Готов ли ребенок к школе? (тест для родителей). Тест (подготовительная группа) на тему: Как узнать, готов ли ребёнок идти в школу? Как понять готов ли ребенок к школе

Родители, озабоченные готовностью детей к школе, делятся на две группы. Одни под подготовкой к школе имеют в виду умение читать, считать, писать (говорить по-английски, решать дифференциальные уравнения) – то есть интеллектуальное развитие. Других волнует психологическая готовность и созревание головного мозга.

Есть еще две группы родителей. Одни считают, что ребенку в 8 лет в первом классе скучно, другие – что в 6,5 трудно.

Кто прав? Ответ простой. Правы родители – именно они несут ответственность за своих детей. Какое бы решение вы ни приняли, оно будет верным. Главное, принимать его осознанно.

Кратко о созревании мозга

Мотивацией для малышей является интерес. Произвольная мотивация (делаю, потому что надо) появляется с созреванием лобных долей головного мозга. Лобные доли созревают примерно в 6-8 лет. До появления произвольной мотивации ребенок к школе не готов – мозг еще не созрел. Но решать все равно родителям.

Есть и другие моменты, которые стоит учитывать при принятии решения, отдавать ли ребенка в школу в этом году.

Организационные вопросы

Дети, которые ходят в муниципальный или в частный сад с группами по возрастам, а не смешанными, как правило, идут в школу после выпуска из садика. Если вы считаете, что ребенок еще мал для школы, где он будет находиться еще один год? Дома с кем-то из родителей, бабушками-дедушками, няней? Это вариант. Вот только дети в садике в подготовительной группе действительно готовятся к школе, их морально настраивают на школу, на выпускных провожают детей именно в школу. Подумайте, как вы объясните ребенку, что он не идет в первый класс, когда все идут? Особенно если ему самому хочется?

Кто будет забирать ребенка

Когда вы подаете документы в школу (прием начинается в феврале), нужно планировать - кто и как будет отводить первоклашку на учебу и забирать. Занятия начинаются обычно в 8:00-8:30. В первой четверти в первых классах всего 3 урока, они заканчиваются около 11:00. Продленка платная, есть не везде, и детям часто тяжело там находиться. Этот вопрос бывает настолько сложен, что многим мамам выгоднее не работать в первый школьный год.

Дорога до школы

Прекрасная школа во дворе – редкое везение. Выбор обычно такой: обычная или плохая школа в двух шагах или хорошая в часе езды Подумайте, что для вас важнее – чтобы ребенок смог подольше спать утром или высокий академический уровень (подсказка: здоровье дороже).

Кружки и секции

Если до школы ребенок ходил на несколько дополнительных занятий, возможно, в первый школьный год придется оставить только самые любимые. Имеет смысл за несколько месяцев до 1 сентября решить вместе - от каких кружков он готов отказаться (подсказка: спорт повышает адаптационный ресурс).

В 6,5 или в 7,5?

Если у вас сын, наверняка вы думаете про армию. Желание отдать мальчика в школу пораньше, чтобы у него был запасной год, можно понять. Увы – если ребенок не готов, спешка может испортить отношение к учебе.

На что обратить внимание:

Умеет ли ребенок себя обслуживать

Ответ на этот вопрос важнее, чем знание букв и цифр. Сможет ли ребенок сам переобуться в сменку? Сможет ли сам сложить в мешочек уличные ботинки, упаковать в пакет теплые штаны, кофту, шапку, шарф, варежки и все это разместить в раздевалке? Сможет ли найти нужное в портфеле и сложить после уроков обратно? Сможет ли сам отыскать кабинет, если замешкался в столовой? Найти дорогу до кабинета, если прозвенел звонок, а он еще в раздевалке? Сможет ли переодеться перед физкультурой? Сам найти спортзал? Справится ли девочка со школьным унитазом: сможет ли мочиться, сидя на корточках, или вы разрешите ей садиться на общий унитаз? Не забудет ли мальчик застегнуть ширинку после туалета? Это важные моменты.

Умеет ли ребенок просить о помощи, если что-то случается

Понятно, в классе обращаться надо к учительнице, подняв руку. А если ребенок потерял ботинок в раздевалке? Он точно не растеряется? Не пойдет ли домой из школы по лужам в туфлях? Он сообразит, что делать, если потерял телефон или портфель? Если его в коридоре хватает за рукав чужая учительница и говорит: “Пойдем-ка со мной, ты без сменки” – он знает, как себя вести? Ребенок знает номера телефонов родителей наизусть?

Если вы решили, что ребенок пойдет в школу в этом году

Есть несколько навыков, с которыми у детей чаще всего бывают проблемы в первом классе. Их вы еще успеете развить в ребенке:

Умение концентрировать внимание на том, что говорит учитель.

Способность понять и запомнить задание, которое дает учитель.

Способность управлять своим телом: спокойно сидеть за партой и делать то, что нужно, в нужный момент (то есть открыть тетрадь, взять ручку и писать, например). Дети, плохо владеющие телом, тратят много сил на то, чтобы “держать” тело, писать, доставать из портфеля то, что нужно, и поэтому быстро устают и плохо усваивают материал.

Говорит игровой педагог Женя Кац:

Процесс обучения в школе построен так, что ребенку постоянно приходится следить за чужой мыслью и выполнять какие-то действия по заданию другого человека. На своих математических занятиях с детьми 6-7 лет я предлагаю детям игры, в которых надо внимательно слушать взрослого и реагировать на его слова.

