Всех людей разделили на сканеров и дайверов. И это поможет понять, почему у вас не ладится с работой

Первая причина откладывания — это перфекционизм. Но эта проблема намного глубже, чем кажется. С одной стороны, перфекционисты всегда позицинируют себя как люди, которые привыкли делать все блестяще. Но на самом деле причина в другом. Если вы посмотрите на любого перфекциониста, то рядом вы обнаружите тайного или явного критика для него.

Перфекционистами становятся те люди, которые боятся критики. Как правило, это те дети, на которых вешались большие ожидания. Для того чтобы справиться с перфекционизмом, нужно понять, кто вас загнал в угол ожидания одобрения. И разобраться с этим.

2. Размытый список дел

Очень «сканеры» составляют такой список дел на текущую неделю, который невозможно сделать даже за весь год. Они включают туда все дела, которые касаются их жизни. Даже если этим делом будет поход в уборную или расчесывание волос.

Наш мозг обмануть довольно сложно. И если перед ним стоит задача, например, «похудеть на 10 килограммов за 1 день», то он знает, что это невозможно и вряд ли от него можно будет ожидать какого-то воодушевления.

Когда список слишком большой, это может означать и подсознательное желание доказать себе, что все это сделать невозможно. В таком случае вам лучше вычеркивать дела, пока ваш мозг не поверит в реальность осуществления этих вещей.

Еще бывает такое, что вы задумали один проект, но слишком огромный. Ко всему прочему, например, для этого проекта вам нужно получить несколько ученых степеней, взять кредит в банке на 40 миллионов, а также совсем не спать примерно три года. При этом вам придется одновременно заниматься продвижением, рекламой, созданием продукта и плюс ко всему покраской стен в одиночку.

В этом случае лучше спросить себя: «А что конкретно в этом проекте мне нравится больше всего? Как вытащить из него сердцевину и сделать ее, но при этом самому не умереть от не выплаченного кредита и недосыпа?».

Скорее всего, если вы сумете вычленить сердцевину и сделать ее, то это вас вполне удовлетворит.

4. Вы чувствуете вину

Иногда у «сканеров» возникает настоящее чувство вины, когда они пытаются заниматься всеми занятиями сразу одновременно. Им хочется изучить маркетинг, научиться играть на банджо, написать книгу по управлению проектами, а еще вести свое кулинарное шоу. Им кажется, что надо непременно сфокусироваться на чем-то одном, ведь именно так делают все «нормальные» люди.

Нет, так делают только «дайверы» — те люди, которых могут сосредоточиться на одном увлечении. А ваша святая обязанность — это делать все, к чему лежит ваша душа. Если душа просит маркетинга, банджо, кулинарного шоу и сальсы, то надо дать ей!

5. Вы думаете, что проблема в вас

Иногда вам не хочется начинать, потому что вам кажется, что вам не хватает решительность и дисциплины. Вы думаете так: «Если вы я мог выбрать одно дело и двигаться в одном направлении, то все бы поменялось! У меня, видимо, не хватает выдержки и силы воли, чтобы выбрать что-то одно».

Возможно, вы даже ходите на всякие тренинги по развитию лидерских качеств в надежде получить ответ на свой вопрос: «Где же мой пятый элемент, который позволит мне найти мое единственное предназначение?».

Все эти «истерики» не приведут ни к чему хорошему. Вы можете терзать себя бесконечно и безрезультатно. Запишите на стикере такие слова индийского монаха-отшельника Кирпала Венанди: «Каждый раз, когда ты осуждаешь себя, ты разбиваешь себе сердце».

6. Вы не знаете, с чего начать

Когда вы смотрите на ваш список увлечений, глаза разбегаются по сторонам. Вы ищите подсказку, которая вам поможет сделать выбор. Правда в том, что нет никакой разницы, с чего именно начать. Порядок дел не имеет никакого значения. Выбирайте себе любую задачу и начинайте. Начните с самой легкой, или тяжелой. Выберете самую длинную или самую быструю, самую привлекательную или ту, над которой придется постараться. Не имеет значения, с чего начать. Ведь вы все равно собираетесь все это сделать.

Текст Виктория Царенкова

Фото www.freepik.com, из архива героини

В этом материале мы опровергаем мнение общества о том, что если у человека множество разных увлечений и он быстро теряет интерес ко всему, что начинает, то он не сможет вести успешный бизнес.

Предприниматель Ольга Скребейко рассказала, как научилась жить с такой особенностью характера. Она основала успешное домашнее издательство и совмещает бизнес и многочисленные увлечения с ролью жены и мамы четверых мальчиков.

Таких людей, как она, сегодня называют сканерами. В статье вы найдете советы, упражнения и практики, как девушке-сканеру вести успешный бизнес.

Люди-сканеры. Кто это?

Люди-сканеры очень часто думают, что с ними что-то не так:

  • Хороший момент - сканеров отличает обширный круг интересов и увлечений.
  • Плохой момент - продолжительность этого интереса может быть не очень большой: сканер зажигается, увлеченно отдается определенному занятию, но спустя время страсть к этому делу ослабевает.

Например, сканер может придумать прекрасную бизнес-идею и стартовать ее. Но на определенном этапе интерес к этому делу заканчивается, и сканер хочет заняться чем-то другим. При этом точка потери интереса для каждого сканера индивидуальна.

Оставляя очередное дело, сканер может столкнуться с непониманием и осуждением своего окружения, услышать такие фразы: «Ты определись уже, займись чем-то одним и успокойся».

От этого люди-сканеры изводят себя, поскольку не могут выбрать единственный путь и «дело своей жизни». Они считают, что любознательность, увлеченность новым, готовность исследовать непознанные миры - это их недостатки. А на самом деле это их лучшие качества: мозг сканеров очень быстро обрабатывает информацию, и они готовы к новому быстрее, чем остальные люди .

По каким признакам понять, сканер ли я

Вы - сканер, если на следующие утверждения можете сказать, что это однозначно про вас:

  • Я не могу заниматься чем-то долго. Часто бросаю начатое, так как не хочу упустить что-то лучшее.
  • Я быстро утрачиваю интерес к тому, что, как я думал, будет занимать меня вечно.
  • Я легко отвлекаюсь на другие интересные дела.
  • Мне становится скучно, как только я начинаю понимать, как что-то делается.
  • Мои интересы все время меняются, я никак не могу остановиться на чем-то одном и в результате бездействую.
  • Мне трудно выбрать сферу деятельности, так как я боюсь ошибиться с выбором.
  • У меня есть ощущение, что я никогда ни в чем не стану экспертом, а останусь дилетантом. Не смогу создать успешный бизнес.

Если вы сканер - поверьте, это не плохо. Это качество можно сделать своим активом и добиться благодаря этому успеха. В конце статьи я подскажу пару упражнений, которые помогут вам найти свой путь.

В моем случае многочисленные увлечения соединились в нынешний бизнес. Я считаю его успешным, поскольку он кормит нашу семью из шести человек и нашу маленькую команду и позволяет жить там, где нам хочется, - у моря.

Бизнес в 15 лет. История Ольги Скребейко

Круг моих интересов всегда был очень широк. Я постоянно искала дело, которое будет мне интересно. Причем знала, что это занятие не может увлечь меня надолго.

Когда подошло время определяться с профессией, я попросила родителей не отправлять меня в вуз, а дать мне год, чтобы понять - чему мне хочется учиться. Я уже тогда не видела себя в офисной жизни. Более того, я не понимала, зачем получать высшее образование, потому что уже в 15 лет стала предпринимателем.

