Речь ребенка 2 3 лет. Развитие речи у ребёнка дома

До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь. Некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко возрастает активный словарь ребенка. К концу второго года жизни это около 300 слов, а в трехлетнем возрасте до 1500 слов. В этот период в речи малыша появляются предложения. Правда, слова в них еще грамматически не связаны между собой. Конечно, каждый ребенок индивидуален и речь у всех развивается своими темпами. Дети любят подражать и это качество можно и нужно использовать в обучении. Например, имитация голосов животных (как лает собачка, мычит корова, гогочет гусь). Это не только веселая игра, но и полезное упражнение для развития речи.

После двух лет у ребенка совершенствуется произношение, но все же оно еще очень сильно отличается от произношения взрослых: некоторые звуки произносятся смягченно («Гуляли в лесю», «Идёть кися»), отдельные звуки в словах то заменяются другими (макароны-пакаёны, машина-пашина), то переставляются (самолет-масалет, каблуки-калбуки), или совсем опускаются (ёка-ёлка, юка-юбка). Многие дети в этом возрасте не могут произносить шипящие (Ж Ш Ч Щ) и заменяют их свистящими звуками (З,С) (хочу-хосю, шишка-сыска, чашка-цяска, щетка-сётка). А так же не выговаривают звук «р». Это объясняется недостаточным развитием речевого аппарата: малой подвижностью языка, губ, мышц нижней челюсти.Развить речевой аппарат и укрепить мышцы речевого аппарата помогает артикуляционная гимнастика. А так же это происходитв силу того, что дети не очень хорошо воспринимают на слух звуковые отличия. Поэтому уделяйте больше внимания развитию слухового внимания, речевого дыхания, голоса малыша.

С каждым днем растет интерес ребенка к окружающему его миру. Он все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Малыши внимательно слушают объяснения взрослых и сами начинают часто обращаться к ним с вопросами («Что это?», «Как?», «Зачем?», «Где?», «Что делаешь?» и т. д.). Пользуйтесь этим благоприятным моментом, больше общайтесь с ребенком, тем самым накапливая его активный и пассивный словарный запас. С уважением относитесь к детским вопросам и давайте на них краткие, ясные, понятные ответы. Очень важно, чтобы и родители задавали простые вопросы ребенку:"Какая шапочка у Тани?"," Какая собачка у дяди?". Побуждая малыша отвечать на наши вопросы, мы упражняем и совершенствуем его способность быстро и правильно использовать уже приобретенный запас слов, обогащаем новыми словами. Развивая речь, нужно заботиться не столько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми образами, опытом ребенка. А для этого ребенка надо знакомить с реальным миром вещей, явлений, событий. Надо, чтобы ребенок видел своими глазами, слышал своими ушами, то, о чем с ним говорят, при этом по возможности, действовал бы своими руками (трогал, переставлял, играл). Надо расширять его личный опыт, наглядно обогащать его знания, обогащать его восприятие внешнего мира через органы чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, тактильные ощущения) Дети этого возраста начинают испытывать потребность в общении и не только со взрослыми, но и со сверстниками. Если ребенок испытывает затруднения в общении с другими детьми, ему надо помочь. Организуя какую-либо деятельность ребенка, помогите ему вступать в речевой контакт со сверстниками: "Помоги найти Саше совочек", "Попроси у Тани мячик, поиграйте вместе". Можно использовать такие приемы:"Давай скажем вместе", "Я начну, а ты продолжи". Этимвы активизируете словарь ребенка, помогаете овладевать словами просьбы, благодарности, строить свою речь. С ребенком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас, в данный момент не находится в поле его зрения, например, что он сегодня утром видел на прогулке или что вчера он делал у бабушки в гостях. Это не развивает не только его речь, но и тренирует память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного сопровождения.

В этот период (от 2 до 3 лет) наряду с очень быстрым пополнением словаря, речь детей характеризуется еще одной особенностью. Начинается важнейший этап освоения родного языка-овладение его грамматической структурой. Усвоение грамматики происходит очень интенсивно. Ребенок третьего года жизни употребляет в речи различные формы глаголов, все падежные формы существительных, различает единственное и множественное число, настоящее и прошедшее время глаголов. Но грамматическом отношении речь еще не совершенна. Нередко дети путают падежные окончания, допускают ошибки в употреблении множественного числа существительных и в согласовании слов («Мой кукла», «Вкусный конфета»). Дети начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком (ложка-кошка-мошка). Многие дети к слову могут подобрать сходное по звучанию слово (птичка-невеличка, мишка-шишка, ложка-картошка, каша-малаша).

