Сообщение по обществознанию тема семья малая. Презентация на тему "семья как малая группа"

  • 3. К вам обратилась группа ребят, предложившая вступить в их организацию «Юные защитники справедливости». Как вы будете реагировать на это предложение? Объясните ваши действия.
  • 1. Политический режим. Демократия.
  • 1. Правоохранительные органы в Российской Федерации.
  • 3. Вам поручено составить план ознакомления учащихся вашего класса с учреждениями и памятниками культуры своего города (области). Как вы будете выполнять это поручение? Намечаемые действия объясните.
  • 1. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Конституционные обязанности граждан.
  • 1. Личные
  • 2. Политические права и свободы
  • 3. Социально-экономические права
  • 4. Культурные права
  • 2. Государство или правительство должно гарантировать осуществление прав и свобод человека? Объясните свой выбор ответа.
  • 1. Биологическое и социальное в человеке.
  • 1. Экономика и ее роль в жизни общества.
  • 1. Конституция Российской Федерации о федеративном устройстве России. Полномочия Центра и субъектов Федерации.
  • 1. Экономические системы и собственность. Право собственности.
  • 3. Проанализируйте свой нынешний социальный статус. Попытайтесь спрогнозировать его изменения в ближайшем будущем. Какие новые статусные позиции вы хотели бы обрести? Что вы сделаете для этого?
  • 1. Понятия «гражданское общество» и «правовое государство».
  • 3. Вам поручили сделать в классе сообщение о важнейших событиях за месяц в стране и в мире. Как вы будете готовиться к выступлению? Запланированные действия объясните.
  • 1. Предпринимательство.
  • 1. Социальные конфликты, пути их решения.
  • 1. Органы государственной власти Российской Федерации.
  • 1. Семья как малая группа.
  • 1. Особенности подросткового возраста.
  • 3. Вы принимаете решение, что делать после окончания 9 класса. Что нужно предпринять, чтобы ваше решение выполнить? Дайте обоснование принимаемому решению и намечаемым действиям.
  • 1. Социальные ценности и нормы. Мораль.
  • 1. Социальная структура общества.
  • 1. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
  • 3. Вам предстоит выполнить учебное социологические исследование по проблемам современной семьи. Какие вопросы вы включили бы в анкету для выяснения отношения различных групп людей к семье и браку?
  • 1. Рынок и рыночный механизм.
  • 1. Понятия «правовая норма» и «нормативно-правовой акт». Отличия правовой нормы от норм морали.
  • Билет № 24
  • 1. Экономические цели и функции государства.
  • 1. Мышление и речь.
  • 1. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.
  • 3. Подойдя к двери своей квартиры, вы обнаружили, что замок взломан. Каковы будут ваши действия?
  • 1. Налоги, уплачиваемые гражданами.
  • 3. Составьте перечень своих социальных ролей в семье, школе, компании друзей. Возникают ли противоречия между вашими различными социальными ролями? Если да, то как вы их можете разрешить?
  • 1. Человек и его ближайшее окружение.
  • 2. Каким кодексом предусмотрена защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина? Приведите примеры соответствующих правоотношений.
  • Билет № 29
  • 1. Личность. Межличностные отношения.
  • 1. Конституция Российской Федерации об основах государственного строя России.
  • Глава 1 Конституции «Основы конституционного строя» характеризует государственный строй России следующим образом:
  • 1. Семья как малая группа.

    Социальные группы подразделяют на большие (национальность, профессия) и малые. Семья является малой группой, самой сплоченной ячейкой общества.

    Семья - малая группа, основанная на браке или кровном родстве. Члены семьи связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

    При этом можно выделить следующие аспекты:

      Семья состоит из родителей и детей.

      Семья объединяет лиц по признаку совместного проживания.

      Семья объединяет лиц общим семейным бюджетом.

      Семья характеризуется опредёленными социальными нормами, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, между родителями и детьми.

    Патриархальная семья состояла из нескольких поколений: бабушек и дедушек, родителей, детей.

    На сегодня, наибольшее распространение получила семья, состоящая из родителей и детей (так называемая, нуклеарная семья - родители и дети являются ядром, остальные родственники на периферии).

    Семьи могут быть:

      полные - в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок, и неполные - семья только из одного родителя с детьми.

      В зависимости от количества детей: бездетные, однодетные, многодетные (с тремя и более детей).

    Важнейшие функции семьи:

      репродуктивная - рождение детей;

      хозяйственно-экономическая - включает питание семьи, содержание домашнего имущества, создание и расходование домашнего бюджета;

      образовательно-воспитательная - социализация. Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;

      психотерапевтическая - позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

    Государство заинтересовано в укреплении семьи как важного фактора стабильности в обществе.

    Развод должен рассматриваться как крайняя вынужденная мера. При разводе ставится под угрозу благополучие детей, других членов семьи. Ряд исследователей считает большое количество разводов в обществе следствием незрелости людей, вступающих в брак и потребительского образа жизни. Большую помощь супругам, стремящимся сохранить семью, может оказать консультация психолога и других специалистов по семейным отношениям.

    2. Сравните две позиции, два приоритета в экономической политике государства: 1) максимально полное вытеснение государства из сферы регулирования экономических отношений, уменьшение числа его функций, полная свобода рынка и цен; 2) возрастание роли государства в регулировании экономических и социальных процессов. Какую позицию вы бы поддержали? Можно ли учесть обе позиции и добиться компромисса? Аргументируйте ваш ответ.

    Аргументы за 1-ю позицию:

      Государственное вмешательство в экономику так или иначе создает возможность коррупции, использования служебного положения для личного обогащения, что особенно актуально для России с низким уровнем правосознания и контроля за деятельностью аппарата.

      Государственное регулирование не способно гибко реагировать на изменения рынка, обеспечить производство в том объеме, которое требуется для удовлетворения потребностей населения, что ярко проявилось в нашей стране в годы советской власти.

    Аргументы за 2-ю позицию:

      Полная свобода рынка и цен - идеальная модель, не существующая в реальности. Если государство не обеспечивает свободу конкуренции, то рынок оказывается во власти преступных группировок, диктующих свои условия, как это было в России в 90-е годы.

      Бизнесменам выгоднее продавать сырье за границу, чем развивать производство в России. Чтобы РФ не стала сырьевым придатком развитых стран, государство должно поддерживать отечественных предпринимателей, развивающих производство товаров и создающих рабочие места.

      Для того, чтобы участники рыночных отношений действовали с максимальной пользой для общества, необходим длительный опыт демократии. В развитых странах современное положение складывалось в длительной и трагической борьбе рабочих за свои права (в романе «Лунная долина» Джек Лондон описывает кровавую бойню между рабочими и полицией в ходе забастовки).

      Часть населения нуждается в поддержке со стороны государства. Это необходимо для поддержания благополучия в обществе, т.к. низкий уровень жизни питает преступность, создает почву для социальных конфликтов.

    Современная экономика в развитых странах является смешанной, т.е. сочетает рыночные свободы с государственным регулированием.