Три игры на концентрацию внимания и на умение слушать и слышать взрослого от Жени Кац:

Кар, мяу, ква

Взрослый говорит «кар-кар» – и надо 2 раза помахать руками, как крыльями.

«Мяу, мяу, мяу, мяу» – надо 4 раза потереть носик «лапкой».

«Ква, ква, ква» – 3 раза подпрыгнуть.

А что надо сделать, когда взрослый говорит «кар, кар, кар, мяу, ква, ква»?

Шаг вперед, два шага назад

Развивать чувствование и понимание своего тела можно такими заданиями. Пройдите 12 шагов на пяточках, потом четыре шага на носочках. Подпрыгните два раза, потом пройдите пять шагов, потом подпрыгните ещё три раза. Пройдите четыре больших шага и шесть маленьких.

Стоп - один, стоп - три

Игра отлично тренирует способность “включать внимание” по команде взрослого и при этом слышать, что именно взрослый сказал, и выполнять нужное действие.

Дети бегают до тех пор, пока взрослый не скажет «стоп». «Стоп, три!» – встаем на три ноги. То есть на две ноги и одну руку, на две руки и одну ногу. «Стоп, один» – встаем на одну ногу. «Стоп, четыре» - на обе руки и обе ноги.

Самое главное. Хочет ли сам ребенок в школу?

Если мечтает и просится, то, отказывая ребенку, вы уничтожаете его мотивацию.

Если не хочет, попытайтесь разобраться, почему. Хочет еще ходить в детский сад или быть с мамой дома? Напуган старшими братьями и сестрами? Ему не нравится здание и двор школы рядом с домом? Просто боится нового? Разобрались? Тогда решайте – еще год с мамой или в садике, семейное обучение или работа с детским психологом.

Окончательное решение принимаете вы, несете ответственность тоже вы; но желания ребенка учитывать важно – ему еще учиться целых 9 или 11 лет.


Если в семье подрастает первоклассник, значит 1 сентября станет особенно знаменательным событием для всех членов семьи. Но как родителям понять, готов ли малыш к новому этапу своей жизни?

Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Нельзя не признать, что обучение может быть эффективным только в том случае, когда первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами. Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих:

1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса.

2. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи.

3. Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

4. Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера – а также уметь общаться со взрослым собеседником. Кроме того, ребенок должен хотеть идти в школу. И здесь мы, взрослые, должны уметь отграничивать внутреннюю мотивацию ребенка от внешней. Дошкольник должен идти в школу потому, что хочет много знать, ожидает, что там будет интересно, а не потому, что мы купим ему за это новый конструктор или шагающего робота.

Основные показатели готовности ребенка к школе

Как утверждают детские психологи, готовность ребенка к школе определяется отнюдь не объемом его знаний или наличием . Одним из ключевых доказательств психологической готовности ребенка к школе является его умение соблюдать определенную инструкцию. Если вы просите малыша что-то сделать, но он не слышит просьбу, или слышит только ее часть, значит пока он не может воспринимать инструкцию. Если же он понял, что вы хотите от него, но не собирается выполнять задание, это также является свидетельством того, что ребенку будет сложно учиться.

Второй показатель готовности к посещению школы – это умение спланировать свою работу. Выполнение любого задания имеет несколько этапов. Это и обдумывание предстоящей деятельности, и поиск решения той или иной задачи, и преодоление трудностей при достижении результата. Если у ребенка возникают сложности с самоорганизацией, значит в школе, особенно на первых порах, ему будет сложно.

Третьим свидетельством готовности к школе считается умение признать ошибку и самостоятельно исправить ее. Наконец, четвертым доказательством является умение сосредоточиться. Если малыш не может сфокусировать свое внимание даже на несколько минут, пожалуй, идти в первый класс ему рано.

Кроме того, ученик должен , чувствовать коллектив, действовать сообща ему на пользу. Без этих навыков первокласснику придется сложно. Впрочем, эти навыки у детей формируются довольно быстро.

Что должен знать и уметь ребенок к 1 классу

Должен ли ваш ребенок уметь читать и писать до школы? Специалисты говорят, что это не обязательно. Более того, в некоторых случаях самостоятельное обучение ребенка чтению и письму в раннем возрасте может ему даже навредить. Итак, что обязательно должен знать и уметь будущий первоклассник?

знать свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи;

знать времена года, названия месяцев, дней недели, различать цвета;

увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов), уравнивать множество предметов;

уметь сравнивать группы предметов: «больше, меньше или равно»;

объединять предметы в группы по принципу родства;

находить в группе предметов лишний;

высказывать свое мнение, построив законченное предложение;

иметь представление об окружающем мире: о профессиях, предметах живой и неживой природы, правилах поведения в общественных местах;

иметь пространственные представления: право, лево, вверх, вниз, под, над, из-за, из-под чего-либо;

легко общаться с другими детьми;

выполнять распоряжения старших.

Если Вы все же решили попробовать самостоятельно определить готовность Вашего ребенка к школе, то учитывая тот факт, что ребенок нередко впервые встречается с психологом лишь непосредственно при поступлении в школу, можно предложить специальную диагностическую методику для родителей, которые с помощью простых наблюдений и ответов на вопросы, смогут сами определить сформированность готовности своего ребенка к школьному обучению.

И так, попытаемся самостоятельно, без помощи специалиста узнать, готов ли ребенок к школе? Какие же тесты и методики обычно используются психологами, приемной комиссией при поступлении в школу?

Родители могут оценить уровень “зрелости” с помощью наблюдения и ответов на вопросы.

Однако прежде чем говорить непосредственно о диагностической методике, необходимо сказать об определенных правилах.