С моим молодым человеком (он был старше меня на 2 года) мы открыли компьютерный клуб, в котором можно было играть по сети. Сейчас интернет-кафе уже не нужны, а тогда их практически не было.

В этот проект мы вошли с небольшими инвестициями наших родителей - четырьмя огромными компьютерами, наняли администраторов, и понеслось. Представьте, я обучала мужчин старше себя работе с клиентами, выплачивала им зарплату. Сейчас мне это кажется невероятным.


Домашнее издательство Скребейко

Все мои многочисленные сканерские изыскания соединились и привели нас с мужем к «Домашнему издательству Скребейко» - проекту, которым я сейчас занимаюсь.

Домашнее издательство стало для нас родным, теплым и душевным проектом, который направлен не на модные тенденции, а на что-то вечное: ручка, бумага и глубокий разговор с собой, помогающий понять себя лучше, добавить ясности мыслям, узнать, чего хочешь, и увидеть путь, как к этому прийти.

У нас 4 основных продукта:

  • Рабочие тетради для взрослых Tesoro notes. Это набор блокнотов в деревянной коробочке, в каждом из которых находятся помогающие и раскрывающие практики для личного исследования, поиска внутренних сокровищ и техники, чтобы проявить их в мир.
  • Блокноты Tesoro-business, в которых содержатся подсказки, практики и эксперименты от опытных бизнесменов, а также место для записей и размышлений.
  • Ежедневники-конструкторы, которые каждый человек подстраивает под себя, выбирая как наполнение, так и вид обложки.
  • Недавно мы запустили проект «Живые письма». Только представьте, настоящие именные письма, которые почтальон оставляет в ящике, для взрослых и детей и на разные темы. Есть письма-тренинги с заданиями, есть письма-поддержка как целительные слова мудрой и заботливой подруги.


Как сканеру делать бизнес

  1. Попробуйте пойти от своего душевного запроса, а не от четких УТП и нацеленности на строго определенную аудиторию. Безусловно, это важные инструменты маркетинга. Но прислушайтесь к себе. Чего хотите вы сами? В каком деле видите максимальную пользу для других и удовольствие для себя?
  2. Поэкспериментируйте с делегированием, подумайте, как привлечь помощников. Когда у вас так много интересов, без помощи других сложно все охватить.
  3. Чутко планируйте свои дела, чтобы не выпадать из ресурсного состояния.


1. Бизнес без четкой темы, УТП и целевой аудитории

Все свои проекты, включая издательство, я никогда не прорабатывала как площадку, где ясно прописана целевая аудитория и должна быть четкая тема и УТП. Я не работаю по этим законам, мои проекты - как место для души. И вот так, переключаясь с одного проекта на другой, я удовлетворяю свой сканерский интерес.

Поэтому я думаю, что издательство будет мне интересно еще долгое время. В нем сочетаются разные аспекты, и я как сканер нахожу свой интерес постоянно в чем-то новом:

  • новые авторы;
  • новые члены команды;
  • новые инструменты для работы;
  • новые проекты, которые мы можем и хотим развивать;
  • новые рынки, на которые мы амбициозно хотим выходить;
  • новые способы и виды взаимодействия с нашими клиентами и авторами.

Если в своем проекте вы не видите новых возможностей и путей развития, попробуйте игру «Персонаж». Эта техника позволяет сместить точку зрения с привычного ракурса и увидеть новые ходы, поскольку на свою ситуацию вы посмотрите глазами «персонажа».

Игра «Персонаж»

1. Подумайте, какая ситуация вас беспокоит, в чем вы зашли в тупик.

2. Придумайте себе персонажа - любого, кто приходит в голову. Это может быть кот Матроскин, Опра Уинфри или суровый фермер из Австралии. Или воспользуйтесь моим сайтом: выпадают картинки с разными персонажами. Если персонаж вам незнаком, поразмышляйте: а что бы сделал этот человек, кем бы он мог быть, какие у него интересы, ценности, качества характера? Представьте его как можно реалистичнее.

3. Затем ответьте на следующие вопросы (рекомендую сделать это письменно):

  • Как бы этот персонаж провел этот год?
  • На чем сосредоточился?
  • На что обратил внимание?
  • А на что бы не стал обращать никакого внимания?
  • Как бы этот человек проживал дни?
  • Каким был бы его девиз?
  • Если бы он оказался на моем месте, то...

И если вы позволите себе расслабиться и услышать новые ответы, скорее всего, они вас удивят.


2. Особенности делегирования

Как и любой предприниматель, я тоже столкнулась с необходимостью делегирования. Иначе мне просто было не вытянуть все мои проекты. Вот как я решила эту задачу.

В группе сканеров мне помогают администраторы-волонтеры, за ними закреплены рубрики и задачи. Сейчас нас больше 10 человек. Я довольно быстро поняла, что одна не справляюсь, и благодаря девочкам эта группа живет.

Поскольку сканеры - народ увлекающийся, нам часто приходится изобретать, что еще мы можем интересного для них придумать: ввести новую рубрику, пригласить эксперта или провести прямой эфир. У нас есть общий чат, я всегда на связи и знаю, что там происходит. Помимо совместной генерации идей, сюда я прихожу, когда мне хочется что-то запостить или поэкспериментировать.

Увы, про издательство я не могу сказать, что вопрос команды и делегирования решен так же прекрасно. До недавнего времени мы справлялись практически вдвоем с мужем. Сейчас у нас есть две замечательные помощницы: наша почтовая фея Таня, которая обрабатывает все заказы, и Виола, которая координирует проект «Живые письма».

Мы экспериментируем: привлекаем редакторов, корректоров, иллюстраторов, фотографов, но они приходят по запросу, на конкретную задачу, и уходят. А мы хотим расширить и сформировать крепкую команду, чтобы расти с желаемой скоростью.

К тому же сейчас я уделяю издательству не больше двух часов в день просто потому, что у меня на руках младенец и еще есть трое мальчишек, которые скачут вокруг. Но думаю, что постепенно я буду расширять это время.

3. Быть в ресурсе - лучшее топливо успеха

Я обращаю больше внимания не на конкретные приоритеты, а на свое состояние - есть ли у меня ресурсы, чтобы делать что-то в принципе. Если ресурсов в данный момент нет, я лучше ничего не буду делать, чем сделаю как попало. А когда я в хорошем ресурсе, мне все интересно и я делаю-делаю-делаю. От этого и отклика получается больше, и вложенная энергия возвращается десятикратно - в виде десятков писем в ответ на рассылку или теплых сообщений после прямого эфира.

Поэтому я стараюсь чувствовать себя и верить себе.

Иногда это проявляется так: я сажусь за компьютер и начинаю делать совершенно не то, что планировала. Такова сканерская природа, что будто лампочка зажглась - именно в этот момент тебе стало жутко любопытно и интересно попробовать, протестировать, посмотреть совсем не то, что намеревалась.


Конечно, я понимаю, что это надо исправлять. Ведь есть тонкая грань между теми делами, которые приведут к важному для меня результату, и спонтанными занятиями, когда делаю что-то с азартом. Хотя именно спонтанные дела «с огоньком» и выстреливают лучше всего.

К тому же в один момент я поняла, что больше не могу гнаться за целями, я просто устала от этого. Но при этом я предприниматель, мои желания и амбиции никуда не делись. И все это привело меня к переосмыслению планирования.