Развитие речи – это процесс, который проходит у ребенка целый ряд этапов. И существуют ориентировочные показатели развития речи малыша в каждый его возрастной период. Все нормативы речевого развития детей, существующие в нашей стране – это результат серьезных, длительных и глубоких научных исследований развития ребенка.

Показатели речевого развития детей

Дети от 2 лет до 2 лет 6 месяцев

Понимание речи. Происходит дальнейшее развитие понимание смыслового содержания речи окружающих. С ребенком можно говорить не только о событиях и явлениях, воспринимаемых в данный момент, но так же о прошлых (уже знакомых ребенку) и будущих событиях.

Способность подражать. Дети легко повторяют фразы, короткие стихи, потешки.

Словарь. Услышанные незнакомые слова и целые фразы становятся достоянием словаря детей. В их речи появляются вопросы «Где?», «Когда?», «Почему?»

Грамматический строй речи. Предложения становятся многословными, появляются сложные предложения, хотя и не всегда правильные грамматически.

Связная речь . Речь становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми. Ребенок много говорит по самым разным поводам, по своей инициативе и в ответ на чьи-либо высказывания. Словом определяет свои действия, желания, намерения.

Дети от 2 лет 6 месяцев до 3 лет

Понимание речи. Ребенок может понимать смысл взрослого о событиях и явлениях, не имевших место в его личном опыте, но отдельные элементы которых непосредственно воспринимались малышом (например, видел на картинке).

Способность подражать . Легко воспроизводят услышанные небольшие стихи и песенки, потешки, прибаутки.

Словарь. В словарный состав входят все части речи (кроме причастий и деепричастий). Объем словаря быстро возрастает: к концу третьего года до 1200-1500 слов.

Грамматический строй речи . Дети говорят сложными фразами.

Связная речь . Дети рассказывают об увиденном несколькими отрывочными фразами. Опираясь на вопросы взрослого, могут передать содержание ранее услышанной сказки или рассказа (по картинкам или без них)

Артикуляция. Произношение в основном правильное, за исключением звука «р» и шипящих.

Эти показатели являются «ориентировочными». Они для нас как ориентир – маяк в пути по морю развития малыша. И надо этот маяк заметитьи понимать, что он нам сигналит.

Для чего очень важно и нужно их знать? Чтобы отслеживать динамику развития своего малыша. Чтобы если вдруг будут проблемы – то их тут же заметить, обратиться к специалисту – врачу илогопеду и не терять драгоценное время. Чтобы не просто смотреть, а видеть своего малыша – что постоянно меняется в нем, чему новому он научается, в чем ему нужна помощь, где он особенно силен, а где пока не получается и надо его поддержать дополнительными играми и упражнениями.

Это важно знать: При мониторинге развития речи ребенка важно даже не то,сколько он умеет сейчас, а динамика в его развитии. И важно видеть, что малыш обучается новому, что всё время в его развитии происходит движение вперед. А вот если такого движения нет – то тут есть повод задуматься. Задержке в развитии могут способствовать две причины:

1) Либо мы, взрослые, «отстали» от ребенка и даем ему старые задачи, которые он давно перерос. И пора бы уже давать ему более сложные задачи речевого общения по его возрасту

Например, мы понимаем малышас полувзгляда, угадываем сразу, что ему будет нужно и что он хочет. Зачем тогда ребенку речь? Она просто не нужна в его жизни! Речи и нет! Это одна из причин того, что у ребенка речь не появляется вовремя – и очень частая причина, которую,к счастью, легко преодолеть и всё исправить, и малыш скоро заговорит.

2) Либо есть проблемы в развитии ребенка и стоит проконсультироваться у специалистов.

Будьте внимательны к своему малышу. Любите его, развивайте, радуйтесь даже самым малым его достижениям!

