увидеть все 15 камней. Например, все камни станут видимы одновременно, если воспарить вверх над верандой. Среди множества трактовок символа недоступности 15-го камня есть и такая - невозможно познать весь мир с помощью только научного подхода, но всё недостающее можно найти в своей душе. Можно вспомнить в этой связи и слова буддийского монаха Тэссэн Соки о том, что в саду камней можно найти "искусство сократить тридцать тысяч миль до расстояния одного фута".

Многие побывавшие в храме отмечают необыкновенное состояние гармонии и умиротворения, которое возникает при наблюдении за камнями.

Размеры сада камней невелики - 30 на 10 метров. Все камни разделены на пять групп, которые отделяются друг от друга зелёным мхом. Поверхность сада засыпана белым гравием, который с помощью грабель разделён на ровные полоски. Вокруг сада, где он не примыкает к веранде, поставлен невысокий глинобитный забор.

Интересно, что до сих пор неизвестно, кто был автором непосредственно сада камней, созданного в 15-м столетии. Остаётся загадкой, какой именно смысл был заложен творцом этого необыкновенного произведения искусства в своё творение. В дальнейшем делалось множество предположений по этому поводу, например, что камни символизируют 5 архатов - учеников Будды (якобы один из 16-ти архатов был упущен, чтобы число камней было нечётным). Кто-то видит в камнях тигрицу с тигрятами, переходящими через ручей - это сюжет одной древней китайской легенды. Другим людям камни представляются островами и скалами на море, волны которого образуются полосами белого гравия. Есть мнение, что камни сада - это застывшие духи.

Интересна версия японского специалиста Масао Хаявкава, который считает, что до 17-го века главным объектом созерцания и поклонения в саду была редкой красоты сакура, а камни были просто фоном, на который не обращали особого внимания. И только в 20-м веке люди стали интересоваться каменной миниатюрой храма Рёандзи и искать её сакральные смыслы в чередовании наполненности и пустоты.

Если подойти к веранде для созерцания камней с обратной стороны, то можно увидеть необычный каменный сосуд, в который постоянно течёт вода, предназначенная для ритуальных омовений. Это Рёандзи цукубай - его край находится почти вровень с зёмлей, поэтому чтобы зачерпнуть воды, нужно наклониться, тем самым, выразив своё почтение. Сверху на камне вырезаны четыре иероглифа, которые можно прочитать как "я только много знаю". Считается, что это изречение связано с антиматериалистической сущностью буддизма, т.е. только знания имеют значения. Или более философская трактовка - "То, что каждый имеет, является всем, в чём он нуждается".опубликовано

Японский город Киото знаменит не только своими храмами и гейшами, но и необычным садом камней Рёандзи, который считается главной достопримечательностью города. Предполагается, что создателем сада Рёандзи, что означает «храм миролюбивого дракона», был мастер Соами, который является автором многих садов XIV века.

В сад я попала примерно за пару часов до его закрытия, но всё же времени этого вполне хватило, чтобы всё здесь осмотреть. По этой аллее можно попасть в сад камней.

Проходим статую Будды. А затем поднимаемся по лестнице, которая ведёт к саду.

Главная особенность сада Рёандзи - композиция из пятнадцати необработанных камней , в хаотичном порядке разбросанных на белом песке. Оригинальность этих, казалось бы, совершенно обычных и неинтересных камней заключается в том, что с какой бы стороны человек не смотрел, он увидит только четырнадцать из них. Пятнадцатый камень всегда прячется за каким-то другим.

Сад камней Рёандзи, как я уже упоминала, покрыт серо-белым песком в окружении невысоких стен, и здесь совсем нет растений. Дело в том, что это один из редких образцов древнего сада, который сохранился именно в том виде, каким его создал мастер.

Первое моё впечатление, появившееся от созерцания сия творения, - это монотонная цветовая гамма и минимум предметов , в общем-то, всё довольно обыденно и особого восхищения не вызывает. Но, даже несмотря на присутствие рядом других туристов, спустя некоторое время в душевном состоянии что-то незаметно начало меняться. Наступила умиротворённость, и появилось желание продлить подобное состояние.

Глядя на этот серый песок, в голове возникают различные картины: например, глубокое море, где камни - это острова, а мох вокруг них - растения.

Как и было заявлено в путеводителе, я, вместе с другими пришедшими в сад людьми, смогла одновременно заметить лишь четырнадцать камней. И, несмотря на все мои усилия, пятнадцатого перед глазами не возникло - его всегда загораживает один из соседних камней.

Передвигаюсь по саду вдоль песчаного края, пятнадцатый камень теперь вижу, зато исчез другой).

Конечно, появляется масса вопросов: почему эти с виду обыкновенные камни оказывают такое воздействие на людей и что в них заложено? Вот уже почти пять веков в сад камней Рёандзи приезжают паломники и туристы со всего мира.

Попытаться разгадать тайны, а также просто полюбоваться на сад камней, можно сидя на такой вот веранде.

На вопрос, почему таинственных камней именно пятнадцать, сами японцы отвечают так: это число - символ полнолуния, после которого начинается время распада. Возможно, поэтому один из камней всегда за чертой видимости.