Инструмент для ресурсного планирования

Я создала воркбук для постановки тех целей, к которым лежит душа. Такой подход к планированию дает мощный ресурс, потому что сосредотачиваешься на том, в чем видишь смысл и ценность для себя.

Если вы чувствуете, что стандартные методы планирования не работают для вас или просто уже надоели, или вы часто выпадаете из ресурсного состояния, попробуйте определить свои цели по-другому. Например, с помощью моего воркбука о душевном планировании. Скачать его можно по ссылке .

Как удается совмещать семью и увлечения

Наши мальчики находятся на домашнем обучении. Поэтому, чтобы успевать быть и женой, и мамой, и заниматься тем, что наполняет меня, я слежу за четким выполнением семейных договоренностей.

Так, с мальчиками мы договорились: в первой половине дня они делают уроки и свои домашние дела. Я проверяю их уроки, затем у маленького наступает время дневного сна, у старших - тихий час. А после начинается свободное время для игр и каких-то приключений. Потом ужин, еще игры и сон - полдесятого у нас отбой. Весь этот распорядок перемежается прогулками и поездками на море.

Также мы договорились, что когда маленький спит и я могу с ним уединиться, то в это время я работаю или могу поспать. И меня никто не будет трогать.


Помимо этого нужно успеть еще и приготовить еду. Но здесь тоже проблем нет. Мы мальчишек растим самостоятельными - для них не вопрос приготовить себе яичницу и бутерброды, сварить какую-то кашу, даже сосиски в тесте они могут сделать.

При этом у меня нет упертости, что все должно быть раз и навсегда по такому графику. Я придерживаюсь гибкого подхода - если что-то не получается, можно попробовать по-другому. Но важно снова установить четкие договоренности.

Еще меня очень поддерживает муж. Он помогает мне в том числе и регулировать время. Например, муж говорит: «Малыш у тебя засыпает, поэтому ты садишься с ним в машину и ездишь по городу - смотришь на море, заходишь посидеть в кафе». И мне это очень нравится, поскольку восстанавливает мой ресурс, позволяет немного отключиться от домашних картинок и уделить время своим проектам.

Выжимать все из каждого отрезка времени

Сейчас, когда у меня малыши разных возрастов, я особенно чувствую цену времени. Теперь я не могу погрузиться, как раньше, ни в одно дело - надолго и полностью на нем сконцентрировавшись. Мне было трудно это принять: мои дела теперь будут дробиться, так как придется переключаться и на семейные заботы. Но зато я научилась выжимать все из каждого отрезка времени, который у меня есть.

В этом мне помогают разные списки: идей, дел, задач и шагов. Я записываю все это, и как только освобождается время, то смотрю в эти списки и понимаю, чем я могу заняться прямо сейчас. Например, что-то написать, почитать, выложить пост или обработать текст. И хотя четкого списка «дел на сегодня» у меня нет, но так я держу постоянный фокус на своих проектах.

А пока мы с малышом ездим в машине, я могу разговаривать с командой или голосом что-то записывать, например подкасты. Затем редактор расшифрует аудио в текст, и это будет контент. Бывает, захожу в кафе со спящим в автолюльке малышом. Там тоже я успеваю что-то поделать, а заодно съесть что-нибудь вкусненькое и непривычное. Или еду на пляж и работаю, глядя на море.

Случаются у меня и перекосы, когда начинаю сваливать на себя слишком много дел или решать одновременно несколько задач. Но эти перекосы я отслеживаю с помощью письменных практик. И это мне тоже помогает не закрутить себя в ритме дел настолько, чтобы потом упасть в изнеможении.


Практика «Фрирайтинг» и «Вопросы-трамплины»

Одна из письменных практик, которая помогает мне услышать себя, разобраться с тревогой или остудить эмоции, - это фрирайтинг и его разновидность - вопросы-трамплины, благодаря которым я глубоко ныряю в себя.

Здесь все просто. Берите бумагу, ручку и пишите, выгружая на бумагу поток мыслей, эмоций, рассуждений.

Например:

  • Когда я злюсь на мужа, но не могу с ним поговорить, то пишу ему письмо. Я выношу мысли и чувства на бумагу и пишу, пока не схлынет гнев. Затем я разрываю письмо и улыбаюсь. Это письмо не для отправки, оно для выхода эмоций.
  • Когда вечером я не могу заснуть от мыслей, идей, планов и проектов, я беру дневник и ручку и начинаю писать. Иногда составляю списки дел, иногда - прописываю проекты.
  • Когда меня что-то тревожит или какое-то дело застопорилось, я спрашиваю себя: «Что меня сейчас тревожит? Что мешает мне двинуться дальше в этом деле?» И пишу все, что придет в голову.

Таким образом, и выходы находятся, и ситуации разрешаются - сначала на бумаге, а потом и в жизни.

Хобби

С появлением детей я начала с большим интересом исследовать разные рукодельные штуки. Например, я вязала, и венцом моего творения стали одинаковые свитера, которые я связала для мужа и сына. Это было дивно.

Потом меня заинтересовал скрапбукинг, и у меня стоит целая коробка с оборудованием для этого дела. И еще я плела, например, браслеты из разных бусин, подвесок, камушков.

Вообще я могла бы сказать, что мое хобби - это верховая езда. Обожаю лошадей. Даже необязательно на них кататься верхом, можно просто гладить их морды и смотреть, как расширяются их ноздри, смотреть в их глаза. Мечтаю, чтобы однажды у нас появилась своя лошадь.

Сейчас на такие хобби времени не хватает. Вот не знаю, можно ли чтение назвать хобби? Хотя, скорее, для меня это приятная необходимость и расслабление.

Но одно из занятий со мной давным-давно. Я веду дневники и во всех наших переездах вожу с собой большой чемодан, в котором лежат мои дневники за почти уже 20 лет. Мне бесконечно интересно к ним обращаться. Вы помните, что делали, например, 15 лет назад в июле? А я в любой момент могу заглянуть и увидеть, что у меня было в мыслях в то время.


Советы бизнес-леди сканеру: как быть эффективной, не распыляться и достигать результатов в бизнесе

Для начала примите тот факт, что у вас как сканера много увлечений (и это прекрасно), но найти на все время - никак. Старайтесь себя сдерживать в этом направлении. Вот что помогает мне.

1. Выписывайте все свои мысли, задумки, идеи

Когда вы держите их в голове, вам может казаться, что их так много и вы не знаете, за какую взяться. А когда вы их выписываете, оказывается, что некоторые мысли повторяются - они с разных сторон, но об одном и том же. Возможно, вы поймете, что это не новая мысль и не новый проект, который надо бежать реализовывать, а идея, как дополнить ваш текущий проект с другой стороны. Таким образом я веду список идей, его еще называют «однажды когда-нибудь».

Важно. Это список не того, за что надо срочно хвататься и делать. Собирайте в него то, что можете реализовать тогда, когда у вас будет время.

Барбара Шер дает такой совет: записывайте идеи на маленьких листочках и заведите шкатулку, куда будете их складывать. И когда у вас появилась свободная минутка, вы берете из этой копилки бумажку с идеей и смотрите, хотите ли вы сейчас сделать к ней какой-либо шаг или пока нет. И так перебираете свою сокровищницу, пока не зажжется тот самый огонек интереса.

2. Записывайте свои достижения

Сканеры часто сталкиваются с обесцениваем - делает это как окружение, так и они сами: «Да что можно сделать, так разбрасываясь? Да сколько можно перескакивать с одного занятия на другое? Вот опять - только дело начала, попробовала, мегавыхлопа еще нет, а уже несешься новые просторы осваивать». Ну и так далее.