    Чтобы уменьшить негативные моменты, требуется «прозрачность» бюджета (контроль за расходованием средств), полная подотчетность государственных служащих о своих расходах (чтобы не возникала ситуация, когда чиновник с зарплатой 10 000 руб. покупает особняк за 500 миллионов), обязательность соблюдения законов для всех в государстве, сверху до́низу; создание условий для развития малого и среднего бизнеса (каждый человек должен иметь возможность заняться предпринимательством, уведомив об этом соответствующую государственную структуру, а не собирать месяцами справки и разрешения) и т.д.

    3. Вы с другом возвращались домой со спектакля, который закончился в одиннадцать часов вечера. К вам подошел наряд полиции и попросил предъявить документы, которых у вас не оказалось. Имеют ли право сотрудники полиции задержать вас для установления личности? Что они должны предпринять для этого? Каков может быть срок вашего задержания?

    В ряде регионов лицам, не достигшим 16 лет, запрещено находиться после 22 00 в общественных местах, в том числе на улице, без сопровождения родителей, совершеннолетних близких родственников, лиц, осуществляющих мероприятия с детьми.

    Законодательство в конкретном регионе может несколько отличаться. Порядок примерно следующий:

    Сотрудники полиции при наличии сомнения в факте достижения гражданином возраста 16 лет вправе потребовать от него предъявления паспорта или иного документа удостоверяющего личность.

    Сотрудник полиции в случае обнаружения ребенка после 22 00 в общественных местах, в пределах своих полномочий:

    1) незамедлительно устанавливает личность ребенка, его место жительства, родителей, лиц, их заменяющих, или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей; уведомляет указанных лиц; в случае необходимости доставляет ребенка родителям.

    2) составляет акт о выявлении ребенка в общественных местах, в котором указывается место и время обнаружения ребенка, время его передачи, объяснения родителей (лиц, их заменяющих, или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей) о причинах нахождения ребенка в общественных местах. Акт удостоверяется подписью сотрудника органов внутренних дел и родителя (лица, его заменяющего). Акты и материалы к ним направляются в подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;

    3) в случае невозможности установления личности ребенка, его места жительства, родителей (лиц, их заменяющих), либо отсутствия указанных лиц, либо невозможности передачи им ребенка, доставляет его в места временного нахождения детей, установленные органами местного самоуправления, или специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

    Если в вашем регионе нет комендантского часа для несовершеннолетних, сотрудники полиции имеют право требовать предъявить документы только при наличии у них достаточных оснований, что гражданин имеет отношение к нарушению общественного порядка (например, находится в состоянии алкогольного опьянения), либо совершению правонарушения, а задержать человека с целью установления личности в случае совершения им административного правонарушения на срок не более трех часов (ст. 27.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

    Важно вести себя вежливо и спокойно, чтобы с одной стороны, не дать повода обвинить Вас в неподчинении сотруднику полиции (это серьезное правонарушение), а с другой – дать понять, что бояться Вам нечего и свои права Вы знаете. Оскорбление сотрудника полиции или сопротивление ему подпадает под действие Уголовного кодекса РФ.

    Согласно закону «О полиции» каждый задержанный имеет право:

      знать, за что его задержали, возникающие в связи с этим права и обязанности (ст.5).

    Сотрудник полиции, отказавшийся объяснить основания установления личности, будет привлечен к административной ответственности за неправомерные действия на основании вашей жалобы в прокуратуру.

      Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

      Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

    При административном задержании вы вправе воспользоваться своим сотовым телефоном, чтобы известить родственников и адвоката о задержании, количество звонков в таком случае не ограничивается. Сотрудники полиции не вправе вам препятствовать.

      О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей (ст. 8).

      Задержанный имеет право на получение медицинской помощи в необходимых случаях (ч. 1 ст. 29 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан);

      Задержанный вправе ознакомиться с протоколами, вписать в протокол объяснения и замечания о нарушениях , либо отказаться от дачи объяснений и показаний (Ст. 28.2 КоАП)

      Несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц (ст. 27.6 КоАП). Раздельному размещению подлежат также лица мужского пола и женского пола

      задержанному вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении, а также по его просьбе копия протокола об административном задержании (ч.2 ст. 27.4 КоАП РФ).

    Билет № 18

    Эволюция в сфере семьи и брака находит отражение в изменении социального веса функций, выполняемых ими на разных этапах исторического пути. Брак, прежде игравший роль экономического института, в наши дни все быстрее превращается в морально-правовой союз мужчины и женщины, основанный на любви и личном выборе. Значение семьи как малой группы, где индивиды получают убежище, защиту и поддержку, возрастает.

    При анализе семьи как малой группы особое внимание уделяют:

    • 1) характеристике ее внутренних связей и структуры в целом (ее целям, составу, степени сплоченности, ролевым отношениям и распределению власти);
    • 2) характеристике ее взаимодействия с более широкими социальными образованиями в рамках социальной структуры общества (с группами и общностями, социальными институтами и системами ценностей).

    Для социологического анализа семейной группы первостепенное значение имеет именно внутренний аспект – структура и ролевое взаимодействие семьи . Их реальное соотношение образует своеобразную микросреду развития и самореализации личности. Основные параметры этой микросреды могут быть сгруппированы следующим образом:

    предметно-материальные, связанные с условиями жизни семьи, состоянием жилья и вещной среды;

    поло-демографические, фиксирующие половую принадлежность и возрастную (поколенческую) структуру семейной группы;

    психоэмоциональные, характеризующие степень открытости, доверия между членами группы, готовность оказать взаимную поддержку;

    параметры социального окружения, отражающие круг родственников, близких, друзей либо, наоборот, недругов и недоброжелателей, с которыми устанавливаются и поддерживаются контакты определенного рода;

    параметры культуры, предполагающие учет образовательного уровня, предпочтений и запросов в духовной сфере, потребления информации и т.п.

    Существуют различные подходы к типологии семьи как малой группы (рис. 13.1).

    Рис. 13.1.

    Наиболее распространенным критерием систематизации выступает критерий детности, т.е. количества детей (своих и приемных). Выделяют семьи: а) многодетные (от четырех детей и более); б) среднедетные (два-три ребенка); в) однодетные; г) бездетные. Как уже отмечалось, доминирующей тенденцией для индустриально развитых стран является рост числа однодетных и бездетных семей (вступив в брак, супруги все чаще не спешат заводить детей, предпочитая сначала получить образование, сделать карьеру и т.д.).

    Властный критерий показывает, как распределяется власть между супругами. На его основании выделяют два типа отношений внутри семьи.

    1. Традиционный (авторитарный) тип связан, как правило, с господством в семье мужа либо кого-то из старших родственников (классический пример – Кабаниха из драмы А. Н. Островского "Гроза"), гораздо реже – жены. Данный тип отношений характерен для доиндустриальной стадии развития общества, однако по мере эмансипации женщины, роста уровня се образования и вовлечения ее в общественное производство постепенно исчезает. Этому типу присуща строгая подчиненность детей родителям. Нужно отмстить, что в последнее время как в западной, так и отечественной социологии получило развитие направление, уделяющее особое внимание защите социальных прав детей обществом и государством, в том числе средствами права.