Насмотревшись на камни и поразмыслив немного о жизни, я решила прогуляться по красивому японскому парку , который виднеется за невысокой изгородью сада камней Рёандзи.

В тени парка установлен древний цукубаи , который представляет собой круглую каменную раковину в виде китайской монетки. Цукубаи некогда использовался для чайных церемоний, а сейчас - для омовения рук. Вода в сосуд поступает через бамбуковую трубочку.

На территории парка расположен большой пруд под названием Кёёти , который был основан ещё в XII веке. Мне понравился маленький островок на пруду - Бентендзима. Островок посвящён богине Бентен.

Пруд также облюбовали китайские утки (мандаринки), которые выбирают себе одного единственного партнёра на всю жизнь. Именно поэтому в Японии они считаются символом верности, и этот чудесный пруд очень популярен среди молодых парочек.

В парке очень красиво. Часто на пути встречались молодые девушки в национальной японской одежде.

Впечатления от сада камней Рёандзи в Киото у меня остались исключительно приятные, не взирая на то, что пятнадцатый камень так и не удалось увидеть).

Итак, буддийский храм Рёан-дзи - храм Покоящегося Дракона - известен далеко за пределами Японии и входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Главная достопримечательность храма - Сад камней. На песчаной площадке внутри комплекса лежат 15 черных необработанных камней: с какой бы точки посетитель ни рассматривал эту композицию, пятнадцатый камень всегда оказывается вне поля его зрения, загороженный остальными. Наблюдать все камни можно лишь воспарив над садом и, в связи с этим, считается, что полная картина доступна лишь тем, кто достиг просветления. Ну, или тем, у кого есть квадрокоптер.

О Золотом храме Кинкаку-дзи я уже упоминал в посте про лучшую фотографию за сентябрь. Павильон, покрытый листами чистого золота был построен в 14 веке, как вилла для отдыха сёгуна. Здесь он провел последние годы, утратив интерес к политической жизни страны. Для многих российских туристов этот храм знаком не только по красочным буклетам туристических компаний, но и благодаря переводу произведения классика современной японской литературы, человека с необычной судьбой - Юкио Мисима. Роман Золотой храм (в русском названии) был переведен в 70-е годы Григорием Чхартишвили - популярным ныне писателем, известным под псевдонимом Борис Акунин.

Карта территории храма. Сейчас туристический маршрут лежит вокруг пруда и золотого павильона. Заглянуть внутрь дозволено только избранным:

3.

Вековой дуб перед входом на территорию:

4.

Павильон стоит на берегу Зеркального пруда, отражаясь и играя отблесками своей позолоты в водной глади:

5.

6.

Водители такси фотографируют школьников-экскурсантов. Интересно, что в некоторых компаниях принята форма водителей и даже знаки отличия (погоны), отмечающие стаж водителя и его профессионализм.

Такси в Киото популярный вид транспорта не только для туристов, но и для школьных экскурсий. Школьников сюда привозят со всей страны. Знакомство с памятниками национальной культуры - важная часть программы школьного образования. Каждого японского школьника обязательно привозят на экскурсию в Киото и древнюю столицу Нара. Чем перемещаться на большом автобусе, класс разбивается на звенья и группы по 4-5 человек едут по маршруту на такси. Водитель, выполняя функцию гида, показывает город, фотографирует ребят и рассказывает им о достопримечательностях:

7.

Пруд Кинкакудзи прекрасен сам по себе: аккуратно подстриженные сосны и силуэты камней отражаются в зеркальной глади, создавая гармоничную атмосферу единение с природой:

8.

Искусство выращивания деревьев высоко ценится в Японии.

Все знают искусство выращивания карликовых деревьев “на подносе” - “бонсай”. Большим деревьям уделяется не меньшее внимание. Сосны в особом почете, они требуют внимательного ухода, постоянной стрижки. Тяжелые ветки подпирают, а зимой даже бывает прикрывают специальными зонтами от снега. Многие сосны имеют свои имена. Некоторым деревьям осознанно придают форму - на снимке “Сосна Корабль” одна из трех красивейших сосен Киото. Дереву по преданию более 600 лет и оно помнит еще строителя Золотого храма:

9.

Каменные фонари - один из видов пожертвований в храмы и святилища, подобно красным тории в святилище Фусими Инари. Обычно их ставят перед фасадом храма или вдоль аллей, но часто их можно встретить и в “обычном” японском саду или дворе традиционного японского дома:

10.

Небольшой водопад в Кинкакудзи называется Ворота Дракона. По древней китайской легенде карп, который взбирается против течения по водопаду в небо, может превратиться в дракона. Здесь вы видите камень, символизирующий карпа, который вот вот достигнет своей цели:

11.

Покрытый настоящим золотом, гармонично оттененный кровлей из кипарисовой коры, Золотой павильон прекрасен в любое время года и суток:

12.

Однажды в эти места приезжал любоваться павильоном император Гомидзуно, и специально для него был сооружена небольшая чайная хижина - “Прелесть заката” Сэккатэй. Ее с тех пор несколько раз перестраивали, но и сейчас она дает представление о японском искусстве чайной церемонии и устройстве чайного домика:

13.