1. Тесты проводятся не все сразу, а в разное время, когда у ребенка хорошее настроение.

2. Все задания (вопросы) должны предлагаться в непринужденной обстановке. Это должна быть игра или какая-либо повседневная деятельность.

3. Не стоит говорить ребенку, что вы собираетесь его проверять. Он замкнется или будет слишком напряжен.

4. Это всего лишь наблюдение, поэтому оно может быть растянуто во времени. Не торопите ни его, ни себя.

Вопросы (диагностическая методика) представляет собой модифицированный опросник, разработанный американским психологом Джеральдиной Чейпи.

1. Оценка базового опыта ребенка

Приходилось ли ребенку сопровождать вас на почту, в сберкассу, в магазин?

Был ли малыш в библиотеке?

Приходилось ли ребенку бывать в деревне, в зоопарке, в музее?

Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?

Проявляет ли ребенок, повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?

2. Оценка физического развития

Хорошо ли ребенок слышит?

Хорошо ли он видит?

Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?

Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?

Выглядит ли ребенок здоровым, бодрым, отдохнувшим?

3. Оценка эмоционального развития

Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?

Сформирован ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?

Легко ли малышу переключиться при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?

Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться с другими детьми?

4. Оценка речевого развития

Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?

Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?

Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник?

Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом?

В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-либо происшедший с ним случай?

Четко ли ребенок выговаривает слова?

Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?

5. Оценка умения общаться

Включается ли ребенок в игру других детей?

Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?

Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?

Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо сценку в домашнем спектакле? 6. Оценка когнитивного развития

Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы. Например, найти картинку, не похожую на остальные?

Может ли ребенок различать буквы и короткие слова б/п, кот/год?

Cпособен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?

Может ли ребенок самостоятельно, без посторонней помощи, сложить головоломку из пятнадцати элементов?

Может ли ребенок рифмовать слова?

Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?

Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Если все ваши ответы оказались утвердительными, вас можно поздравить. Ваш ребенок, очевидно, готов к школьному обучению и с легкостью пройдет все испытания и собеседования. Если ваши ответы на двадцать и более процентов отрицательные, то это серьезный повод задуматься: не торопитесь ли вы отправить своего малыша в школу?

После того, как Вы ответили на приведенные выше вопросы, проанализировали результаты, можно провести ряд тестов, используемых детскими психологами при поступлении в школу .

Степень психосоциальной зрелости (кругозор)

Тестовая беседа, предложенная С. А. Банковым.

Ребенок должен ответить на следующие вопросы:

    Назови свои фамилию, имя, отчество.

    Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.

    Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?

    У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

    Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?

    Сейчас утро или вечер (день или утро)?

    Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?

    Что бывает раньше – обед или ужин?

    Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

    Кем работает твой папа, твоя мама?

    Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента (платье, карандаш)

    Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

    Когда можно кататься на санках – зимой или летом?

    Почему снег бывает зимой, а не летом?

    Что делает почтальон, врач, учитель?

    Зачем в школе нужна парта, звонок?

    Ты хочешь пойти в школу?

    Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

    Каких животных ты знаешь?

    Каких птиц ты знаешь?

    Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?

    Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.

    Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Оценка ответов

За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (за исключением контрольных). На правильные, но неполные ответы на подвопросы ребенок получает 0,5 балла. Например, правильные ответы: «Папа работает инженером», «У собаки лап больше, чем у петуха»; неполные ответы: «Мама Таня», «Папа работает на работе».

К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15,22. Они оцениваются так:

5 – ребенок может вычислить, сколько ему лет -1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла.

8 – за полный домашний адрес с названием города- 2 балла, неполный – 1 балл.

15 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балл.

22 – за правильный ответ -2 балла.

16 оценивается совместно с №15 и № 22. Если в № 15 ребенок набрал 3 балла, и в №16 – положительный ответ, то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе.

Оценка результатов: ребенок получил 24-29 баллов, он считается школьно-зрелым, 20-24 – средне-зрелым, 15-20 – низкий уровень психосоциальной зрелости.

Немного о законодательстве…

Законны ли тесты и собеседования при приеме в школу?

В соответствии с законом РФ «Об образовании», проведение тестирований и конкурсов в общеобразовательных учреждениях не допускается. Более того, в Конституции РФ этот уровень образования определен как всеобщий и бесплатный, то есть, не предполагающий какого-либо специального отбора учащихся. Тем не менее, в ряде регионов практикуется проведение собеседований первоклассников. Особенно это характерно для учреждений с углубленным изучением отдельных предметов, гимназий и лицеев. Такие образовательные учреждения преступают закон!

Все дети, достигшие школьного возраста, зачисляются в первый класс, независимо от уровня их подготовки. Собеседование учителя с ребенком можно проводить в сентябре лишь с целью планирования индивидуальной учебной работы с каждым учащимся, а на этапе поступления в школу наиглавнейшей задачей является успешная адаптация ребенка к школе.

Как помочь ребенку адаптироваться к школе

Родители должны помочь малышу психологически понять и принять все изменения, которые произойдут в его жизни. Ни в коем случае нельзя пугать будущего первоклассника школой. Нужно заранее объяснить ребенку, что у него будет другой режим. Рекомендуется заранее показать ему здание школы, сходите вместе на экскурсию, пусть кроха погуляет по коридорам, посмотрит, как выглядят классы.

Ребенку надо рассказать о положительных сторонах . Желательно познакомиться заранее с классным руководителем и будущими одноклассниками. Ребенок нуждается в психологической поддержке, ведь он наверняка волнуется в преддверии перемен в своей жизни. Кто, как не родители, может оказать ему эту поддержку.