Поэтому крайне важно вести лист своих достижений . Определите для себя периодичность, с которой будете подводить итоги, собирать свои радости и победы: раз в неделю, раз в месяц или каждое второе воскресенье месяца, когда ходите посидеть одна в любимом ресторанчике. Сделайте из этого приятный ритуал. А чтобы не забыть его проводить - поставьте напоминание на смартфон.

Вы будете видеть, насколько вы продвинулись, какой объем задач успели сделать. Также этот список будет крепко поддерживать в трудные времена.


3. Найдите себе группу поддержки, с которой будете обсуждать свои цели и результаты

С двумя моими прекрасными авторами мы создали, как сейчас принято говорить, мастермайнд-группу. Где-то раз в месяц мы встречаемся онлайн и обмениваемся всем, что произошло за это время: своими успехами, идеями, что сделали, что нового попробовали в продвижении.

И когда в одну из последних встреч я рассказала обо всем, что попробовала и с чем поэкспериментировала, то неожиданно для себя услышала: «Ты такая молодец, столько всего делала!» А я-то вечно живу в ощущении, что я столько всего хочу сделать и столько всего не успеваю. И сама страдаю от того, что обесцениваю свои достижения и результаты.

Можете создать не группу, а найти себе фасилитатора. Это человек, с которым вы будете созваниваться и обсуждать заранее согласованные вопросы. Например, оговорите ваши планы и цели на неделю или месяц, а потом вместе подведете итоги за этот период и составите очередной план.

У меня был опыт работы с фасилитатором, и это было классно и результативно: ты проговариваешь вслух свои цели, и от этого они становятся яснее, получаешь свежий взгляд со стороны, а еще это дисциплинирует, чтобы выдергивать себя из рутины, выделять на себя время и наводить порядок в голове.

Если вы хотите поработать с фасилитатором, можете написать Дарье Кутузовой - она их готовит и обучает.

Эти методики очень собирают внутренне и помогают держаться в фокусе, видеть, что же действительно было сделано.

4. Задавайте себе письменно сильные вопросы

Глубокие, ценностные, открытые вопросы помогут вам взглянуть на свою жизнь по-другому, увидеть в ней что-то большее и начать приближаться к этому.

Примеры таких вопросов:

  • В чем для меня ценность этого занятия?
  • Какую пользу я хочу приносить в мир своим проектом?
  • В какую точку я хочу прийти через год?
  • Какая помощь мне сейчас нужна, чтобы реализовать свою идею?
  • Что общего между моими увлечениями?

Я всегда рекомендую разные письменные практики - брать ручку, бумагу и говорить с собой. Можете просто сесть и записывать в свободном потоке свои мысли. Очень часто именно так освобождаются и выходят наружу переживания, сомнения, страхи, идеи и смыслы. Выгружать это все на бумагу я советую всем, а не только бизнес-леди сканерам.


Ольга с мужем

Упражнения для поиска себя

Вам просто надо осознать, в чем именно вы хороши. Возможно, ваш путь - выводить новые проекты на орбиту, давать им ускорение и оставлять под управлением других людей. А самим отправляться дальше: исследовать и открывать новые направления.

Подскажу несколько упражнений.

Упражнение «Список достижений»:

  • Напишите список всех достижений, которые были у вас в жизни: чему учились, что начинали, что завершали, где побеждали и так далее. Не останавливайтесь на 5–10 пунктах, вспоминайте по годам - с детства, школьных и студенческих лет до сегодняшнего дня. Записывайте не только грандиозные свершения, но и маленькие победы.
  • Прочитайте, проанализируйте их. Что есть общего? Что из списка есть в вашей жизни прямо сейчас? Что доставило вам наибольшую радость? Может, о чем-то вы забыли, и оно всплыло благодаря этому списку.

Упражнение «Я классно...»

Возьмите ручку и бумагу и пишите, начиная каждое предложение с фразы «Я классно...». Например, «Я классно выступаю перед публикой», «Я классно организую людей», «Я классно сочетаю неожиданные ингредиенты в блюдах». И записывайте, пока поток сознания льется на бумагу. Потом можете дополнять этот список, когда будете вспоминать что-то еще.

Упражнение «Найди свое “зачем”»

Это упражнение помогает найти то, что для вас важно, что вам отзывается, в чем вы видите смысл. В течение недели записывайте в список все, что затронуло ваше сердце. Вам надо собрать коллекцию из 150 пунктов. Это может быть стихотворение, пост в соцсети, обрывок фразы, сцена в фильме, идея, рецепт, полет птицы на небе и так далее.

Затем посмотрите внимательно на этот список. Выпишите темы, которые повторяются чаще других. Подумайте сами или обсудите с кем-то (ментором, мужем, подругой): «А про что я сейчас?»

И задайте себе сильный вопрос: «Какой максимальный подарок от меня хочет сейчас получить жизнь?»

Для выполнения этого упражнения можете скачать файл , который надо распечатать и заполнить.

Потому что для меня Ричард Брэнсон – очень успешный сканер.

  • Книгу Максима Дорофеева «Джедайские техники» . В ней вы найдете классное объяснение процессам, которые происходят в нашей голове, в том числе в головах сканеров. Максим предлагает техники, которые приводят в систему хаотичных людей, причем эти методы можно подогнать под себя довольно гибко, так, как удобно вам.
  • Ивана Пирога про иррационалов и рационалов.
  • Мой эфир с Филиппом Гузенюком о том, как найти счастье в деятельности. Филипп поделился техниками, которые помогут в ситуациях «высокого вызова»: когда надо совмещать обязательства (например, заботы о семье) и при этом делать что-то масштабное, находиться в состоянии потока и заряжаться от своей деятельности.

Есть такие люди, которые хотят все на свете попробовать, изучить, увидеть, понять и, главное, им это удается. Леонардо да Винчи, Томас Джефферсон, Бенджамин Франклин и Тед Тернер ─ яркие тому примеры. Барбара Шер называет таких людей сканерами. Ее книга «Отказываюсь выбирать» помогает сканерам раскрыть все их таланты и найти творческие способы, как заниматься всем, что нравится. Это вполне возможно.

Быть сканером

Есть люди, которые хотят знать по чуть-чуть, но о многом. Есть другие - они хотят знать много, но о чем-то одном. И есть сканеры, которые хотят знать много обо всем на свете.

Сканеры обладают неповторимыми в своем роде и ценными навыками. Они любят все новое и настолько гибки, что могут круто менять направление. Учеба дается им с легкостью, потому что их интересует все, что еще непонятно. Хотя они не посвящают себя чему-то одному, у них нет недостатка в дисциплине или интеллекте. Наоборот, они жаждут изучить все, что только можно, и их интеллект позволяет получать от процесса изучения огромное удовольствие.

Паника сканера

У сканеров нет обычного для многих ощущения будущего и неторопливого течения времени. Составление списков только усугубляет проблему, и календари надо использовать осмотрительно, иначе их переполнят планы, которых хватит на десяток людей. Время воспринимается сканерами только как текущий момент - «завтра» для них не существует. Отсюда гипертрофированная уверенность сканера в том, что, если сию минуту не приступить к делу, которое его влечет, - возможность будет упущена навсегда.

Как бороться с внутренним смятением? Сознательно уменьшить опасность, вызывающую паническое состояние. Достаточно осознать, что слона можно есть по кусочкам, а не проглатывать целиком за один присест. Заниматься всем, к чему лежит душа, гораздо легче, чем вам представляется. В это трудно поверить, потому что паника воздвигает на пути к мечтам препятствия, кажущиеся непреодолимыми. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что большинство препятствий присутствуют лишь в воображении сканера - в реальной жизни их не существует.