В 2 года многие дети уже балаболят. У них активно развивается артикуляционный аппарат. Помимо простых звуков, которые они с лёгкостью произносили в год (гласные + «б», «п», «м») появляются более сложные, вроде «ф», «в», «ш», «ж», «с», «ч».

Звуки «р» и «л» в 3 года у ребёнка вряд ли получится выговорить, так как они сложные и появляются ближе к 5 и 6 году. Так что родители, которые приходят в 3 года с проблемой «не говорит “р”» делают это напрасно. Тут главное - терпение, умение наблюдать за своим ребёнком и уверенность в том, что всему своё время.

Не стоит беспокоиться, если малыш путает местами слоги, не произносит начало слов или, наоборот, проглатывает окончание. Это не критично, ведь он узнает речь, и такие непроизвольные ошибки будут встречаться в ней вплоть до 4 лет.

Словарный запас ребёнка к 3 годам, как правило, составляет уже 1,5 тысячи слов (а то и больше!).

Часто поводом для переживания в семье становится молчание малыша. Мамы приходят на консультацию со словами «всё видит, слышит, понимает, но почему-то не говорит».

Стоит отметить, что малыш в 2-3 года накапливает слова и пополняет не только активный, но и пассивный словарный запас. Если вы много разговариваете с ребёнком, читаете книжки, проговариваете свои действия, но ребёнок по-прежнему не проявляет большого интереса к речи, проверьте, насколько хорошо он воспринимает ваши инструкции.

Как проверить, понимает ли ребёнок речь

В 2-3 года малыш уже должен выполнять самые простые инструкции. Например, мама показывает на чашку и говорит: «Возьми чашку». И ребёнок выполняет просьбу. Более того, многие дети способны воспринимать сложные инструкции: «Пойди в комнату и принеси чашку со стола». Если ребёнок адекватно реагирует на просьбы взрослых, но сам ограничен в словах, пока не стоит акцентировать на этом внимание.

Старайтесь обсуждать с крохой, что происходит вокруг.

Не ограничивайтесь предложениями с употреблением только простых слов, вроде дерева, машины или собаки. Копните немного вглубь, увеличивайте пассивный словарный запас малыша. Например, гуляя по парку, расскажите, чем клён отличается от осины или ели. Разбирайте цельные «образы» по частям: «Под землёй у дерева есть корни, над землёй - ствол, ветки и листочки. Все листья вместе с ветками называются кроной».

Что делать, когда ребёнок упорно молчит

Конечно, если ребёнок не говорит в 3 года совсем, нужно понемножку подталкивать его к этому, делать так, чтобы это стало ему интересно, выгодно. Обычно в 3 года 2 месяца большинство детей произносят свои первые фразы, которые состоят из двух слов. Например, «мама, гулять» или «мама, гу» (одно из слов может быть лепетным).

Самый простой способ развязать малышу язык - задавать открытые вопросы.

Порой родители считают, что если будут говорить что-то за ребёнка, то он быстрее заговорит. Нет, это заблуждение. В таком случае у ребёнка просто не возникает потребности говорить. А зачем, если мама и так за него всё сказала?

Вместо того чтобы спрашивать перед обедом «ты будешь кашу» и ждать, когда малыш кивнёт в знак согласия или помашет головой в знак отрицания, задайте ему такие вопросы: «Что ты будешь есть?» или «Что ты будешь есть: кашу или суп?». Этим вы побудите его к речи.

Также родителям не надо реагировать на «молчаливые» вопросы ребёнка (когда без слов он пытается что-то выяснить без слов – особенно актуально если ребёнок не говорит совсем). Например: малыш показывает на еду и начинает плакать. Мама обеспокоенно спрашивает: «Ты хочешь это? Это? Это?» И ребенок кивает головой. Нужно спокойно сказать: «Милый, я тебя не понимаю, что ты хочешь? Скажи словами, пожалуйста, я не могу понять, что ты просишь» (ласково, с участием).

Развитие речи ребёнка в 2 года. Научить знакомиться с ребятами на... Проговаривать каждую ситуацию, добиваясь того же. Важно включать в речь...

Речь – важнейший инструмент человеческого общения. Начало речевой деятельности связано с появлением активного говорения. К первому году жизни активный словарь ребенка может составлять от трех до пятидесяти слов: это время накопления пассивного словарного запаса.