    2. Демократический (эгалитарный) тип предполагает равное участие супругов в принятии решений и воспитании детей, добровольное распределение обязанностей и др. В семье, основанной на данном тине отношений, нет ярко выраженного лидера, поскольку оба ее взрослых члена наделены равными юридическими правами по владению имуществом и воспитанию детей. Здесь женщина, особенно если она работает, более обостренно реагирует на проявления мужского деспотизма и эгоизма, сопровождаемые насилием по отношению к ней и детям, что подтверждает рост числа разводов, инициируемых ею.

    Критерий распределения обязанностей {ролей ). Опыт развития семейно-брачных отношений в большинстве индустриальных стран показывает, что по мере демократизации отношений внутри нуклеарной семьи данный критерий выходит на первое место. Этот аспект находит отражение в теории супружеских ролей.

    В частности, Толкотт Парсонс считал, что при переходе к современной семье прежнее разделение супружеских ролей сменяется их общностью. Однако подобно всем функционалистам он интерпретировал эту новую ситуацию следующим образом: в интересах семьи как целого супругам целесообразно выполнять те функции, которые предопределены биологическими различиями между полами. Поэтому роль женщины он рассматривал как "выразительную", связанную преимущественно с воспитанием детей, а мужчине отводил "инструментальную" роль, обусловленную необходимостью материального обеспечения жены и детей.

    В функционализме утверждается мысль о росте равноправия между мужчинами и женщинами, которое постепенно распространяется из сферы публично-правовых и общественных отношений на структуру внутрисемейных связей в целом. Исходя из указанной посылки, обычно выделяют сегрегированный (от лат. segregatio – отделение), совместный и симметричный типы супружеских ролей.

    Сегрегированный тип предполагает разделение супружеских ролей и их обособленность, что находит выражение в строгом разграничении обязанностей и ответственности между мужем и женой. Так, муж, продолжая быть "кормильцем" семьи, добытчиком средств материального существования, в домашнем труде выполняет традиционно мужскую работу. Жена же является домохозяйкой, круг ее занятий ограничен кухней, воспитанием детей, закупкой продуктов и т.д.

    Сложившееся разделение ролей находит свое продолжение в формировании так называемых сетей контактов, соответствующих индивидуальным запросам и интересам. Последние обусловливаются, в частности, трудовой занятостью мужа вне дома, чем предопределяется круг его общения, включая и сферу свободного времени. Мужчины, например, предпочитают отдыхать в компании других мужчин на рыбалке, охоте, за распитием спиртных напитков и т.п. Наоборот, женщины, все время занятые домашним трудом, стоят ближе к своим матерям, сестрам, предпочитая всем видам контактов общение с родительской семьей. Степень разделения между сферами компетенции мужа и жены в семейных делах, автономия их индивидуальных интересов может быть столь велика, что для их определения вводится понятие "обособленные супружеские роли".

    На практике обособление ролей мужа и жены сочетается с авторитарным типом распределения власти в семье. Как свидетельствует Энтони Гидденс, даже в семьях, где работой вне дома заняты оба супруга, продолжает сохраняться подразделение вопросов семейной жизни на "очень важные" и "просто важные". Первые, например финансовые, мужчины по традиции склонны решать единолично; вторые, таки как воспитание детей, покупка мебели, ремонт квартиры, – совместно с женой.

    Совместный тип связан с достижением большего равноправия в семье вследствие наличия у мужа и жены общих интересов и целей, а также с перераспределением ролей внутри семьи в результате того, что оба супруга работают вне дома. В связи с этим свободное время они проводят вместе, сообща принимают решения, касающиеся всей семьи. Круг обязанностей мужа по дому, включая воспитание детей, расширяется.

    Важным фактором перераспределения супружеских ролей является выравнивание социальных позиций мужчин и женщин. С повышением уровня образования и квалификации возрастает удельный вес женщин в принятии решений. Особенно сильно указанная тенденция проявляется в семьях среднего класса, которые по мере отдаления от родительских семей все более ориентируются на новые культурные стандарты, предполагающие эгалитарность отношений супругов в браке. Этому также способствует то, что жена нередко делает успешную профессиональную карьеру, тогда как муж может оказаться безработным.

    Исследователи семьи отмечают, что совместный тип супружеских ролей во многом характеризуется переходностью от старого к новому укладу семейной жизни. Если с диктатом мужчины здесь уже покончено, то нагрузка на женщину не только не уменьшается, но, наоборот, возрастает вдвое из-за ее занятости на работе и дома.

    Сохраняющееся в целом в разных формах разделение семейных ролей послужило основанием для выдвижения в рамках феминистской мысли тезиса о том, что женщины эксплуатируются мужчинами, а институт современной нуклеарной семьи служит закреплению социального неравенства в положении женщины.

    Симметричный тип супружеских ролей характеризуется большей, чем прежде, закрытостью семьи от сторонних влияний, формированием в ней собственного мира. Отношения подобного типа характеризуются тем, что:

    • 1) муж и жена сосредоточены на проблемах дома, особенно когда дети еще маленькие;
    • 2) минимизируется влияние расширенной семьи (например, живущих поблизости родственников), благодаря чему перестают действовать прежние традиционные культурные стереотипы относительно сферы "мужского" и "женского" труда;
    • 3) в распределении домашних обязанностей наблюдается меньшее разделение труда, например, мужчина чаще занимается работой по уходу за ребенком или уборкой в квартире.

    Сегодня муж все чаще принимает на себя равную с женой ответственность за семейные дела. Это нашло отражение в законодательстве многих индустриально развитых стран, где оплачиваемый государством отпуск по уходу за ребенком может быть предоставлен любому из родителей по их выбору. Одновременно женщина получает больше возможностей для своей профессиональной карьеры. Данная ситуация позволила Д. Попеное сделать вывод, что "культурный идеал" традиционной американской семьи, при котором женщины являются домохозяйками-женами, а мужья – кормильцами семьи, сегодня фактически потерял свое значение.

    Отношения, возникающие между членами семьи по поводу ожидания от них определенного ролевого поведения и выполнения ими на практике ролевых обязанностей, характеризуются двумя формами:

    ролевым согласием, которое возникает при взаимодополнительности и совместности в исполнении добровольно принятых на себя ролей и благодаря согласованности представлений о требованиях, предъявляемых к этой роли как обществом, так и ролевым партнером;

    ролевым конфликтом, который может быть трех типов:

    1. Конфликт ролевых образов , когда у одного или нескольких членов семьи складывается неправильное представление о возникающих у них в рамках семейной группы обязанностях и сфере ответственности; aналогичным об разом формируется неадекватный образ должного поведения, накладываемый на поведение других членов семьи. Результатом такого положения оказывается несовпадение ролевых представлений и как следствие – конфликт.