1000 вещей, которые вы, как вам кажется, хотите сделать

Цель этого упражнения - увидеть, сколько есть вещей, которым вы с удовольствием посвятите время. Вы должны перечислить:

  1. Все, чем вам когда-ибо нравилось заниматься;
  2. Все, что бы вы хотели попробовать хотя бы однажды в жизни;
  3. Все, чем, как вам кажется, вы готовы заниматься всю жизнь хотели бы заниматься годами.

Прежде чем добавить строчку, на минуту сосредоточьтесь, прикройте глаза и представьте, что занимаетесь этой деятельностью сейчас. Погрузитесь в воображаемое так глубоко, как сможете. Если фантазия оправдала ожидания и увлекла вас, то она прошла тест - добавляйте в список. Если воображаемая ситуация пугает, но все-таки чем-то цепляет, - тоже записывайте смело. Никто на свете не способен сделать всё . Вы это знали - и именно по этой причине не делали ничего. Но любой может сделать очень и очень много. Просто выберите один из недосягаемых ранее пунктов списка и приступите к его осуществлению. Можно прямо сейчас.

Взламываем принцип «или/или»

Если и существует в мире убийца мечты, то он перед вами - мышление в духе «или/или». Возьмем, например, того самого осла из притчи, который, стоя между двух охапок сена, не мог решить, какую выбрать, и умер от голода. Вы видите, в чем его ошибка? Кто-то забыл сказать бедному ослу, что он может съесть обе охапки. Умять одну и приняться за другую или с полным удовольствием жевать попеременно сено из той и другой, пока обе не закончатся. А затем отправиться дальше и найти еще сколько угодно сена!

Если ваше мышление работает по узкому принципу «выбрать можно только одно из двух», нужно привыкнуть искать несколько решений. Представьте, что вы заглянули в холодильник, а там нет ничего, кроме спагетти, тунца и банки собачьих консервов. Вы говорите семье: «Сегодня у нас на обед либо спагетти, либо тунец». Это подход «или/или». Сколько вариантов вы сумеете предложить. Например:

  1. «Ни спагетти, ни тунца». Можем заказать пиццу по телефону.
  2. «И спагетти, и тунец». Вы можете съесть одно, а я другое. Или мы откроем тунца и выложим на спагетти.
  3. «Можно обменять». Пойдем на рынок и обменяем это на консервированное мясо с бобами.

А теперь сделайте это упражнение с собственными проблемами.

Путь для сканера

Общественное мнение весьма категорично: если ты хватаешься за все, то хорошим специалистом не станешь ни в чем. Ты навсегда останешься дилетантом, поверхностным человеком - и никогда не сделаешь достойной карьеры. Таким образом сканера, вчерашнего школьника, подававшего большие надежды и учившегося с энтузиазмом, внезапно зачисляют в неудачники. Поскольку в нашей культуре ценятся специализация и решительность, мы слишком часто думаем, что сканеры - люди, которые просто не хотят как следует работать. Это глупое недопонимание, утвердившийся стереотип.

Сканеру просто необходимо время и изобретательность, чтобы найти работу, которая вместит все его многочисленные увлечения. Но результаты того стоят. Словом, если вы сканер, который боится отдаться чему-то полностью, слушайте внимательно: вы не отыщете одно-единственное страстное увлечение, настолько значительное, что все остальные исчезнут. Да вам бы это и не понравилось. У вас будет множество страстных увлечений. Никто не ждет от вас окончательного - раз и навсегда - выбора работы или образа жизни. Вы рождены, чтобы выбирать путь многократно и черпать в этом максимум знаний и удовольствия. Один путь - слишком мало для вас.

Трансформация

Замечена вот какая интересная штука: если сканеры не считают, что должны ограничить себя одной-единственной областью, девяносто процентов их проблем исчезает! Пора уважать собственные вкусы, идеи, желания и свое чувство времени. Как любой человек, вы созданы, чтобы делать что-то хорошо. А если вы сканер - вы созданы делать хорошо множество вещей. Не старайтесь себя переделать. Без осуждения наблюдайте за тем, что делаете, и стремитесь себя понять. Чем больше вы узнаете о себе, тем больше шансов выстроить жизнь, которая подойдет вам идеально.

Сегодня многие отечественные любители литературы по саморазвитию увлечены западными идеями, обращаясь к популяризаторам неких классификаций и схем, не подкрепленных научными исследованиями. Может быть, стоит более критично относиться к тезисам, выдвигаемым в книгах модных авторов, и не считать их руководством к действию.

Совсем недавно в России были изданы переводы двух книг известного американского коуча (консультант в тренинге, помогающий достичь некой жизненной цели) Барбары Шер – «Мечтать не вредно» и «О чем мечтать». Идеи и советы о том, как строить свою жизнь, имеет ли смысл реализовывать свои давние мечты и каким образом это сделать, очень быстро завоевали сердца российских читателей.

Однако мы не будем подробно обсуждать основные идеи книг Барбары Шер. На наш взгляд, важнее рассмотреть только одну мысль, которая в общих чертах описана в книге «О чем мечтать» и подробнее раскрыта в книге «Отказываюсь выбирать!», которая сейчас готовится к изданию на русском языке.

Скользи или ныряй

Шер разделила всех людей на две группы – сканеров и дайверов. К дайверам (от англ. to dive – нырять) автор относит тех, кто глубоко изучает какую-то одну тему. По ее мнению, дайверами являются музыканты, математики, ученые, люди искусства, а также профессиональные спортсмены. Дайверам нужно познать интересующую их область как можно глубже, увидеть глубины, скрытые от взора посторонних. Дайвер настолько увлекается своей темой, что посвящает ей жизнь.

К другому типу, сканерам (от англ. to scan – бегло просматривать, сканировать), Шер относит людей, которые интересуются очень многими темами, причем весьма разнородными. Сканера может интересовать как разведение собак, так и японская литература, а также путешествия, рисование, музыка Баха, итальянский язык – и все это сразу. У сканера слишком много интересов, чтобы посвящать им всю жизнь, однако этого и не требуется. Сканеру вполне достаточно ознакомиться лишь с основными моментами, касающимися каждой из интересных ему тем. Ни в одну тему сканер не погружается глубоко – он ограничивается тем, что как бы просматривает интересующую его область сверху и, выделив для себя основное, движется дальше. Как пишет Шер, сканеры наслаждаются «окружающим нас поразительным, бесконечным разнообразием». Они хотят попробовать почти все, что попало в поле их зрения.

Поскольку современное общество привыкло к узким специализациям, дайвер встречает со стороны окружающих и понимание, и поддержку, и уважение. Сканер лишен всего этого. Окружающие в лучшем случае считают, что перед ними этакий чудак, который «все еще ищет себя». В худшем случае его считают либо не способным как следует работать, либо лентяем. Поэтому основная проблема сканеров – найти работу, где будет востребован их специфический талант изучения всего «галопом по европам».

Тесты на профориентацию обычно не выявляют сканеров как особым образом одаренных подростков и молодых людей – как правило, они показывают, что испытуемый обладает одинаково выраженными способностями и к математике, и к словесному творчеству, и к физике, и к географии, и к истории. Из сканеров, подсказывает нам Шер, часто выходят отличные библиотекари, создатели документальных фильмов, поэты, путешественники, продавцы, менеджеры и даже одаренные учителя. Очень часто сканеры по своему складу – популяризаторы, то есть несут высокую науку в массы, адаптируя ее для восприятия людьми без специальной подготовки.

