Предложения со словом «смышленым. Текст песни Эльбрус Джанмирзоев - он рос смышлёным мальчиком Мальчик рос смышленым и здоровым и когда

Введите слово и нажмите «Найти синонимы».

Предложения со словом «смышленым»

Мы нашли 63 предложения со словом «смышленым». Также посмотрите синонимы «смышленым» .
Значение слова

  • Его родина, Cеверная Русь, издавна давала приют людям смелым, смышленым , вольнолюбивым.
  • Оправдывая ожидания отца, мальчик рос не по годам смышленым и любознательным.
  • Володя рос крепким и смышленым мальчиком.
  • В сыне родители души не чаяли, мальчик рос красивым и смышленым , и отец определил его на учение в школу при Пафнутьевском монастыре.
  • Будучи смышленым и жадным до знаний я не хотел оставаться тихоней, гогочкой и маменькиным сыночком.
  • Всю ту меру свободы, которую я мог дать этим смышленым , но невежественным и развращенным революционной анархией массам, я дал.
  • Мальчик рос настолько милым и смышленым , что неизменно вызывал умиление у всех окружающих.
  • Но даже подростком Роджер был очень, очень смышленым , а поскольку я был младше, то он был для меня авторитетом.
  • Мальчик оказался настолько смышленым , что буквально схватывал все на лету и очень быстро стал полноценным участником труппы.
  • Мальчик рос смышленым и уже в пять лет порадовал родителей умением писать и читать.
  • Тотчас в комнату быстро юркнул молоденький солдатик со смышленым почти юношеским лицом.
  • Капитан поступил так с той целью, чтобы «мавр», казавшийся более смышленым , чем все прочие, мог передать это властителю.
  • Мальчик был смышленым , бойким на язык, умел считать в уме, читать стихи, писать не только печатными буквами, но и по-письменному.
  • Он был смышленым , полным нервной энергии, волевым, неугомонным, трудолюбивым и нетерпимым.
  • Консультантом Уитфилд был дружелюбным и смышленым , это был человек, на которого Джордан мог равняться.
  • У Фреда всегда были умелые руки, и, кроме того, для новичка в строительстве он был весьма смышленым парнем.
  • Несмотря на непоседливость и отвлекаемость, Володя был смышленым , любознательным, учился хорошо.
  • Мальчик оказался очень смышленым и талантливым татарчонком, и я обещал рассказать о нем Айвазовскому.
  • Мать моя была смышленым и льстивым ребенком.
  • Газета The Era писала, что этому юноше удается сделать смышлено го слугу любимцем публики.
  • Выискался смышленый человек с хорошим достатком, нашего согласия был, по-древнему благочестивый.
  • Отпустила судорога, пропал пугливый осклаб смышлено го карлика.
  • Смышленый и бойкий мальчуган сразу пришелся по душе и командиру, и своим новым товарищам-матросам.
  • Пишите, как Вы устроили сына, кто за ним ухаживает, он очень смышленый мальчик.
  • Это был, по общему сказанию, замечательно живой и смышленый человек, что называется, в одно ухо влезет, а в другое вылезет.
  • Смышленый , энергичный, немного нелюдимый, он был достаточно изворотлив и физически крепок, чтобы выживать в мальчишеской среде.
  • Пришлось назначить другого, низшего, командира, бойкого, смышлено го мальчишку Саньку Страхова.
  • Ибрагим так же полагался на смышлено го Гритти, как Сулейман на него самого.
  • Она убедила родителей Кастро, что умный и смышленый мальчик, поражавший взрослых феноменальной памятью, непременно должен развиваться.
  • Учитель кивнул и вызвал в круг смышлено го мальчугана.
  • Он очень смышленый , хорошо все запоминает и любит нас смешить.
  • Был он крепок статью, смышленый , богобоязненный и дотошный, будто сызмальства твердо решил дойти самостоятельно до понимания истины.
  • Книжки смотрели умильно, ласково, смышлено , не отталкивало от них, и я охотно за них засел.
  • Смышлено го мальчика заметила Екатерина II.
  • Тогда я послал своего очень смышлено го переводчика разыскать его и устроить для меня с ним свидание.
  • Смышлено му , грамотному красноармейцу Варенцову предложили поехать учиться на красного командира.
  • А в 1928 году Махно прислал родственникам в Гуляй-Поле фотографию из Парижа: сидит за столиком с витыми ножками, смышлено что-то пишет.
  • Мне это фальшивое моленье скоро надоело, и я, как мальчик смышленый и живой, начал выделывать разные фокусы.
  • Молотова, мы встретили маленького мальчика лет шести, очень разговорчивого и смышлено го .
  • Особой популярностью в его исполнении пользовался мальчик-газетчик («Джим, любовь Кокни») и смышленый грум Билли («Шерлок Холмс»).
  • Доктору в ту пору требовался смышленый руководитель лаборатории по исследованию газов.
  • Мастер, у которого он учился граверному ремеслу, наставлял парня: малый-де ты смышленый , далеко пойдешь, если будешь учиться.
  • И тогда смышленый боец вспомнил о магическом слове для военных, которое любого спящего и даже пьяного может поднять и отрезвить.
  • Смышленый Жюль ему подошел, и он назначил его юнгой.
  • Он знал, что делал, и был уверен, что молодой и смышленый мичман с его служебным рвением полностью оправдает оказанное доверие.
  • Мне его рекомендовали как мальчика плохо подготовленного, но довольно смышлено го .
  • Последний был невысокого роста мужчина, весьма смышленый , но не выглядевший представительным.
  • Но и Мономах выделял смышлено го и храброго сына.
  • Смышленый , веселый мальчишка стать актером и не помышлял.
  • Но талантливый и смышленый студент быстро закрыл все хвосты и с легкостью сдал экзамены.
  • В этой-то должности смышленый и ловкий юноша имел все шансы сблизиться с молодым царем.
  • Затем Гемфри чуть было не умер, надышавшись метаном, благо рядом находился смышленый ассистент.
  • Пока она убирает, смышленый малыш забавляет хозяев.
  • Несчастного сироту Жозефа приютили в церковной школе, где смышленый парнишка проявил редкие таланты в изучении латыни и родного языка.
  • Хозяин мастерской не мог нарадоваться на смышлено го юношу, делавшим сказкой рухлядь, пригоняемую в мастерскую местными жителями.
  • Паралы, приморские, требуя правления среднего и смышлено го , препятствовали и тем и другим господствовать.
  • Образ такого смышлено го сорванца встает со страниц воспоминаний А. П. Боголюбова.
  • Появились стада, появился смышленый старшина Мачен, который под всякими предлогами выудил у нас немало денег.
  • Он учил смышлено го и любознательного дворянского мальчика славянской грамоте в древнерусских традициях буквослагательным методом.
  • Ну да, хорошо координированный, смышленый , но в общем-то, ничего выдающегося, да к тому же характер у парня был, что называется, «не подарок».
  • Умный, смышленый мальчик, он с рождения был очарован морским делом.
  • Биографы говорят, что хозяин Кука обратил внимание на смышлено го и любознательного мальчика и определил его в сельскую школу.
  • К счастью, австралийская медсестра оказалась куда смышленее и проворнее обоих стажеров, и я попросил ее помочь.