Малышу следует хорошенько изучить дорогу от дома до школы. Даже если пока не планируется отправлять его одного на занятия, это придаст ребенку уверенности.

Советы для успешной адаптации детей к школе

    Следите за тем, чтобы ребенок придерживался определенных правил: занимался в одно и тоже время, подъема и отхода ко сну, чередовал нагрузки и отдых, ежедневно гулял на свежем воздухе.

    Ни в коем случае не ругайте малыша за неудачи! Поддерживайте его, вселяйте в него уверенность в то, что у него все получится.

    Тревожность, предчувствие неудачи, страх совершить ошибку – плохие помощники в учебе. Постарайтесь создать в доме благоприятную атмосферу, она будет способствовать успеваемости.

    Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми. Наоборот, подчеркивайте его сильные стороны, воспитывайте самоуважение.

    Тактично предлагайте помощь, если у малыша что-то не получается, но не делайте за него всю работу. Подсказывайте, направляйте к правильному решению, но не давайте готовый ответ.

    Развивайте в ребенке самостоятельность. Позвольте ему самому планировать порядок выполнения домашних уроков, готовить одежду на следующий день, собирать учебники и тетради для занятий.

    Проявляйте как можно больше интереса к тому, как проходит день ребенка в школе.

В завершение статьи хочется сказать несколько слов об общем направлении подготовки ребенка к школе. Психика ребенка развивается в игре. Постепенно исчерпав свои возможности, игра, как ведущий вид деятельности, уступает место обучению. Хочется еще раз напомнить, что важен не объем знаний ребенка, а качество знаний . Важно не учить читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки. Конечно, хорошо, что будущий первоклассник умеет читать, считать. Но для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры, слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать. Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в нее включиться.

В России стать первоклассником может ребенок в возрасте 6,5 – 8 лет. Даже при том условии, что дети развиваются каждый в своем темпе, разница в 1,5 года может оказаться критичной. Стоит ли отдавать ребенка в школу в 6 лет? Является ли вообще возраст показателем того, что ваш малыш готов к школе? Обратимся за помощью к психологам.

Степень готовности к начальной школе определяется не только умением читать и считать. Для оценки реальных способностей, уровня подготовки малыша нужно провести как минимум четыре теста:

  • на уровень развития интеллекта, наличие базовых представлений об окружающем мире;
  • на проверку уровня физической готовности;
  • на способность к социальной адаптации и на степень развития речевых способностей;
  • на оценку психоэмоционального развития.

Диагностировать, готов ли ребенок к школе, поможет комплекс вопросов, приведенных в книге известного американского психолога Джеральдины Чейпи «Готовность к школе».

Проверка на предмет общей осведомленности об окружающем мире:

  • Бывал ли малыш вместе с родителями в таких общественных местах, как магазин, почта, банк?
  • Посещал ли он библиотеку, музей?
  • Есть ли у ребенка опыт деревенской жизни, прогулки в зоопарке?
  • Есть ли у него увлечения?

Чтобы убедиться в физической готовности дошкольника к учебе, родители должны ответить на такие вопросы:

  • Хорошее ли у малыша зрение?
  • Хороший ли у него слух?
  • Обладает ли он достаточной усидчивостью, чтобы спокойно заниматься одним делом продолжительное время?
  • Достаточно ли развита у будущего ученика координация и ориентация в пространстве, чтобы прыгать, ловить мяч, ходить по лестнице?
  • Здоров ли он на вид?

Тестирование эмоционального (психологического) развития:

  1. Верит ли дошкольник в себя?
  2. Легко ли он переключается с одной задачи на другую, адаптируется к переменам?
  3. Выглядит ли он живым, веселым, активным в играх со сверстниками, дома?
  4. Ребенок может самостоятельно играть, выполнять учебные задания?
  5. Способен ли он состязаться с детьми?

Речь – важный компонент успешного взаимодействия с людьми и формирования кругозора. Определить уровень ее развития помогут следующие вопросы:

  • Способен ли маленький ученик дать определение и предназначение находящихся возле него предметов?
  • Может ли он сравнивать, находить отличия и сходства между разными предметами?
  • Ориентируется ли он в пространстве, то есть, способен ли различать расположение предметов над, под, слева, справа и т.д.?
  • Получается у него выговаривать слова?
  • Грамотно ли он высказывает свои мысли?
  • Быстро ли находит ответы на вопросы взрослых?
  • Умеет ли малыш описывать случаи из своей жизни?

Для оценки коммуникативных навыков:

  1. Ребенок умеет слушать других людей?
  2. Может ли он поддержать разговор, изобразить кого-то в театрализованной постановке (сыграть роль в домашнем театре)?
  3. Умеет ли находить общий язык со сверстниками, вступать в коллективные игры?
  4. Может ли, когда нужно, подождать своей очереди?

Теперь вопросы, которые помогут определить, насколько развит детский ум, когнитивные способности:

  • Понимает ли малыш разницу между формами предметов, выбрать картинку, которая отличается от остальных в группе?
  • Видит ли разницу между буквами б/п, д/т как отдельно, так и в словах?
  • Обладает ли достаточным логическим мышлением, чтобы разложить вещи (картинки) в определенной последовательности?
  • Умеет ли складывать головоломки, пазлы из 15 деталей?
  • Умеет ли подобрать рифму к словам?
  • Может ли точно повторить несколько перечисленных слов, цифр в том же порядке?
  • Способен ли рассказать своими словами историю, не теряя главной мысли и последовательности сюжета?