    2. Межролевой конфликт , при котором противоречие порождается ожиданиями, которые обусловливаются необходимостью сочетать одновременно ряд противоположных ролей, например, в сложных семьях, где родители детей сами одновременно выступают в роли детей по отношению к представителям третьего, старшего поколения.

    3. Внутриролевой конфликт , который предполагает, что к одной и той же рол и предъявляются самые противоречивые требования. Именно в такую ситуацию попадает современная женщина, от которой ожидают, что она будет сочетать занятость в общественном производстве с традиционной для нее ролью обеспечения и налаживания домашнего быта.

    Ролевой конфликт есть проявление более общего семейного конфликта, который возникает в результате распределения власти в семье, определения семейных целей и задач на каждом из этапов жизненного цикла семьи, системы семейных ценностей и ее соответствия индивидуальным системам ценностей членов семьи. Такого рода конфликт воспринимается и переживается членами семьи как взаимное столкновение целей, интересов, потребностей.

      - воспитательная

      Ход урока

      Преподаватель:

      Сегодня все мы - партнеры.

      м.) Проверка знаний учащихся

      (Записать исторические типы этноса)Классы, расы, нации,народности

      Фронтальный опрос 1.

      -что означает субкультура

      -назовите виды молодежной, субкультуры?

      -Скажите, что формирует социальную зрелость молодежи? Семья,школа, вуз

      1. ,

      Вопрос:

      цель одна - создание семьи.

      Гражданами мы становимся в обществе, подданными в государстве, а людьми в семье.Любовь к Родине и Отечеству зарождается в нас от любви к матери и отцу,в семье мы приобщаемся к родному языку,обучаемся правилам поведения,осваиваем культуру быта.Семья занимает особое место в жизни каждого человека. Благодаря той особой атмосфере доверия, доброжелательства, взаимного уважения, которые присуще семье, принесенная в дом радость становится радостью вдвойне, а случившаяся беда, покажется менее тяжелой. Скоро вы начнете свою самостоятельную жизнь, у вас будут свои дети, которые тоже построят свои семьи. Совершается извечный круговорот жизни, в котором семья занимает одно из главнейших мест.

      Давайте сформулируем тему урока: …

      Да, тема нашего урока - «Семья, как малая социальная группа».

      Тема достаточно сложная. Сложность ее изучения вызвана тем, что семья — это малая группа, котораяявляется закрытой системой, не терпящей постороннего вмешательства в ее дела. Тогда давайте назовем основные признаки семьи, как малой социальной группы(признаки: небольшой состав, общие интересы, эмоциональные отношения,нормы и традиции)

      А что же такое семья? Давайте,сформулируем определение понятия «Семья».

      Семья это малая группа - самая сплоченная и стабильная ячейкаобщества. (провокация: тогда почему разводы?)
      Семья — малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью.

      Семья? — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.

      Семья — основанная на браке или кровном родствемалая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.


      Вопрос? Каковы же функции семьи как малой социальной группыгруппы?

      -Правильно выстроенные

      Когда-то очень давно Сократ сказал своим ученикам -женись мой друг женись. Если жена попадется добрая -ты счастлив, а если сварливая -ты станешь философом.

      Любовь, взаимовыручка, поддержка, ответственность, забота друг о друге. Когдарождаются дети в доме исчезает порядок,деньги,спокойствие,отдых и приходит счастье. Но жизнь не стоит на месте.Но знаете бывает почему-то так,что родители больше любят своих детей,чем дети родителей стихотворение.

      Проблемный вопрос:

      Подведение итогов урока. Итак, на сегодняшнем уроке мы:

      Какой мы можем сделать вывод?Мы можем сделать вывод,

      Теперь в заключение урока я прошу каждого из вас в качестве итога продолжить фразы: «На мой взгляд, счастливая семья - это…», «Мою семью можно назвать счастливой, потому что…»

      Выставление оценок.

      Домашнее задание.

      Приложение

      Текст № 1

      1 группа: «

      Создавая теорию исторического развития семьи, Ф. Энгельс использовал результаты этнологических исследований американского ученого Льюиса Моргана (1818 — 1881), который долгое время жил в племени североамериканских индейцев-ирокезов и результаты своих наблюдений, в частности над родственными и семейными отношениями, изложил в книге «Древнее общество».

      В своем исследовании семейных и родственных отношений Морган исходил из гипотезы, что в начальный период истории человеческого общества существовал полный промискуитет. В дальнейшем, с запретом на половую связь родителей и детей, а также других запретов, возникли определенные формы семейной жизни. Исходя из результатов многочисленных исследований, прежде всего исследований Моргана, большинство ученых заключают, что существовали неограниченные половые отношения между всеми членами общества. Многие социологи оспаривали существование промискуитета как предварительного этапа в развитии семейной жизни; тем не менее можно с уверенностью сказать, что первобытный человек мог существовать лишь в некоторой обширной общности и был с ней теснейшим образом связан. Однако, согласно Моргану, весьма скоро происходит ограничение полового общения, и начинают выделяться отдельные группы, между которыми такое общение разрешено. Этот процесс, несомненно, длился весьма долго и привел к возникновению особой формы семьи — кровнородственной. Все, кто принадлежит к одному поколению, т. е. братья и сестры, независимо от степени их родства образуют одну семью. Такая семья является эндогамной общностью, ибо включает людей одного поколения, принадлежащих одному племени. В современном обществе этот тип семьи не существует.

      В пуналуальной семье из полового общения исключаются ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространяется и на остальных, более дальних родственников этого же поколения. Этому типу семьи все еще присущ групповой брак. Однако принцип эндогамии заменяется экзогамией, так что можно сказать, что это — брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. Пуналуальная семья, таким образом, представляет собой такую форму брачных отношений, когда брачными партнерами является группа сестер из одного рода и группа братьев из другого рода. В рамках такого типа семейной жизни всё более частыми оказываются устойчивые и положительные связи между одним мужчиной и одной женщиной. Это — первый шаг к появлению парного брака.

    Просмотр содержимого документа
    «Комбинированный урок обществознания по теме: "Семья как малая социальная группа"»

    Урок

    Семья как малая социальная группа

    Тип урока: комбинированный

    Цели урока:

    - образовательная : приобщение обучающихся к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства

    -развивающая : создать условия для развития творческих способностей обучающихся

    - воспитательная : воспитание ценностного отношения к семье, основанного на уважении и передаче лучших традиций от поколения к поколению,содействие духовно-нравственному воспитанию обучающихся.

      Компьютер, проектор, экран.

      Компьютерные презентации по теме урока.

      Учебное пособие «Обществознание» под редакцией А.Важенин,М., 2010.

    Ход урока

    1.Организационный момент, создание позитивного психологического настроя учащихся (1 минута).

    Преподаватель: Добрый день! Я рада вас видеть. Надеюсь, наше общение на уроке будет продуктивным и взаимно приятным!

    Сегодня все мы – партнеры.