Источник – ознакомительные фрагменты книг с ЛитРес.

Мы надеемся, что наш сервис помог вам придумать или составить предложение. Если нет, напишите комментарий. Мы поможем вам.

Он рос смышлёным мальчиком,
Он был отца любимчиком.
Не было не секунды что б стоял на месте,
Он не был обидчивым, не плакал в детстве.
Он сильно любил отца и мать,
Не забывал братьев и сестру,
Он был счастьем в семье и благодать,
И только лишь Всевышний знал его судьбу.

И вот уже подрос 18 лет,
И уже по другому видеть начал свет.
Подарок отца не день рождение-
Хорошая машина для развлечения.
Он был силуэтом радости для отца,
И перед всеми голова была поднята,
Его любили даже небеса.

Он любимый сын и любимый брат,
Он за всех готов был жизнь отдать,
И даже сейчас он на небесах,

-
И всё также виден он в глазах.

Он Всевышнем красотой и силой одаримый,
Он был всеми близким и любимый,
Говорил спасибо за всё Всевышнему,
Просил у Бога лишь счастливую судьбу,
Но не кто не знал что случиться,
И сердце у матери сильнее за стучится.
Но почему судьба так жестока
Почему сейчас он не с нами, а у Бога?

Есть ли к нему ведущая дорога

Его имя уже в списке у Бога
И уже нельзя его возвратить
Он не желал ни каму плохого
Господи верни его обратно
Он не убивал и не брал чужого
Скажи Всевышний, зачем так жестоко?!