Один из самых главных тезисов Шер таков: если вы сканер и живо интересуетесь очень разными темами, ни на чем не останавливаясь, вам ничего не нужно с собой делать – надо просто принимать себя таким, какой вы есть, жить и наслаждаться своей жизнью. Не нужно прикладывать никаких усилий, чтобы выбрать, наконец, себе занятие по душе (или несколько занятий) и погрузиться в него с головой. Вы хотите научиться переводить тексты с немецкого, знать основы молекулярной генетики и матанализа, а по выходным еще и заниматься выращиванием цветов на даче? Но при этом вы не можете выбрать, поступать вам на иняз или на биофак, потому что боитесь, что при этом вы упустите все остальное? Не волнуйтесь, с вами все в порядке.

Посмотрим с другой стороны

Идеи Барбары Шер быстро завоевали популярность среди отечественных любителей литературы по саморазвитию. Попробуем, однако, подойти к ним критически.

Если обратиться к здравому смыслу, вызывает сомнения уже сама правильность такой жесткой классификации, предполагающая всего два варианта. По образованию Шер является, как она сама сообщает в своих книгах, бакалавром антропологии, работает коучем и не ведет ни психологических, ни социологических исследований. Все ее книги по жанру не научные, а популярно-психологические. Это означает, что критерии отнесения человека к сканерам или дайверам весьма относительны и сформулированы нечетко.

Ведь есть, например, люди, которые погружаются довольно глубоко в несколько тем – кем их считать, сканерами или дайверами? Деление людей на сканеров и дайверов не подкреплено никакими научными исследованиями, и его можно назвать просто субъективным взглядом самой Шер, который основан на несистематизированных наблюдениях за клиентами. Опять же, клиенты коуча – это люди определенного склада, поэтому их выборка вряд ли может считаться среднестатистической.

Можно, например, разделить всех родителей на тех, кто придерживается вседозволенности для своих детей, и на тех, кто устанавливает в семье тоталитарный режим... Конечно, мы встретим немало тех, кто точно вписывается в придуманные нами типы. Но в то же время большинство родителей все-таки будут соответствовать каким-то промежуточным вариантам – вариантам, которые мы в своей классификации не учли.

Итак, поскольку классификация Шер плохо обоснована, то возникают серьезные сомнения в правомерности остальных рекомендаций, которые автор дает, в частности, сканерам.

Кто такой сканер?

Остановимся на сканерах, потому что, как отмечает Барбара Шер, ни у общества, ни у близких людей нет проблем с пониманием и внутренним принятием типичного дайвера. Мы уже сказали, что сканер в чистом виде ни на чем не останавливается надолго, ничему не готов посвятить свою жизнь всерьез. Несмотря на то что классификация Шер неточна, все же встречаются люди, соответствующие этому описанию.

С другой стороны, популярность такого рода идей может приводить к тому, что читатель будет видеть в себе истинного сканера и культивировать в себе черты, которых у него на самом деле нет либо они изначально были очень слабо выражены. Иными словами, люди, которым образ сканера показался симпатичным, могут стараться стать им. Хорошо это или плохо? Действительно ли можно всю жизнь скакать от интереса к интересу, ни в чем не достигая никаких результатов, если действительно хочется объять необъятное?

С точки зрения психологии реализация любого проекта проходит три стадии: зарождение, ассимиляцию и завершение. Это касается любого занятия, результатом которого будет обретение каких-либо навыков – например, изучение иностранного языка, освоение музыкального инструмента, занятия спортом и даже обучение в общеобразовательной школе. Любой такой процесс начинается с желания (или осознания необходимости) его начать: а почему бы не выучить испанский язык? А может, стоит заняться спортом? И самое главное: в этом году я иду в школу, я уже большой!

На начальной стадии любому из нас безумно интересно все, что так или иначе связано с новым делом. Для усвоения начальных знаний и получения первых навыков достаточно приложить минимальные усилия – этим-то и привлекательно начало любого дела.

Но вот начало осталось в прошлом, и процесс переходит в стадию ассимиляции. Энтузиазм угасает. Вам кажется, что бесконечная отработка одних и тех же упражнений, элементов и повторение новых слов не выводят вас на новый уровень, не добавляют вам ничего принципиально нового... Если так, то зачем это всё и какой в этом смысл?

Пожалуй, самые безрадостные в этом смысле школьные годы – средние классы, когда ребенок привык чувствовать себя большим, эффекта новизны уже нет, а до окончания школы еще остаются годы и годы. Одна из причин потери интереса к занятиям, от которых раньше горела душа, – неумение пройти стадию ассимиляции, непонимание, что начальный энтузиазм невозможно поддерживать бесконечно, а для выхода на новый уровень нужно приложить гораздо больше усилий, чем ты прикладывал до этого.

За ассимиляцией рано или поздно должна прийти стадия завершения в самом широком смысле слова. Это не только конец какого-либо дела, пожинание плодов его, но и выход на качественно новый уровень, когда ребенок или подросток сам оценивает результаты своих трудов и ясно видит, что уже многого достиг. Например, получение спортивного разряда. В том же спорте совершенству нет предела, но полученный разряд показывает, что юный спортсмен уже преодолел какой-то рубеж. Для этой стадии характерен такой же сильный эмоциональный подъем, прилив внутренних сил, как и для начальной.

Но для того, чтобы выйти на высокий уровень, на котором уже будут очевидны результаты, нужно приложить очень серьезные усилия, а это почти всегда трудно, это стоит напряжения, и не всегда есть искреннее желание это делать. Здесь типичному сканеру становится настолько скучно, что он бросает свое дело и переходит к новому.

Нужно признать: сканеры – это люди, которые попали в зависимость от новизны, а если точнее, от того эмоционального подъема и прилива энергии, которым сопровождается начальный этап любого процесса. Они не умеют доводить дело до конца, а с выходом книги Шер еще и получают мощную поддержку своего не-умения, ведь печатное слово воспринимается очень серьезно. Удел сканеров – быть вечно начинающими.

Чем рискует человек, который постоянно все «сканирует», ни на чем не останавливаясь? Только ли тем, что ничего так и не освоит на серьезном уровне, не получит образования, потому что будет переводиться с факультета на факультет? Не только. Несовершенные, частичные, слабые усилия дают такой же несовершенный результат. В долгосрочной перспективе это ставит под вопрос даже саму возможность типичному сканеру зарабатывать себе на жизнь. Увы, поверхностные интересы могут быть лишь украшением жизни, вносить приятное разнообразие в повседневность, но не более того. Всю жизнь на поверхностном изучении и половинчатых усилиях не построишь.

В любой сфере серьезного результата достигает лишь тот, кто вкладывает в свое занятие много труда, сил и времени. На дилетантском, сканерском уровне это невозможно. Для того чтобы начать получать стабильное удовольствие от какого-либо дела (от работы, хобби, ведения домашнего хозяйства), нужно в него все-таки глубоко погрузиться. На это надо будет затратить гораздо больше усилий, чем на «сканирование», но и результат будет соответствующий.

Что выбирать?