    2. Опрос. Домашнее задание (20 м.) Проверка знаний учащихся

    Проверка знаний по тестам - 5 человек

    У доски 2 человека(методы разрешения социальных конфликтов),

    (Записать исторические типы этноса)Классы,расы,нации,народности

    Фронтальный опрос 1. Что означает молодежный экстремизм?(неудовлетворенность молодежи условиям жизни в стране,мечтают уехать за границу, изменить свою жизнь любыми способами в том числе и экстремальными)

    -Что означает политический экстремизм?(он отождествляется с фашизмом, национализмом, шовинизмом, радикализмом-это публичные призывы к насильственному захвату власти, организация мятежа.)

    -Что влияет на формирование экстремизма среди молодежи ?(условия жизни,многие не знают,что им делать дальше как жить, пример война в Чечне, миграционные потоки, безработица)

    -что означает субкультура ? массовая культура, скопированная с не лучших западных стандартов боевики,кровавые триллеры, культивирующие жестокость, насилие

    -назовите виды молодежной, субкультуры?

    -Скажите, что формирует социальную зрелость молодежи? Семья, школа, вуз

    3. Сообщение темы урока 20-25 м.

    Несмотря на ваш прекрасный юношеский возраст, начнём мы урок с мультфильма (с детской классики).

      Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. ,

    Вопрос: Выскажите своё мнение, почему царь сделал именно такой выбор

    Всё сказанное вами имеет место быть. Действительно, причины разные, а цель одна – создание семьи.

    Гражданами мы становимся в обществе, подданными в государстве, а людьми в семье. Любовь к Родине и Отечеству зарождается в нас от любви к матери и отцу, в семье мы приобщаемся к родному языку, обучаемся правилам поведения, осваиваем культуру быта.Семья занимает особое место в жизни каждого человека. Благодаря той особой атмосфере доверия, доброжелательства, взаимного уважения, которые присуще семье, принесенная в дом радость становится радостью вдвойне, а случившаяся беда, покажется менее тяжелой. Скоро вы начнете свою самостоятельную жизнь, у вас будут свои дети, которые тоже построят свои семьи. Совершается извечный круговорот жизни, в котором семья занимает одно из главнейших мест.

    Давайте сформулируем тему урока : …

    Да, тема нашего урока – «Семья, как малая социальная группа».

    Тема достаточно сложная. Сложность ее изучения вызвана тем, что семья - это малая группа, которая является закрытой системой, не терпящей постороннего вмешательства в ее дела. Тогда давайте назовем основные признаки семьи, как малой социальной группы(признаки: небольшой состав, общие интересы, эмоциональные отношения, нормы и традиции)

    Ещё Лев Николаевич Толстой писал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

    И действительно, где мы проводим большую часть своей жизни? Конечно же, в семье! Я не думаю, что Лев Толстой был абсолютно счастливым человеком, но исходя из его цитаты, я точно уверена, что он знал тропинку, которая ведёт нас к счастью! У каждого она своя. И для её поиска необходимо опереться на многовековой опыт жизни человека в семье.

    А что же такое семья? Давайте, сформулируем определение понятия «Семья».

    Семья это малая группа – самая сплоченная и стабильная ячейка общества. (провокация: тогда почему разводы?)
    Семья - малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью. Семья́ - организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве. Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

    Особенностью семьи как малой социальной группы является то, что она способна разрастаться "изнутри". Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого внутреннего механизма самовоспроизводства.

    Вопрос? Каковы же функции семьи как малой социальной группы группы?

    Репродуктивная,воспитательная,хозяйственно-бытовая,экономическая,нести ответственность всех членов семьи друг перед другом.

    -Правильно выстроенные семейные отношения это прежде всего огромный труд двоих-мужа и жены. Семья жить по принципу лоскутного одеяла не может то один партнер,то другой.Успешными бывают только те мужчины и женщины,которые живут в стабильном счастливом браке. Это аксиома и это старо,как мир. Можно прожить много крошечных,маленьких жизней, а можно одну большую. И получать радость не только от бурных эмоций и страстей, но и от того, что одно дыхание на двоих, одна на двоих судьба.

    Революционеры семью отрицали потом все стало на свои места.

    Вопрос: Что связывает членов семьи?

    Когда-то очень давно Сократ сказал своим ученикам –женись мой друг женись. Если жена попадется добрая –ты счастлив, а если сварливая –ты станешь философом.

    Любовь, взаимовыручка, поддержка, ответственность, забота друг о друге. Когда рождаются дети в доме исчезает порядок, деньги, спокойствие, отдых и приходит счастье. Но жизнь не стоит на месте.Но знаете бывает почему-то так,что родители больше любят своих детей,чем дети родителей стихотворение.

    Проблемный вопрос: Какую семью вы считаете идеальным образцом для создания собственной семьи?

    Подведение итогов урока. Итак, на сегодняшнем уроке мы:

    Изучили семью как малую группу, изучили функции семьи.

    Какой мы можем сделать вывод? Мы можем сделать вывод , что семья по-прежнему остается величайшей ценностью общества. Формула счастливой семьи =100 раз любовь+100 раз прощение+100 раз терпение+ мир»

    Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

    (Включаем слайд-шоу «Счастливая семья»)

    Теперь в заключение урока я прошу каждого из вас в качестве итога продолжить фразы: «На мой взгляд, счастливая семья – это…», «Мою семью можно назвать счастливой, потому что…»

    Мои заключительные слова: Желаю вам счастья и не забывать, ставшее крылатым выражение Л. Толстого «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома

    Выставление оценок.

    Домашнее задание. Работа над мини-проектами: «Моя семья»; «Семья как малая группа», «Без чего не построить крепкую семью», «Кто должен заниматься воспитанием детей».

    Методическая литература

    1. Бейкер К. Теория семейных систем М.Боуена //Вопросы психологии.- 1991. № 6

    2.Дружинин В.Н. Психология семьи. С-Петербург. – 2008 г.

    3.Флерковский Э., авт-сост. Я и моя семья: Психологическая совместимость.Коррекция семейных отношений. Дети и родители. М.: 2003 г.

    Приложение

    Текст № 1

    1 группа: «История становления семьи» (Льюис Морган «Древнее общество»).

    Создавая теорию исторического развития семьи, Ф. Энгельс использовал результаты этнологических исследований американского ученого Льюиса Моргана (1818 - 1881), который долгое время жил в племени североамериканских индейцев-ирокезов и результаты своих наблюдений, в частности над родственными и семейными отношениями, изложил в книге «Древнее общество».

    В своем исследовании семейных и родственных отношений Морган исходил из гипотезы, что в начальный период истории человеческого общества существовал полный промискуитет. В дальнейшем, с запретом на половую связь родителей и детей, а также других запретов, возникли определенные формы семейной жизни. Исходя из результатов многочисленных исследований, прежде всего исследований Моргана, большинство ученых заключают, что существовали неограниченные половые отношения между всеми членами общества. Многие социологи оспаривали существование промискуитета как предварительного этапа в развитии семейной жизни; тем не менее можно с уверенностью сказать, что первобытный человек мог существовать лишь в некоторой обширной общности и был с ней теснейшим образом связан. Однако, согласно Моргану, весьма скоро происходит ограничение полового общения, и начинают выделяться отдельные группы, между которыми такое общение разрешено. Этот процесс, несомненно, длился весьма долго и привел к возникновению особой формы семьи - кровнородственной. Все, кто принадлежит к одному поколению, т. е. братья и сестры, независимо от степени их родства образуют одну семью. Такая семья является эндогамной общностью, ибо включает людей одного поколения, принадлежащих одному племени. В современном обществе этот тип семьи не существует.