Итак, если большинство ответов на вопросы положительные, можно смело отдавать малыша в школу и быть уверенными, что он с легкостью пройдет и вступительное тестирование, и школьную адаптацию, независимо от того, ему 6, 7 или 8 лет.

Если 20% и более составляют ответы «нет»,то очевидно, что ребенок не готов к школе. А этот тест показывает направления, по которым нужно готовить малыша особенно тщательно.

Что делать, если ребенок не готов к школе? Плюсы и минусы дошкольного развития ребенка 6-7 лет

Психологи советуют родителям не форсировать события, а постараться следовать природному графику развития малыша:

  1. Позаботьтесь, чтобы он играл до тех пор, пока не выйдет из игрового возраста. А игры уже можно использовать для развития определенных способностей, накопления опыта.
  2. Не требуйте от малыша слишком многого. Позвольте совершать ошибки, давайте отдохнуть так часто, как это требуется ребенку. Постепенно и очень бережно усложняйте задачи и увеличивайте нагрузки.
  3. Вместо того, чтобы превращать учебу в обязанность, постарайтесь заинтересовать в предмете обучения, мотивировать на результат.

В погоне за знаниями родители часто перегружают будущих школьников разными занятиями, упуская такие важные моменты, как детские потребности и соответствующие возрасту способности. Развивающие курсы для детей в период дошкольной подготовки действительно приносят пользу при условии, если это уроки в школе ментальной арифметики Соробан®. Уроки скоростного счета помогают малышу понять математику, тренируют моторику, готовят руку к письму, развивают интеллект и учат самостоятельно мыслить, рассуждать, принимать решения. Параллельно малыш получает опыт общения с детьми и педагогом в процессе занятий, учится работать на результат. Уникальные методы обучения, форма взаимодействия учителя с учениками, развивающие мозг упражнения помогают адаптироваться, подтянуть успеваемость даже младшим школьникам, если вдруг оказалось, что ребенок не готов к школе. Но лучше всего о Соробан® говорят таланты ее учеников – самостоятельных, уверенных в себе и настроенных на успех.

Накануне нового учебного года многие родители первоклассников задаются вопросом, готов ли их ребенок к школе. Новые знакомства, новые знания и новые обязанности могут быстро наполнить жизнь юного ученика необычными для него эмоциями и переживаниями. ELLE собрал советы психологов о том, почему важна подготовка детей к школе и как ее правильно провести.

ФОТО GettyImages

По закону дети могут идти в первый класс в возрасте от шести с половиной до восьми лет. В итоге часто случается, что некоторые дети в классе старше или младше своих одноклассников почти на год. Для кого-то такая разница в возрасте - соответственно, и в психологическом развитии - может оказаться довольно критичной.

Домашняя проверка готовности детей к школе может оказаться очень полезной для тех мальчиков и девочек, чьим родителям кажется, что они зачастую не уверены в себе. Для детей 6 лет обычно характерны существенные изменения как в физиологии, так и в психологическом развитии. Как раз в этот период начинается этап формирования логического мышления ребенка, играющего очень важную роль в учебном процессе в дальнейшем.

Психологи сошлись на трех основных параметрах, которые указывают на степень готовности ребенка к школе.

Во-первых, это мотивация к учебе. Ребенок должен демонстрировать готовность к обучению в школе, понимать важность этого процесса и с нетерпением ждать ответственного момента - 1 сентября. Если ребенок ходил в детский сад, как правило, мотивация к учебе у него уже выработана, однако дети, остававшиеся дома с мамой или с няней, могут чувствовать эту мотивацию в меньшей степени. В такой ситуации родителям рекомендуется провести серию бесед с дошкольником, в игровой манере объясняя ему, почему так важно учиться и что в школе его ждет совершенно новый увлекательный мир знаний и общения.

ФОТО GettyImages

Считается, что мотивация дошкольника на нужном уровне, когда он способен ориентироваться на результат и готов достигать успеха через преодоление, самостоятельно сдерживая свою импульсивность - будь то в игре или в ежедневном общении с семьей.

Во-вторых, психологическая готовность к школе определяется уровнем эмоциального развития ребенка и его выдержки. К этому возрасту он уже должен демонстрировать усидчивость, не давая волю своим импульсам, а удерживая внимание на происходящем. Это легко проверить в домашних условиях, дав ребенку задание явно не из его любимых (например, помочь маме помыть посуду или порезать салат) или понаблюдав за его реакцией, когда он ждет своего хода в настольной игре. Считается, что ребенок готов к школе, если может самостоятельно позаниматься любым интересным ему делом или игрой в течение 20-30 минут.

ФОТО GettyImages

Третьим важнейшим показателем готовности ребенка к школе считается уровень развития его интеллекта и моторики. Это самый простой для оценки показатель, поскольку любые нарушения заметить очень легко, а для их выявления существует множество тестов, книг с упражнениями и занимательных игр. Тут оценивается способность ребенка писать относительно ровно, читать, фиксируя взгляд на определенной строчке, слушать и понимать информацию, впоследствии отвечая на вопросы.

Как понять, готов ли ребенок к школе, и что предпринять, если отчетливо видна его неготовность идти в первый класс по критериям, перечисленным выше? Родителям очень важно понимать, что такой ребенок первое время будет очень сильно нуждаться в их помощи и поддержке. Кроме того, чтобы избежать сильного стресса в самый первый день учебы, можно несколько раз прогуляться с ребенком до школы, показав и рассказав ему о своих переживаниях и первых ощущениях от школьной жизни, а также поиграть в школу дома.