В таком случае что делать родителям, чей ребенок постоянно интересуется разными видами творчества и разными науками? Например, как в стихотворении Агнии Барто «Болтунья»:

Драмкружок, кружок по фото,

Хоркружок – мне петь охота,

За кружок по рисованью

Здесь важно найти золотую середину. С одной стороны, детство – это, наверное, самое «сканерское» время в жизни каждого человека. Попробовать как можно больше интересных занятий, перебрать максимум доступных хобби для ребенка – не только увлекательное занятие, но и жизненно важное. Именно так он познает мир, начинает ориентироваться в разных областях искусства и науки, именно так закладываются основы дальнейшей профориентации. Не надо ругать ребенка, если он хочет записаться в еще один кружок или попросил купить ему книги по теме, к которой ранее не проявлял интереса.

Однако бывает, что ваш сын или дочь хочет объять необъятное и заниматься в нескольких кружках одновременно либо несколькими видами творчества, а еще и спортом... В таких случаях родители должны помочь ребенку с организацией времени, а также с выбором. Например, если очевидно, что на какой-то из желанных кружков ребенок не будет успевать, то нужно помочь ему расставить приоритеты и сделать выбор, исключив какое-то занятие из своего расписания.

В то же время перед любым родителем в тех или иных случаях стоит задача научить ребенка преодолевать стадию ассимиляции и доводить дело до конца, пусть даже не до самого финала, а до какой-то промежуточной точки, на которой можно остановиться. Немало детей теряют интерес к музыке или рисованию где-то на середине обучения в музыкальной или художественной школе и хотят бросить занятия. Если эта ситуация актуальна для вас, поговорите с ребенком. Расспросите его, почему вдруг появилось такое желание. Если причина просто в потере интереса, очень желательно все же настоять на окончании творческой школы и получении диплома. Объясните ребенку, что обучение искусству важно для его личностного развития и повышения культурного уровня.

Нельзя забывать, что на самом деле никто из нас не может знать заранее, как сложится жизнь, а значит, что нам может пригодиться из того, чем мы занимаемся (или категорически не хотим заниматься) в данный момент. Бывают случаи, когда наличие диплома школы искусств дает во взрослой жизни преимущества при устройстве на работу, пусть даже она и не связана напрямую с музыкой или живописью. Если же желание ребенка бросить творческую школу имеет причины более серьезные, например, сложности в отношениях с педагогами, такие проблемы нужно решать индивидуально. Аналогично и с серьезными занятиями спортом: есть смысл уговорить ребенка бросить спорт после получения определенного разряда или пояса.

Еще один аргумент за доведение дела до определенного уровня: у человека, обладающего теми или иными навыками или знаниями, в будущем выбор из самых разных возможностей будет шире, чем у того, кто этими навыками и знаниями не обладает. Практика показывает, что те, кто довел дело до конца, впоследствии реже жалеют об этом, чем те, кто бросил что-то на полпути.

В чем смысл такой стратегии? Ребенок учится доводить любое дело до конца. А зная, что с однажды выбранного пути нельзя свернуть в любой момент, как только появился такой порыв, а нужно дойти до завершения какого-то этапа, ребенок станет ответственнее подходить в будущем к своему выбору во всех сферах, в том числе и в выборе профессии.


Вот, написала для девочек по мотивам Барбары Шер. Обычно-то я сосредотачиваюсь на сканерах (поскольку в чистом виде к ним принадлежу), но в этой статье половина - про несчастных дайверов.
Дальше - текст. Вышло в текущем номере.

Сканеры и дайверы

О Лиде постоянно тревожатся родители - такая умная девочка, неужели из нее так ничего и не выйдет? То Лида обожала математические головоломки, собирала книги с задачками и просиживала ночи на форуме в интернете, где проводятся конкурсы на их решение. А еще у нее два кота, и она знает все-все про эту породу, особенности кормления, способы чистки зубов и ухода за шерстью. Она даже завела (и уже забросила) личный сайт с рассказами об этом. Несколько лет как она увлеклась шитьем, разгадала крой нескольких одежек от дизайнеров по фото в журнале, сама сочинила несколько костюмов, от которых ахнули подруги. При этом у нее совсем другое образование, не понадобившееся ей, и работает она на скучной и неинтересной работе секретарши в маленькой фирме по продаже красок.

Родители беспокоятся за ее будущее, друзья тревожатся, что она разбрасывается и ничего не доводит до конца. Сама Лида иногда думает с тоской, что если бы она приложила силы, из нее вышел бы сейчас отличный учитель математики, и она могла бы работать в хорошей школе с интересными людьми. Или стала бы хозяйкой питомника кошек, возила бы своих красавцев на выставки, написала бы книгу про породу. А может ей нужно было продолжать шить, продавать свои работы, создать коллекцию и стать дизайнером одежды? Если бы она упорно занялась, хоть одним из этих дел – у нее уже было бы имя и успех. Но она сидит с девяти до шести в своей конторе, печатает письма, разговаривает со скучными поставщиками и пьет чай из кружки с логотипом и надписью «За успехи в работе», потому что не может выбрать, чем бы ей хотелось заниматься в конце концов.

Все мы знаем таких людей - они интересуются слишком многими, иногда абсолютно разными вещами, они начинают и бросают свои занятия после недолгого начала, они боятся заняться чем-то серьезно, потому что тогда упустят кучу других интересующих их вещей. Они не становятся специалистами, не строят карьеру. И хотя общество снисходительнее относится к увлечениям женщин, общий настрой остается знакомым: люди ценят специалистов, достигших зримого успеха в одном деле.

Однако, не все люди, меняющие множество занятий, делают это по одинаковым причинам. Психотерапевт и консультант по вопросам карьеры Барбара Шер утверждает, что делают так два совершенно разных типа людей. Она назвала их сканерами и дайверами. –

Сканеры
Сканер совершенно очарован многообразием мира вокруг, ему хочется попробовать буквально все. Его увлекают совершенно разные вещи – от цветоводства до политики, от механики до теории музыки. Сканеру кажется, что жизни мало, чтобы попробовать все, что ему интересно.

Но людям вокруг кажется, что сканер просто не может себя заставить работать и заниматься вещами глубоко. А вскоре и сам сканер начинает упрекать себя и считать, что если он не собирается посвятить чему-то жизнь, то нечего и браться за дело. Так рождаются несчастные сканеры. Они буквально запрещают себе интересоваться новым, изучать интересное и пробовать необычное. И большим облегчением для них бывает узнать, что с ними все в порядке, что просто мозги их устроены таким образом, что им нужен постоянный приток нового, что узнавать, изучать и пробовать – их призвание.

Сканеры обладают повышенной способностью учиться, они любят все новое, не страдают нерешительностью – если их увлекает что-то, они буквально ныряют в новое дело. У них очень гибкое мышление, они легко воспринимают незнакомую культуру и уважают разные типы мышления.

Из них не выйдет ученого, который всю жизнь изучает заднюю пару усиков ночной бабочки особого подвида. Сканер любит узнавать о предмете столько, чтобы иметь хорошее общее представление, понять интересные особенности, узнать как это делается в принципе, научиться- и перейти к следующему увлечению. Главное для них – позволить себе жить так, как им интересно. Жизнь никогда не перестает подкидывать интересное для сканеров, их жажда знаний, как им кажется, всегда опережает их силы или доступное им время.

Основная проблема сканеров в том, что им всегда кажется, что им не хватает времени. Чувство времени у них особенное, для сканера почти непонятно «завтра», все, что он хочет, он должен получить сейчас. Потому что ему кажется - это единственно доступное ему время.
Главное, что им нужно понять – 1)спешка не самое эффективное действие, 2) времени на самом деле больше, чем они думают.

Просто писать списки задуманных вещей для сканеров бесполезно, они только начинают нервничать сильнее.