    В пуналуальной семье из полового общения исключаются ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространяется и на остальных, более дальних родственников этого же поколения. Этому типу семьи все еще присущ групповой брак. Однако принцип эндогамии заменяется экзогамией, так что можно сказать, что это - брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. Пуналуальная семья, таким образом, представляет собой такую форму брачных отношений, когда брачными партнерами является группа сестер из одного рода и группа братьев из другого рода. В рамках такого типа семейной жизни всё более частыми оказываются устойчивые и положительные связи между одним мужчиной и одной женщиной. Это - первый шаг к появлению парного брака.

    Переходным историческим типом выступает синдиасмическая семья, которая появляется на рубеже дикости и варварства; в ней один мужчина живет с одной женщиной; а полигамия, т. е. многобрачие, или в данном случае многоженство, остается исключительным правом Моногамная семья отличается тесной связью между мужчиной и женщиной, причем данная связь может быть расторгнута не по воле какой-либо из сторон, а только по воле мужа. Непосредственной причиной возникновения моногамной семьи было появление частной собственности и стремление ее защитить, т. е. обеспечить бесспорность отцовства и права потомства на владение семейным имуществом. Семейные отношения, главенствующее положение в которых принадлежит мужчине, получили название патриархата мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью. Регулируя половые отношения определенного мужчины и определенной женщины, синдиасмическая семья делала известным действительного биологического отца и создавала условия для создания моногамной семьи, возникающей во времена разложения родового строя и появления частной собственности, прибавочного продукта и классов.

    Какие этапы в своем развитии прошла семья? (назвать этапы и дать краткую характеристику каждого этапа)

    Текст № 2

    2 группа: «Типы семьи и ее организация».

    На каждом этапе развития общества формируются различные потребности общества. Общество ставит определенные задачи перед институтом семьи, что определяет различные социальные роли мужа и жены в семье, социальное поведение личности в обществе. По типам цивилизационной эволюции семьи выделяются: патриархальные, эксплуататорские, эгалитарные.

    Традиционное общество испытывает потребность, прежде всего, в сохранении жизни, собственности, навыков труда. На этом этапе существует патриархальная семья: роль лидера отводится старшему мужчине, женщина экономически зависима от супруга, четко разделены мужские и женские обязанности (муж - кормилец, жена - хозяйка). (Патриархальная семья была устойчивым и достаточно крупным производственным объединением: под одной крышей существуют как минимум три поколения. Во времена крушения рабовладения она продемонстрировала свою живучесть и в различных модификациях сохранилась у многих народов и на протяжении следующей эпохи, эпохи феодализма. Только под воздействием капиталистического способа производства патриархальная семья, наконец, рухнула) .

    Другая разновидность семьи этого периода - эксплуататорская семья (Эксплуататорская семья допускает равное участие мужчины и женщины в общественном труде, однако все домашние обязанности возложены на женщину): роль лидера отводится мужчине. Женщина наравне с мужчиной принимает участие в общественном труде, за женщиной сохраняется «исключительное право» на домашний труд.

    В индустриальном обществе произошло отделение труда от семьи, появляются либеральные ценности, повышается мобильность человека, что привело к образованию эгалитарной семьи (Эгалитарная семья получила распространение в государствах, находящихся на стадии развитого индустриального общества, переходящего в информационное) (от фр. еgalitaire - «уравнительный»). Современная эгалитарная семья провозглашает равные доли прав и ответственности всех ее взрослых членов с достаточно независимым положением детей.

    Вопрос: С какими типами цивилизационной эволюции семьи вы познакомились? (назвать типы и дать краткую характеристику)

    Текст № 3

    3 группа: «Структура семьи» .

    Современные семьи различаются также по структуре. Например, нуклеарная семья (от лат. nucleus - «ядро»), или супружеская, - муж, жена и их дети. Такая семья состоит из необходимых для образования семьи членов - мужа и жены. В нее может входить сколько угодно детей. Стандартная современная нуклеарная семья имеет двоих детей. Возможно образование бездетных нуклеарных семей. Нуклеарная семья оказалась наилучшим образом приспособленной к современному обществу. Нуклеарная семья может быть полной и неполной. Полной нуклеарной семьей называется такая, в которой есть муж, жена и их дети. Неполная семья образуется по различным причинам: в результате смерти одного из супругов, развода, рождения внебрачного ребенка или усыновления. Такая форма семьи является юридически правомерной.

    Родственная семья, или расширенная, сложная, - клан родственников вместе с их супругами и детьми. Расширенная семья - это семья, в которой брачная пара и дети живут совместно или недалеко, продолжая контактировать друг с другом. Такие семьи могут включать бабушек и дедушек, братьев и их жен, сестер и их мужей, тетей, дядей, племянников и т. д.Семейная структура, как и брачная, является моментным показателем, фиксируемым во время переписей или специальных обследований населения. Поэтому дать представление о семейной структуре населения можно только по данным переписей или обследований. При этом практика демографической статистики выделяет семьи по следующим признакам:

      размер семьи (число её членов);

      тип семьи (нуклеарная, сложная (расширенная), полная, неполная)

    Нуклеарные семьи (англ. nuclear family ) - семьи, состоящие из одной брачной пары с детьми. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:

    элементарная - семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:

          полной - в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок

          неполной - семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей

    составная - полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных

    Сложная (расширенная) семья - к семейному ядру добавляются другие родственники как по восходящей линии (прародители, прапрародители), так и по боковым линиям (различные родственники каждого из супругов). Также может включать в себя несколько брачных пар, члены которых связаны родственными узами и ведением совместного хозяйства. Сложная семья или патриархальная семья - большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

    Вопрос: С какими структурами семьи вы познакомились? (назвать и дать краткую характеристику)

    1 вариант

    1. Семья как малая группа

      Семью как малую группу отличает от других малых групп:

    А) общность быта

    Б) постоянство состава

    В) совместное владение средствами производства

    Г) единство политических взглядов

    2. Лидерство мужчины в семье, основанное на экономической зависимости, характерно:

    А) для неполной семьи

    Б) для традиционной семьи

    В) для эксплуататорской семьи

    Г) для паритетной семьи

    3.Необходимость обеспечить бесспорность отцовства и права потомства на владение семейным имуществом характерна:

    А) для кровнородственной семьи

    Б) для парной семьи

    В) для групповой семьи

    Г) для этапа промискуитета

    4.Расширенная семья - это характеристика семьи:

    А) по принципу ролевого поведения

    Б) по принципу организованности

    В) по принципу общности

    Г) по принципу численности

    2. Функции семьи

    1. Важнейшей экономической функцией семьи является:

    А) функция социального контроля

    Б) хозяйственно-бытовая

    В) репродуктивная

    Г) рекреационная

    2. В традиционном обществе ведущая функция семьи - это:

    А) эмоциональная

    Б) сексуальная

    В) репродуктивная

    Г)духовного общения

    3.Передача житейского опыта подрастающему поколению - это:

    А) рекреационная функция

    Б) воспитательная функция

    В) репродуктивная функция

    Г) функция духовного общения

    4. Предоставление психологической защиты - это:

    А) репродуктивная функция

    Б) воспитательная функция

    В) эмоциональная функция

    Г) функция духовного общения

    3.Тренажер.