Идеал - простота и скромность, сочетающаяся с изыском материала и формы:

14.

Японские предсказания - это, в основном, «хорошо», «очень хорошо», «прекрасно», «великолепно». «Плохо» встречается редко На выходе специальное место, куда можно повязать “неудачное” предсказание. Специальная надпись дополнительно информирует, что это место только для несчастливых гаданий. Хорошее принято уносить с собой:

15.

Сад Камней. Схема комплекса:

Пруд в лилиях:

17.

Фишка со скрытым камнем срабатывает только с определенной стороны сада. Там сделана специальная зрительная трибуна:

Макет сада камней для плоховидящих:

19.

По идее, камни должны находится в воде. Для воссоздания этого эффекта, гравий разравнивают специальным рисунком, который имитирует волны:

20.

21.

Неподалеку у здания храма стоят шесть ведер с водой, которые выполняют функцию огнетушителя:

22.

23.

= Япония =

Японский "умный" унитаз

Мясо по 30 000 рублей за килограмм

О чем мечтает японская проститутка?


Высокоскоростной японский поезд


Такси в Японии


Рынок в Киото

Сад камней Япония или карэсансуй (что дословно означает сухой пейзаж) появился еще в период Муромати (1336 — 1573), и до сих пор является предметом эстетического и культурного наследия Японии. В те времена считалось, что в местах с большим скоплением камней обитают боги, вследствие чего камень стал символизировать нечто священное, божественное. Именно для того, чтобы приблизиться к богам, в Японии появилась такая традиция, как украшение сада камнями. В дальнейшем сады камней стали местом для медитаций буддийских монахов.

Предназначение сада камней

Для европейцев, сад камней является чем-то загадочным и фантастическим, но однозначно несущим в себе какой-то смысл. Так и есть, ведь такие сады принято также называть «философскими». Обычно, сады камней создавались исключительно для созерцания, чтобы, оказавшись в уединение, человек мог постигнуть тайный смысл этого архитектурного сооружения, а также отстраниться от мирской суеты. Камни, застывшие в особой картине, заставляют человека видеть ассоциативные образы, которые каждый понимает по-своему. Это полностью олицетворяет учение Дзен о том, что мир именно такой, каким мы его воспринимаем. Минимализм и простота Японского сада порождают ощущение гармонии, что вызывает у ценителей настоящее эстетическое наслаждение. Главное свойство японского сада камней — это невозможность постичь бога и мир, эта концепция заложена в основе сада так же, как и в дзен-буддизме.

Устройство сада камней

Хаотичное, по первому впечатлению, расположение камней и окружающая их пустота, на самом деле строго подчиняются определенным законам:

  • Камни в саду должны находиться в отношении какой-либо точки наблюдения в зависимости от времени дня, которые вы собираетесь в нем проводить. Идеальной считается точка наблюдения с северной стороны, чтобы на своем пике солнце не ослепляло.
  • В саду камней не должно быть полностью заполнено все свободное пространство, должно соблюдаться равновесие открытых и заполненных участков.
  • Должна соблюдаться асимметрия, тесть не следует размещать в саду предметы одинакового размера или параллельно.
  • В основе японского сада лежит семиугольная геометрическая сеть линий, относительно которой камни располагают на точках их пересечения.
  • Все основное пространство должно быть засыпано галькой или песком, на которых в последующем граблями вычерчивают линии, символизирующие водную рябь.

Камни в японском саду

Дерево в саду камней, как правило, не используется, так как суть этого сада больше приближена к смерти, а дерево является символом жизни, поэтому основным элементом в строительстве сада всегда был и остается камень.

Все камни подбираются по размеру, цвету и форме и расставляются не отдельно, а как бы дополняют друг друга и органично вписываются в ландшафт. Так как в Японии много вулканов, для обустройства сада обычно применяют камни вулканического типа. Правильно разместить камни на территории сада может только специалист, так как укладка камня зависит от очень многих характеристик. Также различают пять видов камней:

  • Лежачий
  • Плоский
  • Изогнутый
  • Статуя
  • Низкая вертикаль

Обычно для расстановки используется нечетное число камней, но иногда в композиции могут лежать и 2 камня. Вообще, число камней не ограничено какими-либо строгими правилами, их может быть сколько угодно, но, как правило, их ставят группами не более чем из двух или трех штук.
Некоторые Японцы, а в последнее время и европейцы, создают на территории своего дома мини сад камней, но это несет скорее декоративный характер, нежели символический.

Сад камней видео

Город в Японии с садом камней

В Киото находится самый известный и наиболее часто посещаемый туристами сад камней, расположенный в храме Рёандзи (Храм Покоящегося Дракона). Он был построен в 1450 году и стал пристанищем буддийских монахов. В 18 веке многие сооружения храма были уничтожены частыми пожарами. Камни в саду являются единственными объектами, сохранившимися без изменений до нашего времени. Автором и создателем этого сада является знаменитый мастер Соами. Вся территория сада засыпана гравием белого цвета, а на небольших островках изо мха расположены 15 камней разбитые на 5 групп.

Похожие публикации