К двум годам словарь активно пополняется, малыш начинает выстраивать первые простые предложения. Что касается количества используемых слов, то единой нормы не существует. Каждый малыш развивается индивидуально, и часто упоминаемая норма в 200-300 слов не может считаться обязательной. Кто-то имеет в активном запасе пятьдесят словоформ, а кто-то использует больше тысячи слов. Если физическое и психическое здоровье малыша в норме, переживать по поводу небольшого словарного запаса не стоит.

Тематический материал:

Но это не значит, что речь не нужно развивать. Именно речь ребенка наряду с интеллектуальным и физическим развитием должна стать основной задачей родителей и педагогов.

Особенности речевого развития крохи 2 лет

Первые попытки двухлетнего малыша связать слова в простейшие предложения «Нет дома сока», «Мама ушла» радуют родителей. Однако нужно обращать внимание на неправильно произношение или «проглатывание» звуков, поправляя чадо, давая ему четкий артикуляционный образец. Если этого не делать или, хуже того, сюсюкать с малышом, неправильное произношение закрепится, потребуется переучивать малыша, заниматься с логопедом.

Особенностью речевой деятельности в этом возрасте является то, что ребенок называет себя по имени, в третьем лице. Он знает простейшие формулы вежливости и умеет правильно использовать их. Может описать простые предметы, внешность знакомого человека, свои действия, ощущения, прочесть одно-два четверостишия, рассказать сказку.

Задачи развития речи у детей 2-3 лет следующие:

  • научить малыша говорить о себе в первом лице, использовать личные местоимения «я», «мы», «ты», «он»;
  • строить правильные фразы;
  • правильно изменять формы глаголов по лицам и числам;
  • правильно произносить согласные «р», «м», «л».

Работать над речью можно только в игровой форме. Например, совместная деятельность поможет освоить глагольные премудрости («Я рисую домик, ты рисуешь домик, бабушка тоже рисует домик!»). Игра с куклами-животными прекрасно тренирует логическое и образное мышление, а «озвучивание» игрушек помогает отрабатывать звуки («Как говорит собачка? Р-р-р-р!», «Индюк бормочет: «Бу-бу-бу!»).

Важно начать и социализацию малыша: научить его знакомиться с ребятами на детской площадке, задавать вопросы и отвечать на них. Каждая совместная прогулка – это драгоценное время, которое можно и нужно использовать для развития крохи. Вариантов работы множество: описание состояния природы, проговаривание своих действий и чувств, изучение новых предметов, слов, названий, имен.

Способы развития речи

Развивать речь ребёнка в двухлетнем возрасте совершенно необходимо. При этом взрослый должен требовать от себя речевой культуры, так как именно его выражения и интонации будет копировать малыш. Что можно делать?

Способ №1

Создавать речевые ситуации, в которых малыш должен использовать активную речь.

Способ №2

Обязательно выслушивать ребенка до конца, давая ему возможность сформулировать и выразить свою мыль, даже если она понятна взрослому.

Способ №3

Вводить общеупотребительную лексику, заменяя звукоподражания («ко-ко» – курица, «топы-топы» – ботиночки, «мяу-мяу» – кошечка).

Способ №4

Артикулировать слова, добиваясь четкого звучания. Заниматься , тренируя речевой аппарат и формируя правильную воздушную струю. Это совсем не сложно. Простейшие, но очень эффективные упражнения: облизать намазанные медом губы, подразнить свое отражение в зеркале, имитировать цоканье лошадиных копыт, сдувать ниточку с ладошки, выдувать мыльные пузыри, подгонять бумажный кораблик, надувая его «паруса».

Тематический материал:

Способ №5

Использовать слова всех основных частей речи.

Способ №6

Постоянно работать над расширением словарного запаса ребенка, переводя его из пассивного в активный. Учить сравнивать и обобщать, называть признаки и характеристики: цвет, форму, размер, положение в пространстве.

Способ №7

Важность речевой практики

Развитие речи детей должно опираться на постоянную речевую практику. Малыш должен уметь ответить на вопрос о том, что происходит или что нарисовано на картинке. Можно проговаривать каждую ситуацию, добиваясь того же от малыша. Важно включать в речь прилагательные, чтобы точнее и ярче выразить мысль.