    Задание 1

    Вставьте пропущенное слово.

    Малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью.

    Задание 2

    Вставьте пропущенное слово.

    Важнейшие.......... человечества: продолжение рода, уважение к мудрости старшего поколения.

    А) ценность

    В) социализация

    Г) коллектив

    Д) обязанность

    Е) институт

    Ж) родитель

    И) любовь

    2 вариант

    Проверь себя! ______________________________________

    1. Семья как малая группа

    1.Демократическая (партнерская) семья, в отличие от патриархальной (традиционной), характеризуется:

    А) совместным проживанием как минимум трех поколений

    Б) справедливым разделением домашних обязанностей

    В) экономической зависимостью женщины от мужчины

    Г) главенствующей ролью мужчины в доме

    2.Семью как малую группу характеризует

    А) общность политических взглядов

    Б) общность быта

    В) получение образования

    Г) осуществление профессиональной деятельности

    3. Верны ли суждения о семье?

    А. Семья, как правило, осуществляет совместное домашнее хозяйство, быт, распределяя домашний труд между своими членами.

    Б. Большинство современных семей относится к патриархальному типу, в которых четко разделены функции мужчины и женщины, старших и младших членов.

    1. верно только А

    2. верно только Б

    3. верны оба суждения

    4. Лидерство мужчины в семье, основанное на экономической зависимости, характерно:

    А) для неполной семьи

    Б) для традиционной семьи

    В) для эксплуататорской семьи

    Г) для паритетной семьи

    2.Функции семьи

    1.Моральную регламентацию поведения членов семьи в разных сферах жизнедеятельности общества осуществляет:

    А) рекреационная функция

    Б) эмоциональная функция

    В) репродуктивная функция

    Г) функция первичного социального контроля

    2. Биологическое воспроизводство общества осуществляет функция:

    А) рекреационная

    Б) воспитательная

    В) репродуктивная

    Г) духовного общения

    3. Материальную поддержку членов семьи осуществляет функция:

    А) социального контроля

    Б) репродуктивная

    В) материального обеспечения

    Г) рекреационная

    3. Тренажер

    Вставьте пропущенное слово.

    Это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

    Вставьте пропущенное слово.

    Сохранению семейных ценностей способствуют народные, государственные.........., которые хранятся иногда веками, иногда создаются заново.

    4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков .

    «Семья - это основанная на,(1) и/или кровном родстве малая ____(2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными (3) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный_____ (4), т. е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение и первичная _____(5), значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста. Регулируются эти отношения на основе определенных норм и (6)».

    Слова в списке даны в именительном падеже, единствен, ном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

    А) ценность

    В) социализация

    Г) коллектив

    Д) обязанность

    Е) институт

    Ж) родитель

    И) любовь

    Слайд 2

    План урока.

    Особенность семьи как малой группы.

    Функция семьи.

    Гендерное поведение.

    Воспитание в семье.

    Слайд 3

    Особенности семьи как малой группы.

    Вопрос классу:

    1. Как вы думаете, почему семья занимает во многих отношениях особое положение по сравнению с другими социальными группами?

    2. Что для вас семья? Назовите ассоциации с этим словом.

    Слайд 4

    1. Особенности семьи как малой группы.

    Семья – это социальная общность, члены которой связаны брачными узами или родственными отношениями, общим бытом, взаимной ответственностью.

    Слайд 5

    Особенности семьи как малой группы

  • Слайд 6

    Этапы становления брачно-семейных отношений (по Л. Моргану):

    первобытное состояние (неупорядоченные половые связи);

    кровно - родственная семья (супружеские отношения исключались лишь между предками и потомками, родителями и детьми);

    парная (моногамная) семья (устанавливается единобрачие)

    парная демократическая \ патриархальная традиционная

    Слайд 7

    Типы семейных структур:а) моногамная и полигамная

    Моногамное супружество представляет собой брак одного мужчины с одной женщиной.

    Слайд 8

    Полигамия - брак одного супруга с несколькими женщинами. Полигамия бывает двух видов: полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами и полиандрия - брак одной женщины с несколькими мужчинами;

    Слайд 9

    Б) Патрилинеальные и матрилинеальные семьи

    В патрилинеальных семьях наследование фамилии, имущества и социального положения ведется по отцу,

    в матрилинеальных - по матери;

    Слайд 10

    В) Патриархальные и матриархальные семьи

    В патриархальных семьях главой является отец,

    Слайд 11

    Г) Гомогенные и гетерогенные семьи

    В гомогенных семьях супруги являются выходцами из одной социальной страты,

    в гетерогенных они происходят из разных социальных групп, каст, классов;

    Слайд 12

    Д) По количеству детей:

    малодетные (1-2 ребенка),

    среднедетные (3-4 ребенка)

    многодетные семьи (5 и более детей).

    Слайд 13

    Е) Полные и неполные семьи

    Ученые выделяют семьи полные (двое родителей) и неполные (где по каким-либо причинам отсутствует один из родителей или родительское поколение, а дети живут с бабушками-дедушками).

    Слайд 14

    Традиционная или патриархальная семья

    предполагает главенство мужчины.

    Такая семья объединяет под одной крышей представителей, как минимум, трех поколений.

    Женщина экономически зависит от супруга, семейные роли четко регламентированы: муж (отец) - добытчик и кормилец, жена (мать) - домохозяйка и воспитатель детей.

    Слайд 15

    Современные семьи: нуклеарные и расширенные

    нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, т. е. из двух поколений. Все остальные родственники – бабушки, дедушки, дяди, тети и т.д. – относятся к периферии семьи.

    Если все они живут вместе, то семья называется расширенной, многопоколенной (3-4 поколения родственников).

    Слайд 16

    Партнерская или эгалитарная семья

    (Семьи равных) можно отнести:

    справедливое, пропорциональное распределение семейных обязанностей,

    взаимозаменяемость супругов в решении бытовых вопросов, обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений, а также эмоциональную насыщенность отношений.

    Слайд 17

    Задания для закрепления:

    Семья Л. состоит из шести человек: отец, мать, четверо детей. В семье нет четкого разделения обязанностей по гендерному признаку. Если муж приходит домой раньше жены, то он готовит ужин, кормит детей, укладывает их спать.

    К каким типам (по разным основаниям) можно отнести семью Л.? Укажите в каждом случае признаки, по которым вы это определили.