Есть мнение, что современный темп жизни и уровень развития человечества привел к тому, что детей нужно отдавать в школу с шести, а лучше — с пяти лет. Но психологи настойчиво утверждают, что треть детей семилеток не готова к тому, чтобы обучаться в школе.

А что уж говорить о шестилетках? И если даже не вдаваться в подобные рассуждения, перед многими родителями, дети у которых родились зимой или осенью, встает непростой вопрос: во сколько отдать своего ребенка в школу — в шесть с половиной или в семь с половиной? Нужно хорошо обдумать этот вопрос и принять единственно правильное решение, от которого, быть может, будет зависеть вся дальнейшая жизнь ребенка. Поэтому, как всегда, за советом мы идем к психологу.

Наталья Львова, ведущая:

— Давайте немного углубимся в историю этого вопроса. Кем и когда был определен возраст готовности ребенка к школе, т. е. возраст семи лет?

Елена Громова, семейный и детский психолог:

— Вопрос, в каком возрасте ребенок может идти в школу, достаточно непростой, и по сей день идут споры на эту тему. Так сложилось, что в России — это возраст семь лет, на Западе — это возраст пять лет, но там не школа как таковая, как мы себе можем понять, а там система непрерывного образования, и где-то с пяти-шести лет, в зависимости от района, есть так называемая «предшкола», где дети готовятся к школе, но не за счет каких-то определенных занятий, а прежде всего обучаясь в игре, приобретая определенные знания, умения, навыки в игре.

Почему возраст семь лет у нас в России и принято в семь лет отдавать ребенка в школу? Это связано с возрастными особенностями ребенка. В семь лет – вы, наверное, все слышали, что есть такое понятие «кризис семи лет» (есть кризис трех лет, есть кризис семи лет) – что же такое «кризис семи лет» и почему важно, чтобы он у ребенка состоялся, и ребенок после этого кризиса пошел в школу, а никак не до. Дело в том, что новоообразованием этого возраста — при переходе от младшего дошкольного возраста к старшему, в период кризиса семи лет происходит формирование внутренней позиции школьника. Ребенок перестает довольствоваться тем, что было у него раньше. Он хочет выстраивать новые отношения со взрослым, у него возникает познавательная потребность, и он становится готовым быть учеником. Это происходит именно к семи годам приблизительно.

— Здравствуйте, меня зовут Николай. Моему старшему ребенку пять с половиной лет — это девочка, она уже умеет читать, писать. Меня интересует вопрос: во сколько лучше ее отдавать в школу, с какого возраста?

— Прогресс налицо, и дети более интеллектуально развиты, чем мы или чем наши предшественники, чем бабушки и дедушки; но дело в том, что интеллектуальное развитие не определяет уровень готовности ребенка к обучению в школе. Это лишь один из параметров, и если другие параметры у ребенка не сформированы — об этом мы сегодня поговорим,- то нельзя говорить, что ребенок уже созрел для школы. Каким бы он умным ни был, он должен еще иметь возможность воспользоваться этими знаниями и захотеть воспользоваться этими знаниями. Поэтому раннее интеллектуальное развитие не является гарантом того, что ребенок рано может пойти в школу.

— Здравствуйте, меня зовут Евгения. У меня такой вопрос: с какого возраста лучше отдавать ребенка в школу: с шести с половиной лет, или дождаться семи с половиной? Какие признаки готовности ребенка к школе должен знать родитель?

— Итак, какие критерии. Психологическая готовность к школе, если мы берем за основу подход Н. И. Гуткиной,- заключается в следующем.

Первый параметр — это мотивационная готовность — насколько ребенок хочет идти в школу (или не хочет), а если не хочет — то почему.

Второй параметр — это произвольная сфера, насколько ребенок готов действовать по правилу и по образцу. Я думаю, что мы об этом еще подробнее поговорим в конце, и я расскажу родителям, как можно провести определенную диагностику в домашних условиях.

Третий параметр — это речевая сфера, насколько у ребенка хорошо развита связная речь, насколько хорошо он пользуется словарным запасом, и хорошо ли у него развит фонематический слух.

И четвертый параметр — это интеллектуальная готовность,- то, о чем чаще всего говорят, и считают, что это определяющее. Оказывается это не определяющее, а один из параметров психологической готовности к школе. Соответственно, если вы хотите понять, готов ли ваш ребенок к школе или нет, вы должны посмотреть на эти четыре параметра и сделать определенные выводы — готов ребенок по всем параметрам к школе, или нет. Чаще всего происходит так, что ребенок в шесть с половиной лет может быть готов, допустим, по речевой сфере — у него хороший словарный запас, если родители много ему читали, он очень хорошо рассказывает по картинкам, у него хорошо развитая связная речь, он хорошо слышит звуки в слове, но этот ребенок совершенно не хочет идти в школу — он еще не наигрался. Или у этого ребенка еще не развита произвольная сфера, он не может долго сидеть, он не может сдерживать свои эмоции, он не может подчиняться правилам взрослого и выполнять какое-то неинтересное задание. Важно, чтобы все четыре параметра были к семи годам у ребенка сформированы — тогда можем говорить, что ребенок готов к школе. Будет это возраст 6 лет и 8 месяцев, 6 лет и 9 месяцев или 7 лет и 5 месяцев — все зависит от конкретного ребенка.

— Моя дочь пойдет в школу в шесть с половиной лет, но мы вообще ранние — в 4 месяца села, в 8 она пошла. С четырех лет ходим в школу раннего развития, там психологи все хором нам советуют не передерживать ребенка. Вижу сама, что ребенок готов к школе, но все-таки: не отнимаю ли я у нее год детства, когда можно еще поиграть, а в современной школе ведь очень трудно учиться?