Если ребенок неохотно слушает книжки, не беда. Ему можно петь песенки, рассказывать сказки, делая участником импровизированных сценок. Прекрасные возможности для развития творческого мышления и речи дают пальчиковые игрушки или игрушки на руку, с помощью которых можно разыгрывать домашние театральные представления.

Необходимо развивать пространственное мышление, вводя в речь ребенка предлоги, наречия, местоимения. Учить сравнивать предметы, используя сравнительные конструкции, а также членить предмет на части и описывать его («Книжка состоит из обложки и страничек. Обложка одна, а страничек много. Обложка толстая, а странички тоненькие!»)

Целенаправленная работа над развитием речи двухлетнего малыша поможет ему проще общаться, разовьет все виды мышления, придаст уверенности и станет залогом успешности.

Как же греют сердца родителей первые слова любимых деток! Им так много слов нужно узнать, повторить, а потом правильно воспроизвести, что без нашей помощи просто не обойтись. Специалисты рекомендуют начинать разговаривать с малышом, распевать ему песни, читать сказки ещё на третьем триместре беременности (так он скорее привыкнет к вашему голосу и после его рождения он вас быстро узнаёт) и не прекращать после его появления на свет.

Первые «лепетные» слова начинает малыш произносить примерно в 5–6 месяцев «тя-тя, бу-бу, па-па, ба-ба, ма-ма». Многие считают что это слова, но, на самом деле, всего лишь звуки, которые малыш пытается повторить за нами. Осознанное «мама, папа» и т. д . ребёнок произносит ближе к году. А к его двухлетию он уж знает определённое количество слов, которого достаточно для изъяснения со взрослыми.

Особенности развития речи у детей в 2–3 года

Задачи развития речи в 2 года

Определённо скажем, что чётких нормативов нет, каждый малыш индивидуален. Ваш ребёнок может (НЕ ДОЛЖЕН!!!) к двум годам достичь определённых навыков в речи, и это:

  • В словарном запасе использовать около 300 слов.
  • Общаясь употреблять интонацию.
  • Составлять предложения из 2–3 слов.
  • Употреблять при общении союзы, местоимения и предлоги.
  • При общении применять мимику и жесты.

И всё же, если ваш малыш не начал разговаривать к двум годам, то первоначально желательно установить причину задержки развития речи.

Основные причины задержки развития речи у детей

  • Наследственность. Возможно, в семье есть родные, у которых период «говорения» затягивался.
  • Родители уделяют мало внимания ребёнку.
  • Глухота.
  • Заболевания центральной нервной системы.

Что предпринять, если малыш к 2 годам не заговорил?

Как развивать речь у детей 2–3 лет?

Занимайтесь с малышом над чётким и ясным произношением слов и звуков, при этом голос должен быть спокойным. Нельзя повторять за ребёнком неправильное произношение слов, чтобы оно не закрепилось. Помогайте ему накапливать словарный запас при помощи чтения сказок, стихотворений, песен. Для всестороннего развития малышу необходимо хорошо понимать и разбираться в цветах, размерах, фигурах и количествах предметов. Лучше всего эти знания закрепятся в игровой форме: занятия с пирамидками, разноцветным конструктором, различных размеров кубики и фигуры геометрических форм. Играя, вместе со взрослым, малыш постепенно запоминает качества предметов и развивает мелкую моторику.

Для расширения словарного запаса очень полезно вместе с малышом детально разбирать картинки, останавливая своё внимание на конкретных действиях персонажей, изображённых на них. Рассматривайте и рассказывайте ребёнку о бытовых предметах, например, «шкаф - хранят штанишки, юбочки».

Чтобы освоить связную речь, помогайте правильному суждению: трава зелёная и листик зелёный. Обязательно необходимо обращать внимание на произношение слов. Получается у ребёнка ещё мало , но нужно его поправлять и стараться правильно ставить звуки и произносить слова.