Прошло больше года и на душе ещё не зажили раны
Он всё так же любимый сын и брат
И мы знаем он всегда рядом.

Мы знаем ты нас слышишь,
Так услышь же что мы скучаем
Ты как будто с нами рядом дышешь
Без тебя мы сами умераем
да сохранит Аллах душу твою
Пусть хотя бы там будет спокойною
Ты будешь жить в наших сердцах всегда
И не высохнут слёзы матери и отца

Он ушёл оставив лишь воспоминания
Аллах, прошу убереги его
За него будет молиться мама
Ведь ему трудно без нас, а нам без него
Он ушёл и больше нет его,
Нам всем теперь очень не легко
Он ангелом взлетел в небесный край.
Теперь он живёт в городе под названием Рай.

Есть ли к нему ведущая дорога
Слёзы льются не возможно остановить
Его имя уже в списке у Бога
И уже нельзя его возвратить
Он любимый сын и любимый брат
Он за всех готов был жизнь отдать
И даже сейчас он на небесах
И жив ещё в наших сердцах

Да хранит тебя Аллах

Да хранит тебя Аллах

Да хранит тебя Аллах He grew smyshlёnym boy
He was his father"s favorite.
There was not a second that was used at the site,
He was not resentful, not crying in childhood.
He was very fond of his father and mother,
I do not forget the brothers and sister,
He was the joy in the family and grace,
And only the Almighty knew his fate.

And for 18 years it has grown,
And on the other I began to see the light.
Father"s day gift rozhdenie-
Good car for fun.
He was a silhouette of joy to his father,
And in front of everyone"s head was raised,
He was loved by the heavens.

He is the favorite son and beloved brother,
It is for everyone was ready to give his life,
And even now he is in heaven,

-
And yet it is also visible in his eyes.

It is the beauty and power of the Most High odarimy,
He was all the loved ones,
He said thanks for everything to God,
I asked God for a happy destiny,
But no one knew what would happen,
And the heart of the mother is knocking stronger.
But why so cruel fate
Why is he not with us and God?

Is there a road leading to it


And it can not be returned
He did not want any bad kama
Lord, bring him back
He did not kill and do not take someone else"s
Tell the Almighty, why so cruel ?!

It took more than a year, and my heart has not healed the wound
He"s just beloved son and brother
And we know he is always there.

We know you hear us,
So hear is what we miss
You seem to us next dyshesh
Without you we are umeraet
Yes Allah will save your soul
Suppose that at least there will be calm
You will live in our hearts always
Do not dry the tears of the mother and father

He left leaving only memories
God, please save him
For him pray mom
After all, it is difficult without us and without us
He"s gone and no longer his,
We all now very much not easy
He flew into a heavenly angel edge.
Now he lives in a town called Paradise.

Is there a road leading to it
Tears are pouring is not possible to stop
His name is already on the list of God
And it can not be returned
He is the favorite son and beloved brother
It is for everyone was ready to give his life
And even now it is in heaven
And still alive in our hearts

God bless you

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)В разрушении гор участвуют разнообразные внешние силы. (2)Днём солнечные лучи нагревают скалу - камни расширяются, ночью же, остывая, они вновь сжимаются, и камень не выдерживает и растрескивается, после чего свою разрушительную работу начинает вода, которая попадает в трещины: при замерзании она расширяется, и трещины растут; в них проникают корни растений, высасывая вместе с влагой вещества, нужные им для питания, и постепенно разъедают поверхность скалы, к чему присоединяется и работа бактерий, которые перерабатывают разрушенные горные породы и превращают их в почву. (3)Все эти процессы называются выветриванием, ______ ветер и не принимает в них непосредственного участия.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Процессы, вызванные разрушением гор, называют выветриванием, хотя ветер и не принимает в них непосредственного участия.

2. Солнце, вода, растения и бактерии являются внешними силами по отношению к горам, которые участвуют в процессе выветривания.

3. Выветриванием называются процессы разрушения гор под воздействием солнца, воды, растительности и бактерий.

4. Днём камни расширяются, а ночью сжимаются, в трещины попадает вода, при замерзании она расширяется, и трещины растут; в них проникают корни растений, к чему присоединяется и работа бактерий.

5. Процессы разрушения гор, которые происходят под воздействием солнца, воды, растительности и бактерий, называется выветриванием.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста?