— Все-таки мама сомневается, если задает такой вопрос, и такое ощущение, что пытается себя уговорить, что она, в общем-то, делает правильно. Раннее развитие и раннее интеллектуальное развитие не является гарантом готовности детей к обучению в школе. Если ребенок начал рано сидеть, рано говорить, рано ползать, это еще ни о чем не говорит. Если ребенок кажется родителям очень умненьким, как они говорят, умеет читать считать и писать, это не значит, что он готов к школе. На вопрос, не лишаете ли вы ребенка детства, ответ, мне кажется, будет однозначным – да, лишаете, потому что учиться в современной школе, конечно, очень нелегко — тем более детям шести с половиной лет. Я бы потратила лишний год на то, чтобы ребенку дать возможность просто поиграть.

— Мой сын готов к школе уже в пять лет, умеет читать, считать, пишет печатными буквами, усидчив. До школы еще два года — не будет ли ему скучно, если отдам его в школу с семи лет, не пропадет ли интерес?

Возвращаясь к тому, что умение читать, считать, писать, как любое раннее интеллектуальное развитие, не является гарантом того, что ребенок готов к обучению в школе. Есть определенные возрастные закономерности, и ребенок в пять лет еще не может быть учеником в школе, еще не может выполнять эту работу, он просто не созрел. Как бы у нас цивилизация ни двигалась вперед, как бы ни были развиты дети, возрастные особенности остаются на том же уровне. Есть определенные закономерности в развитии, которыми пренебрегать нельзя.

По поводу того, не будет ли ему скучно в школе — вот это большой вопрос. Потому что если оставшиеся два года до школы он активно будет дальше продолжать учиться читать, писать, считать и ходить на разные занятия – да, он устанет от них, и придет в школу уставшим, потому что, собственно говоря, какие знания ему получать — он и так уже все знает, «профессор» пришел. Если вы, наконец, поймете, что для ребенка самое главное, самое решающее — это игра, и дадите ему возможность эти два года просто наиграться, и в игре приобрести необходимые знания, умения и навыки, то тогда ваш ребенок придет в школу и сможет с удовольствием учиться; тогда для вас это не будет столь важно, когда вы перестанете так фокусироваться на теме приобретения каких-то умений.

Игра «школа» — это одна из сюжетно-ролевых игр, где ребенок встраивается в определенный сюжет, играет определенную роль — то учителя, то ученика. Как правило, дети очень любят в нее играть, и я бы вам сказала, что это игра не только развивающая и очень полезная для детей, которые скоро пойдут в школу, но она еще является диагностической. Если ребенок в этой игре всегда хочет быть только учителем, стоит задуматься — а готов ли он идти в школу? Если он хочет быть учеником и выполнять задания, или эти роли хотя бы чередуются, то тогда можно говорить о том, что возможно, он уже созрел, как ученик.

— В качестве учителя и ученика могут быть родители, или лучше ровесники, или плюшевые звери?

— Это могут быть игрушки, братья и сестры, это могут быть друзья, взрослые — неважно. Главное, что в этой игре распределены четко роли, и ученики должны слушать, что говорит им учитель, выполнять задания, а учитель должен давать оценку тому, что они сделали и предъявлять к ним какие-то требования, вводить определенные правила. Здесь как раз моделируется реальная школа, реальные отношения, с которыми ребенок столкнется, когда пойдет в первый класс.

— Хочу отдать сына в школу в 7лет и 8 месяцев, мы «зимние». Мне и психологи советуют так же, но в этом году есть возможность попасть к очень хорошему учителю. И еще думаю про армию — ведь чем раньше сын закончит школу, тем больше времени будет, чтобы поступить в институт и избежать призыва. Что делать, подскажите.

— Семь лет и восемь месяцев…. На самом деле тут бывает разное развитие событий. Бывает, что ребенок в этом возрасте достаточно хорошо встраивается в школу, а бывает, что ему, оказывается, надо было бы годик подождать. Поэтому я бы не довольствовалась мнением одного специалиста и нашла бы возможность найти узкоспециализированного психолога, который смог бы провести диагностику психологической готовности к школе и дать адекватную оценку — действительно ли ребенок в этом возрасте уже готов – конкретный ребенок. По поводу учителя — я понимаю, что хороший учитель — это очень важно для начальной школы, и это правильная позиция — искать хорошего учителя, а не просто хорошую школу. Но подумайте: за учителем невозможно угнаться, учитель может уйти в декрет, может уволиться или перевестись на другую работу. Вы можете привести ребенка к одному учителю, а через год будет другой. Поэтому, мне кажется, нужно все-таки ориентироваться на ребенка, на то, хочет ли он в школу, готов ли он к ней. А через год, возможно, появится другой новый учитель, которому вы тоже с удовольствием отдалите ребенка. Я бы сказала: здесь еще не только об учителе важно подумать, а о том, по какой программе будет учиться ребенок.

Про армию. На самом деле мы не можем предугадать, что будет через n-ное количество лет, что поменяется в нашем законодательстве, с какого возраста и каким образом будут призываться наши мальчики в армию. Я бы сказала, что шансов поступить в институт у ребенка, который на год позже пошел — а тем более у мальчика, будет намного больше, чем у ребенка, который пошел слишком рано.

Наталья Львова :

— Да, тем более, сегодня 11 лет учатся. По любому, в 18 лет.

В конце нашей беседы, Елена, может быть, Вы дадите какие-то конкретные тесты готовности ребенка к школе, которые родители могут дома со своими детьми провести?