    Слайд 18

    2. Функции семьи

    Вопрос классу:

    Как вы считаете, какие функции выполняет семья?

    Слайд 19

    Функции семьи

    Под функциями семьи понимается ее деятельность, имеющая определенные социальные последствия.

    Слайд 20

    Репродуктивная

    функция связана с биологическим воспроизводством членов общества.

    Слайд 21

    воспитательная функция

    новое поколение, приходящее на смену старому, должно освоить социальные роли, получить багаж накопленных знаний, опыта, моральных и других ценностей

    Слайд 22

    Хозяйственно-экономическая функция

    охватывает различные аспекты семейных отношений:

    ведение домашнего хозяйства и семейного бюджета;

    организацию семейного потребления

    проблему распределения домашнего труда;

    поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами.

    Слайд 23

    Эмоционально-психологическая функция -

    семья помогает человеку обрести спокойствие и уверенность,

    создает чувство безопасности и психологического комфорта,

    обеспечивает эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса

    Слайд 24

    Рекреационная функция

    включает в себя духовно-эстетические моменты, в том числе и организацию проведения свободного времени.

    Слайд 25

    Социально-статусная функция

    семья предоставляет своим членам социальный статус, способствуя тем самым воспроизводству социальной структуры общества

    Слайд 26

    Проблемы современной семьи

    Задание классу:

    Современные ученые говорят о кризисе семейных отношений.

    Как вы думаете в чем причины и каковы последствия кризиса семейных отношений?

    Слайд 27

    Кризис семьи проявляется:

    в росте числа разводов;

    в увеличении количества добрачных и внебрачных детей;

    во взаимном отчуждении членов семьи;

    в ослаблении воспитательного воздействия родителей на детей;

    в увеличении числа неполных семей.

    Слайд 28

    Гражданский брак:

    Одним из проявлений кризиса существующих семейных отношений многие считают возросшее число гражданских браков, то есть таких, которые не признаны ни государством, ни церковью. В таких семьях мужа и жену связывают только взаимные чувства и устный договор.

    Обсуждение проблемы по вопросам:

    Кто и почему вступает в гражданский брак?

    Когда такой брак уместен?

    Каковы издержки такой формы брачного союза?

    Слайд 29

    Гражданский брак: за или против?

    Положительные стороны гражданского брака (по мнению его сторонников)

    Это репетиция семейных отношений, позволяющая обрести опыт совместной жизни.

    Гражданский брак может стать временной формой личной жизни.

    Такие отношения выгоднее ранних браков, которые в большинстве случаев через 5-7 лет распадаются.

    Отрицательные стороны гражданского брака

    Люди, состоящие в гражданском браке, не ощущают прочности своего положения, серьезности отношений.

    Они лишены определенного социального статуса.

    Общественное мнение настроено против таких неофициальных союзов.

    Болезненно реагируют на зыбкий статус родителей дети.

    В гражданском браке не защищены имущественные и прочие права суп­ругов и детей

    Слайд 30

    3. Гендерное поведение

    Понятие «гендер» (от англ. gender, от лат. gens - род):

    во-первых, подразумевает любые психологические и поведенческие свойства, отличающие мужчин от женщин (то, что раньше называли половыми свойствами или различиями),

    во-вторых, употребляется в более узком смысле для обозначения социального пола, имея в виду роли и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

    Слайд 31

    Гендерное поведение

    Каждое общество в соответствии со своими ценностями определяет гендерные роли,

    т. е. предъявляет нормативные предписания и ожидания к «правильному» мужскому или женскому поведению.

    Выполнение соответствующей гендерной роли обусловливает гендерное поведение индивида. Следовательно, можно говорить о социокультурных закономерностях гендерного поведения

    Слайд 32

    Вопросы классу:

    Вспомните, какие социальные стереотипы воспитания мальчиков и девочек существовали в разные исторические эпохи (эпоха Античности, Средние века, Новое время).

    Как они развивались на протяжении веков: что изменялось, а что, наоборот, оставалось неизменным? Как вы думаете, почему?

    Слайд 33

    4. Стили воспитания

  • Слайд 34

    Стили воспитания

    Диктат в семье характеризуется:

    стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших.

    Инициатива детей всячески пресекается.

    Родители жестко добиваются исполнения своих требований, стремясь полностью контролировать поведение, интересы и даже желания детей.

    Но требования, не оправданные педагогически и нравственно, вызывают у детей отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию, зачастую вместе с апатией и пассивностью.

    Слайд 35

    Опека в семье - это система отношений, при которых:

    родители, обеспечивая удовлетворение потребностей,

    ограждают его от всех забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.

    родители создают своим детям «оранжерейные» условия, блокируя негативное влияние внесемейной среды и вместе с тем мешая детям готовиться к реальной жизни за порогом родного дома.

    Именно эти дети оказываются наименее приспособленными к жизни в коллективе

    Слайд 36

    Невмешательство - система межличностных отношений в семье, строящаяся на:

    признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых и детей.

    Предполагается, что в семье как бы сосуществуют два мира: взрослые и дети, и ни тем ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию

    Слайд 37

    Сотрудничество характеризуется:

    стремлением старших установить теплые отношения с младшими,

    привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самосто­ятельность.

    Старшие, устанавливая правила и более или менее твердо проводя их в жизнь, не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими;

    в младших ценится как послушание, так и независимость.

    Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.

    Слайд 38

    Вопросы для закрепления:

    Какие проблемы современного воспитания в семье вы видите?

    Разъясните мысль Л.Н.Толстого о том, что все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

    Слайд 39

    Домашнее задание: §37

  • Слайд 40

    Литература:

    Боголюбов Л.Н.

    Обществознание. Профильный уровень. 10 класс. -М.: Просвещение, 2011.

    Сорокина Е.Н.

    Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень. 10 класс. –М.: ВАКО, 2008.- 512 с.

    Посмотреть все слайды

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Мекенская средняя общеобразовательная школа

    Индивидуальный итоговый проект

    Предметная область «Обществознание»

    Тема

    « Семья как малая группа и социальный институт »

    Выполнила:
    ученица 9 в класса

    Заракаева Хава

    Тел.

    Руководитель:

    Зубайраева Малика Баудиновна

    учитель общества

    Тел. 89289402478

    ст. Мекенская

    2018 год

    Содержание

    Стр.

    Введение…………………………………………………………………….3

    Основная часть:

    Глава 1. Понятие социального института ….…………… .……………….4

    Глава 2. Семья как важнейший социальный институт ……………..…....5

    Глава 3. Жизненный цикл семьи …………..………..…………..………....7

    Глава 4. Семья как малая группа …………..………..…………..…………8

    Заключение………………………………………………………………....10

    Список литературы………………………………………………………...11

    Введение

    Семья считается одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – группу сверстников или друзей, школьный класс трудовую бригаду или спортивную команду, - но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

    https://cinref.ru

    https://socialworkstud.ru

    https://grandars.ru

    https://psyera.ru

  • Похожие публикации