3. так как

4. потому что

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПОРОДА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПОРОДА, -ы, ж.

1. Разновидность хозяйственно полезных животных, отличающихся какими-н. признаками от животных того же вида. Скот молочной, мясной породы. П. собак. Породы рыб. Новые породы цветных норок.

2. Род или вид деревьев, древесных растений. Древесные породы. Хвойные, лиственные породы.

3. перен.Разряд, тип людей, отличающихся от других своим внутренним складом, характером, обликом. Человек особой породы. Из породы оптимистов.

4. перен.Принадлежность к какому-н. роду, сословию (устар.). Из купеческой породы.

5. Природное образование минералов, минеральный пласт в земной коре. Горные породы.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Если АДРЕСАТ не приходит за письмом в течение пяти суток, то почтовое отделение направляет ему повторное уведомление.

2. На полотнах ЗАЧИНАТЕЛЯ крестьянского бытового жанра в русском искусстве М. Шибанова академическая условность композиции и сдержанность характеристик персонажей сочетаются с любовной обрисовкой крестьянского быта.

3. Чтобы получить ЖИВИТЕЛЬНЫЙ заряд положительной энергии, посмотрите цирковое представление или посетите дельфинарий.

4. Работодатель обязан ПРЕДСТАВИТЬ оплачиваемый учебный отпуск работнику, который учится в аспирантуре (адъюнктуре) заочно.

5. ЖИЛИЩНОЕ строительство развернулось уже и за пределами мегаполиса.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

о ПОЛУТОРА часах

прийти БОЛЕЕ ПОЗДНЕЕ

ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ студентами

две пары БОТИНОК

несколько ЯБЛОНЬ

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

с. .рдитый

выб..рать

эксп..нат

прик..саться

заг..релый

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

без..дейный, по..грал

ра..буженный, бе..причинный

пр..кратить, пр..слониться

о..ключить, пре..сказать

пр..винтить, пр..вёз

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

расспраш..вать

ландыш.. вый

устойч..вый

назойл..вый

улыбч..вый

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

назнач..шь

разве..шь

ненавид..вший

встреч..нный

увид..нный

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Одна из интереснейших особенностей насекомых заключается в их (НЕ)ОБЫКНОВЕННОЙ способности чувствовать запахи.

2. Путники шли без привала весь день, (НЕ)ЧУВСТВУЯ усталости.

3. Вовсе (НЕ)ОЖИДАННОЕ и своеобразное решение И.П. Аргунов находит в «Портрете Толстой»: он вводит в парадный портрет бытовое действие.

4. Публицист заострил социальную проблематику очерка, указав на (НЕ)СПРАВЕДЛИВОСТЬ, а беззаконие существующего порядка.

5. Работы по газификации сёл всё ещё (НЕ)НАЧАЛИСЬ.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (НА)ПРОТЯЖЕНИИ многих веков из леса (В)ВИДЕ брёвен вывозятся лишь стволы деревьев, а пни остаются в земле.

2. Качество - это понятие многогранное, а ТАК(ЖЕ) динамичное: (СО)ВРЕМЕНЕМ требования к изделию меняются.

3. (И)ТАК, всё, что хранится в памяти компьютера, представлено (В)ВИДЕ чисел.

4. ЧТО(БЫ) стать преподавателем Загребского политехнического института и проработать в нём (В)ПОСЛЕДСТВИИ несколько лет, профессор в совершенстве овладел хорватским языком.

5. КТО(ТО) из туристов идёт (ПО)ЭТОМУ берегу реки, остальные ждут друзей на другом берегу.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В ра(1)их работах, созда(2)ых русским мастером, ещё чувствовалось посторо(3)ее влияние, но его зрелые работы отличались уже абсолютной самостоятельностью.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. В неурожайный год можно пройти по тайге сотни километров и не услышать ни криков кедровки ни бормотания бурундуков.

2. В Приморье много закрытых бухт и заливов.

3. А.Х. Востоков был избран действительным и почётным членом многих русских и иностранных научных обществ.

4. Вдали морские волны казались то голубыми то зелёными то тёмно-синими.

5. На городских клумбах растут и традиционные анютины глазки и настурции.

16

Нарядных бабочек-крапивниц (1) легко порхающих (2) или греющихся на солнце (3) можно увидеть в природе (4) уже ранней весной.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

В Академии художеств В.И. Суриков учился (1) по его словам (2) «со страшной жадностью к занятиям» и при таком усердии (3) разумеется (4) окончил её с золотой медалью.