Елена Громова:

— Первый показатель, о котором я уже говорила, называется мотивационная готовность ребенка к обучению в школе, хочет ли ребенок идти в школу — спросите у него. Если он говорит что хочет, то узнайте — а что же его привлекает в школе, почему он хочет пойти в школу. Вот здесь вскрывается очень много интересных фактов. Ребенок может, например, сказать, что в школе будут его друзья из детского сада, в школе он сможет с ними играть на переменах. Это не является той причиной, которая нам нужна, это не является познавательным мотивом. Очень часто дети говорят, что они хотят пойти в школу, потому что в школе не надо будет спать – это такой «насущный» ответ, но это не та причина, которая нам нужна.

Второй показатель — это произвольная сфера, умение действовать по правилам и умение действовать по образцу. Умение действовать по правилам – можно предложить ребенку поиграть в игры «черное и белое», «да и нет», «летает — не летает» и оценить произвольность поведения. Когда ребенку задаете вопрос, нельзя произносить «черное» и «белое», нельзя отвечать «да» и «нет» (а очень хочется), задаете такие вопросы, на которые так и хочется сказать «да» или «нет», то вы сможете посмотреть, находится ли все-таки другой вариант ответа у ребенка, или у него все это проскальзывает эмоционально: «да» и «нет», «черное» и «белое».

Далее — умение действовать по образцу. Здесь может быть как и объемный вариант — то есть выложите какой-то узор мозаичный и попросите ребенка повторить сделать такой же. Или это может быть задание на плоскости, а лучше и то, и другое. Вы можете что-то нарисовать ребенку — очень простое: дерево, дом, и попросить его воспроизвести то же самое. Очень популярным давно является тест Керна – Йирасека — пишется фраза «он ел суп», и здесь в определенном порядке точки, и ребенок должен на таком же листе бумаги пустом все это воспроизвести.

Если мы говорим о самом тесте Керна – Йирасека, то здесь еще рисуется человек, мы смотрим еще на моторику, как развивается моторика, как он изображает человека, какие части тела и как рисует — это дополнительная информация. Также вы можете, например, дать какую-нибудь картинку из геометрических фигур, и ребенок может ее воспроизвести, может, что-то посложнее нарисовать, и посмотреть, как он справился с этим заданием. Если справляется и близко к образцу – значит, ребенок может действовать по образцу. Если вы видите полное несоответствие или достаточно серьезные нарушения отклонения от того, что было нарисовано, то стоит сделать вывод, что умение действовать по образцу все еще не сформировано. Некоторые психологи считают правильным давать детям графический диктант-клетка вправо, клетка влево. На самом деле этот диктант не является показателем, потому что дети до первого, а иногда и до второго класса, путают «право» и «лево». Поэтому те методики, которые я вам показала, очень просты в использовании, более показательны.

Дальше — речевая сфера. Речевая сфера — это насколько у ребенка хорошо развита связная речь, насколько у него хороший словарный запас, и насколько у него развит фонематический слух. Как это проверить? Дать ребенку картинку и предложить по ней составить рассказ. Лучше, если это будет несколько картинок об одном — бывают такие разрезные картинки, и нужно их правильно расположить — где начало, где конец истории, и потом рассказать. Здесь мы как раз увидим, насколько грамотно ребенок выстраивает речь, какие слова и насколько активно он использует в своей речи. И второй момент — фонематический слух – очень просто, наша с детства известная игра в «города», а можно ее более упростить — «фрукты», «овощи», и все, что угодно, — предложить ребенку называть слова на заданный звук. Придумай слова, которые начинаются на звук «к»,- и слушать ребенка. И обратный вариант — когда мы произносим ребенку слова и говорим: в этом слове есть этот звук, или его нет. Этот звук может быть и в середине, и в конце, и в начале.

— Стоит ли этот тест готовности к школе, о котором Вы сейчас рассказали, провести в начале учебного года, когда ребенок пошел в подготовительную группу, и если мы видим какие-то провалы, заниматься с ним специально, и таким образом готовить его к школе?

— Очень хороший вопрос, Наталья, мне очень нравится. Когда я работала в школе и имела возможность видеть деток, которые только пришли в первый класс, я видела, какие сферы у них еще не сформированы. Мне было очень жаль, что они не сделали этого раньше, не нашли, может быть, какого-то другого специалиста, чтобы подготовиться. Потому что на тот момент, когда они уже в школе, очень трудно, хотя и даешь какие-то рекомендации, что-то скорректировать. Когда я работала в детском саду, то я старалась всегда проводить эту диагностику в начале учебного года, в подготовительной группе, для того, чтобы родителям дать рекомендации и сказать, что эта сфера у вас уже достаточно хорошо сформирована, уже скоро «созреете» окончательно, а вот здесь надо трудиться и трудиться целый год.

Это на самом деле очень правильный подход, и по идее, в детских садах должны проводиться такие диагностики. Иногда возможно, но у нас, к сожалению, такого нет: посмотреть ребенка хотя бы в апреле-марте, и за лето немножечко подкорректировать, подтянуть, почитать. Я бы сказала, что роль чтения детям вслух невозможно переоценить в подготовке к школе, потому что здесь задействован и познавательный момент — ребенок узнает и хочет узнавать что-то новое; и речевая сфера, прежде всего; и произвольная, когда ребенок сидит и слушает; и, безусловно, интеллектуальная, потому что ребенок и воображает, как может выглядеть тот или иной персонаж, и обобщает, и систематизирует. Поэтому, пожалуйста, читайте с вашими детьми хотя бы летом!

Расшифровка видео-сюжета из цикла передач “Мамина школа”

Похожие публикации