Как же сканеру заниматься всем, чем он хочет?

Упражнение «10 жизней»

Если бы у вас было 10 жизней, кем бы вы были, как бы вы их провели? Возьмите ручку и лист бумаги и запишите эти 10 (или 20 или сколько вы хотите) жизней.
Проверьте, действительно ли это то, что бы вы искренне хотели. Сделать это просто – закройте глаза и представьте себя реально занимающейся этим – что находится вокруг, чем вы заняты, получаете ли вы удовольствие. Не все «желания» проходит проверку этим.

А теперь внимательно читайте свой список и задавайте себе вопросы:
Что бы я выбрала для текущего года?
Что после того, как закончила бы это дело?
Какое из дел можно делать по двадцать минут каждый день?
Что можно делать по выходным?
Что мне бы хотелось делать только изредка?


Если вы сканер и внимательно обдумаете каждое дело, вы можете осознать, до какой степени вам хочется им заняться, что будет достаточным для вас результатом. Для Кати «научиться готовить», оказывается, означало «научиться печь пироги из дрожжевого теста». Для Марины «хочу заняться вязанием» - значило в глубине души «научиться вязать сложные свитера ирландским вязанием – с косами и жгутами».

Когда вы понимаете, что и до какой глубины вам хочется, вам гораздо легче найти для этого время.
Вам хочется научиться рисовать? Не думайте, что этим можно будет заняться, когда у вас будет время. Купите книгу для начинающих и прямо сегодня сядьте и порисуйте 15 минут. Может вы порисуете так три месяца, а затем запишетесь на вечерние курсы. У вас есть на это время!

Сканеру нужно особое планирование. Расчертите на больших листах три года подряд, квадратами для месяцев. Посмотрите на это поле времени перед вами. Проведите цветным карандашом линию через полмесяца, через месяц или три месяца и надпишите то, чем вы планируете заняться. Некоторые занятия можно запланировать через два года. Некоторые на завтра. Но сам вид карты времени, в которую вписано то, чем вам хочется заняться, должен подействовать успокоительно на ваше постоянное чувство нехватки времени.

Если вы сканер – не принуждайте себя измениться. Сканер счастлив только тогда, когда ему позволено делать то, что его увлекает.

Дайверы
Но есть и другая группа людей. Несчастный дайвер выглядит как сканер и ведет себя как сканер, но совершенно им не является.

Дайверы любят нырять глубоко, их не удовлетворяет поверхностное знакомство. Профессиональные спортсмены, художники, ученые, музыканты очень часто являются дайверами. Чем больше дайверы углубляются в предмет, тем больше они находят там материала для изучения.

Но иногда что-то встает на пути дайвера и тогда он ведет себя как сканер – начинает и оставляет занятия, нигде не остается надолго, берется за то и за это. Но там, где сканер счастлив, где менять занятие его заставляет новое увлечение, предвкушение новой радости, дайвер ненавидит эту смену, он мучается оттого, что не может ни на чем остановиться.

Несчастному дайверу не нравится бросать начатое, но почему-то у него не получается продолжить. Он часто не занимается делами, к которым его влечет, потому что очень боится связать себя по рукам и ногам тем, что окажется совсем не его делом. Поэтому он выглядит человеком, не умеющим сфокусироваться и занимающимся случайным, неинтересным делом.

Если у вас нет физических проблем с умением сосредотачиваться, и если вы думаете, что вы несчастный дайвер, то скорее всего у вас одна из трех проблем.

№1.Дайвер, не умеющий учиться.
Иногда люди, чрезвычайно одаренные и умные, так успешно и блестяще схватывают в начале учебы материал, что у них совершенно не вырабатывается умение упорно и систематически трудиться над предметом. Те, кому учеба достается сложнее, понимают необходимость упорного и последовательного труда и знают, что за периодом непонимания и растерянности непременно придет знание и умение.

Но блестящие люди не прошли через этот период в школе. Все давалось им легко и на лету, их хвалили, но они так и не узнали, каково это работать с напряжением сил, у них отсутствует необходимая дисциплина. Поэтому в дальнейшем они пасуют там, где нужно начать прикладывать усилия. Они пугаются, что больше не будет похвал, к которым они так привыкли, что нужно делать что-то непонятное, их уверенность в себе под угрозой – и они просто меняют занятие.

Что делать:
В следующий раз, когда вы почувствуете, что не знаете, что делать дальше, чувство разочарованности и бессилия, сделайте усилие и продолжайте работать. Вам нужно сломать установившийся образец поведения, вам нужно узнать то, что знают все не такие блестящие, но трудолюбивые люди – упорный труд всегда приводит к результату. Вы перестанете бояться быть незнающим, неумеющим и научите учиться.

№2 Дайвер, гоняющийся за новизной

Когда дайвер этого типа чувствует упадок сил и плохое настроение, он вспоминает о волшебной палочке – каком-нибудь новом занятии. Он бросается заниматься этим, и новизна дает ему всплеск удовольствия, ощущение насыщенности жизни. Но как только новизна выветривается, нужно заниматься чем-то серьезно, снова подступает уныние, и дайвер ищет новой встряски. Он постоянно убегает от своей несчастности, но в результате оказывается, что убегает он и от своего счастья. Потому что никогда не испытывает чувства завершенности, чувство удовлетворения от проникновения в глубины.
Что делать:
Вы боитесь, что преследование одной цели лишит вас всех других удовольствий в новых вещах. Заведите себе коробку с надписью «Бюро находок». Каждый раз, когда вас отвлекает мысль о новом проекте, запишите его на полоске бумаги и опустите в эту коробку. После чего вернитесь к тому, что делали. Самое большое удовлетворение дайверу приносит доведение вещей до конца, изучение глубин. Дайте же себе почувствовать это счастье.

№3. Дайвер, испытывающий чувство тревоги и стыда.
Этот тип дайверов начинает нервничать, когда они занимаются чем-то, интересующим их, достаточно глубоко. Им нравится предмет, но чем дальше они заходят, тем тревожнее становятся – пока не могут больше продолжать.

Причины этого коренятся в их детстве. Возможно у них были очень требовательные или манипулятивные родители, и несчастные дайверы теперь боятся угодить в ловушку и избегают инстинктивно того, к чему их тянет. Возможно их обижали и высмеивали в детстве и теперь они не могут доверять себе, не могут отдастся ничему так, чтобы это их захватило – и оказаться беззащитными, и может случиться что-то плохое.

Или они чувствуют себя очень эгоистичными всякий раз, когда делают что-то для себя. Если их близкие несчастны, дайверам кажется нечестным заниматься тем, что делает их счастливыми, им стыдно быть счастливыми. Более того, каким-то извращенным способом им кажется, что отказываясь от того, что им нравится, они облегчают жизнь своих близких, уменьшают их несчастность.

Им нужно однажды понять, что лишая себя чего-то, они не делают своих родителей счастливее и перестать это делать. Им придется расстаться с ощущением воображаемой помощи, понять, что им придется просто смириться с несчастностью родителей, с невозможностью исправить это за них и просто их жалеть, но не приносить свою несчастность им в утешение.

Что делать:
Вам нужно поверить, что вам разрешается быть счастливым прямо сейчас. Каждый раз, когда вы увлечены и внезапно подкатывает тревога, остановитесь, осознайте свои чувства, испытайте жалость к родным, жалость к себе в детстве, можете даже всплакнуть. А затем вернитесь к своему делу и продолжайте его делать.
Похожие публикации