18

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Для лечения самых разных болезней в медицине широко используется (1) пчелиный яд (2) потребность (3) в котором (4) постоянно растёт.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мальчик рос смышлёным и здоровым (1) и (2) когда он стал старше (3) отец разрешил ему делить с рыбаками (4) трудности и опасности морского промысла.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

На рассвете, завернув в платок лепёшки и спрятав его за пазуху, он простился с друзьями и погнал отару овец в степь.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Писем от Марьяны, старой нашей няньки, ждать не приходилось. (2)Мы с отцом решили её проведать.

(3)Ухоженный дом престарелых для бывших партийных работников стоял в редком пригородном лесочке. (4)Марьяна вышла к нам из дома со своей обычной радостной улыбкой до ушей. (5)Но только эта широкая улыбка да ещё медвежья неуклюжесть движений остались от совсем поседевшей няньки. (6)Да ещё, как прежде, она молола языком без перерыва.

(7)Оказалось, что здесь ей быстро наскучило сидеть сложа руки, и она попросилась в помощники на кухню. (8)Обслуга давно догадалась, что ни к советским, ни к партийным работникам Марьяна не принадлежит, а относится к разряду законченных простофиль, и на кухню бесплатного работника приняли без всяких проволочек. (9)Няня была очень довольна своей карьерой.

- (10)И тут пригодилась! - хвасталась она, выставляя перед нами дрожащие руки. - (11)С утра вот этими руками мешок картошки перечищу... (12)Палата у нас большая, что церковь, - продолжала она. - (13)На четверых. (14)Но одна бабка померла, и теперь койка гуляет. (15)А нам и лучше, свободнее!..

(16)Вообще она бодрилась изо всех сил и явно старалась убедить нас, как ей хорошо, славно живётся. (17)Но я слушал её, и сердце моё сжималось, а глаза почему-то не хотели смотреть на Марьяну. (18)Чувствовалось, предложи мы ей сейчас оставить этот замечательный приют с прекрасно налаженным бытом и поехать вместе с нами домой, она без раздумья пошла бы к машине.

(19)Уже когда мы прощались, обещая обязательно навестить её снова, Марьяна вспомнила ещё одно дело.

- (20)Пенсия моя пропадает! - сказала она отцу с непреходящей улыбкой. - (21)Санитарки очки у бабок попрячут и деньги их прибирают. (22)А что сделаешь? - спохватилась она, поняв, что бросает тень на репутацию своего великолепного заведения. - (23)Они ж молодые, скорые. (24)Ты скажи, чтобы мою пенсию в банке складывали. (25)А когда меня закопают в землю, - тут она, как встарь, попыталась лихо топнуть ногой, - отдай эти деньги меньшему. - (26)Она имела в виду моего младшего брата.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мальчик рос смышлёным и здоровым (1) и (2) когда он стал старше (3) отец разрешил ему делить с рыбаками (4) трудности и опасности морского промысла.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание.

Мальчик рос смышлёным и здоровым, и, когда он стал старше, отец разрешил ему делить с рыбаками трудности и опасности морского промысла.

Запятая 1 разделяет предложения «Мальчик рос смышлёным и здоровым» и «отец разрешил ему делить с рыбаками трудности и опасности морского промысла».

Запятые 2 и 3 показывают границы придаточной част «когда он стал старше».

Запятые должны стоять на местах 1, 2 и 3.

Ответ: 123

Правило: Задание 20. Знаки препинания в предложении с разными видами связи

ЗАДАНИЕ 20 ЕГЭ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

В задании 20 учащиеся должны уметь расставлять знаки препинания в сложном предложении, состоящем из 3-5 простых.

Это сложнейшее задание проверяет умение выпускника применять на практике следующие знания:

1) на уровне простого предложения:

Понимание, того, что предложения без основы не бывает;

Знание особенностей основы односоставных предложений (безличных и др.)

Понимание того, что в простом предложении могут быть однородные сказуемые и подлежащие, знаки препинания между которыми ставятся по правилам однородных членов.

2) на уровне сложноподчинённого предложения:

Умение определять главное и придаточное в составе СПП по вопросу;

Умение видеть союзы (союзные слова) в придаточном предложении;

Умение видеть указательные слова в главном

Умение видеть однородные придаточные, при которых знаки препинания ставятся так, как и однородных членах.