Занятия для речевого развития детей 2–3 лет

Как улучшить развитие речи детей 2–3 лет

Необходимо чаще общаться с ребёнком, при этом произносить речь чётко, спокойно и короткими, понятными предложениями. Стимулируйте его к разговору: задавайте вопросы и спрашивайте его мнение. Важно чётко проговаривать свои действия: «Беру книгу, сажусь читать». На улице заострять внимание на всяких деталях, давая им характеристики, это поможет значительно пополнить словарный запас карапуза.

Очень часто малыши глотают звуки, для устранения этого речевого недостатка, нужно заниматься с ними. Звук «а» ребёнок научится произносить, если ему продемонстрировать, как плачет ляля: «ааааааа». При этом он тоже должен показать вам, как же плачет ляля? Для отработки названий предметов с труднопроизносимыми звуками, показывайте малышу картинки с изображением этих предметов и проговаривайте их название медленно и чётко, повторяя несколько раз. Ещё одно хорошее занятие для отработки звуков: поставьте перед малышом игрушки разных животных и подходите к ним знакомиться, только разговор должен быть на их языке.

Чтобы научить ребёнка правильно формулировать и высказывать сложные предложения, нужно заниматься над его правильным дыханием и развивать артикуляционный аппарат (здесь большую пользу принесут скороговорки). Речевому развитию детей хорошо способствуют стишки со считалками, а также загадки, которые нужно загадать, а потом вместе с малышом отгадать. Загадки хорошо развивают воображение, творческое мышление и дети становятся более наблюдательными. Такие занятия позволят ребёнку запомнить несколько загадок и применять их в игре с детьми.

Малыш будет воспринимать информацию , услышанную на слух, а не только наглядную (по картинкам), если с ним заниматься над расширением речевого навыка:

Помните, если малыша в 2 года не разговаривает , то не стоит паниковать. Обязательно нужно обследоваться у специалистов, если ребёнок в 3 года совсем молчит. Любите своих детей, проводите с ними занятия, развивайте память, мышление и речь, а современные методики вам в этом помогут. Удачи.

Развитие речи малыша дома в совсем юном возрасте - это не просто изучение языка, но само формирование процесса общения. Не оставляйте ребенка одного с этой непростой задачей, помогите ему в становлении этого навыка.

С чего начать развитие речи дома

Прежде всего, родители должны четко осознавать, как складывается развитие разговорных навыков их ребенка. Необходимо понимать, как проходит развитие речи малыша по сравнению с принятыми стандартами и в соотношении с другими его сверстниками. Не списывайте отсутствие речи у ребенка на его какие-то "особенности". Это может осложнить все его дальнейшее развитие.

Внимание родителей - счастливый малыш дома!

Посмотрите, как разговаривает ваш малыш в сравнении со своими сверстниками. Выделите временные рамки когда пявилось первое гуление, лепет, когда малыш начал пытаться произносить первые фразы. Сформируйте активный и пассивный словарь ребенка, то что он произносит сам, и то, что не произносит, но понимает. Эта методика поможет вам досконально разобрать речь и понять, как проходит развитие, есть ли где пробелы и необходимость их устранения.

Как лучше всего развивать речь у ребёнка 2 лет

Если вы будете помогать ребенку, развитие его речи будет проходить много быстрее. Можно выделить несколько основных моментов, с которыми вы действительно поможете:

  • Создайте вокруг вашего ребёнка развивающую среду. Как можно больше разговаривайте с ним, обсуждайте все события, происходящим при нём, проявляйте участие в его деятельности.
  • Говорите нормальным языком, старайтесь не «сюсюкать». Помните, что слова, их произношение и значение дети получают на раннем этапе развития только от родителей и окружающих близких.
  • Организуйте некоторое подобие занятий по развитию речевых навыков, где вы будете объяснить ребенку новые слова, исправлять то, что он говорит неправильно и т.п. Все занятия надо проводить в форме игры.
  • Развивайте навык понимания речи. Ребенок должен хорошо воспринимать все слова, которые вы проговариваете. Расширяйте его пассивный словарь не только понятиями, но и определениями состояния, действия и т.д.

Старайтесь на ранних этапах давать малышу только те понятия, с которыми он может столкнуться лично. Это могут быть названия цветов, действия, окружающие предметы, животные и т.п. Разбавляйте игрой все ваши уроки и ребёнок будет счастлив от оказанного внимания.

Похожие публикации