3) на уровне сложносочинённого предложения:

Умение видеть части ССП и разделять их запятой. Общего второстепенного члена в этом задании не бывает.

4) на уровне всего предложения в целом:

Умение видеть те места в предложении, в которых встретились два союза: может быть рядом два подчинительных или сочинительный и подчинительный.

Соберём все базовые пунктуационные правила, важные при выполнения задания и пронумеруем их для удобства.

БП 6

Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы (И и ХОТЯ, И и КАК, И и ЕСЛИ, НО и КОГДА, И и ЧТОБЫ и др.), то нужно выяснить, нет ли после придаточной части соотносительных слов ТО, ТАК или еще одного сочинительного союза (А, НО, ОДНАКО и др.). Запятая ставится только тогда, когда эти слова после придаточной части отсутствуют. Например:

[Занавес поднялся], и, (как только публика увидела своего любимца), [театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков]

Сравните:

[Занавес поднялся], и (как только публика увидела своего любимца), так театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков].

и, (хотя слова ее были привычными для Сабурова), [от них вдруг защемило сердце].

[Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях], и (хотя слова ее были привычными для Сабурова), но [от них вдруг защемило сердце].

Как видно, правила 5 и 6 очень похожи: выбираем-либо писать ТО (НО...), либо ставить запятую.

Рассмотрим предложения из базы РЕШУЕГЭ и алгоритм работы над предложением.

[Утвер­жда­ют](1) что? (что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)(2) и (3) (когда (4) когда? то сами убе­ди­лись (5) в чём? (на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

1. Выделяем основы.

1- Утвер­жда­ют (односоставное, сказуемое)

2- кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют

3- мы увидели

4- сами убедились

5- правы очевидцы

2. Выделяем союзы и соотносительные слова. Обращаем внимание, что рядом стоят И и КОГДА и на то, что есть ТО.

3. Помечаем придаточные предложения: все предложения, в которых есть подчинительные союзы, берём в круглые скобки.

(что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)

(когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

(на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

4. Устанавливаем, к каким главным относятся придаточные. Для этого ставим вопросы от главных к предполагаемым придаточным.

[Утвер­жда­ют] что? (что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют). 1 компонент найден. Запятая 1 ставится по правилу 4 [ = ], (что- = и =).

Остались два придаточные и одно без подчинительного союза. Проверяем, можно ли от него поставить вопросы.

[то сами убе­ди­лись] когда? (когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

[сами убе­ди­лись] в чём? (на­сколь­ко правы были оче­вид­цы). Второй компонент найден. Запятые 4 и 5 ставятся по правилу 4.

(когда - =), [то- = ], (насколько - =) Два разных придаточных к одному главному, придаточное времени очень часто стоит ПЕРЕД главным.

1 и 2 компоненты связаны сочинительным союзом И в одно сложносочинённое предложение. Это запятая 2.

Схема: |[ = ], (что- = и =)|, и |(когда - =), [то- = ], (насколько - =)|

Осталось выяснить, нужна ли запятая 3. Между И и КОГДА по правилу 6 запятая не нужна, так как после придаточного находится идёт ТО.

Ответами к заданиям 1-25 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел . Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов . Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

1. Республика Конго, что в Африке, знаменита многими удивительными вещами. 2. Но вот чем Конго похвастаться не может никак – так это системой безопасности авиаперелетов. 3. (……) в один прекрасный день обычный пассажир без проблем пронес на борт обычного рейсового самолета самого настоящего живого крокодила которого планировал продать...

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Республика Конго знаменита многими удивительными вещами, кроме системы безопасности авиаперелётов, поэтому в самолёт одному пассажиру удалось пронести крокодила.

2. Системой безопасности авиаперелётов Конго похвастаться не может, хотя знаменита многими удивительными вещами, однажды пассажир самолёта перевёз настоящего живого крокодила.

3. Республика Конго, что в Африке, знаменита многими вещами, также и системой безопасности авиаперелётов, но одному пассажиру удалось перенести на борт обычного рейсового самолета самого настоящего живого крокодила.

4. Республика Конго, что в Азии, знаменита системой безопасности авиаперелётов, но одному пассажиру удалось перенести на борт обычного рейсового самолета самого настоящего живого крокодила.

5. Республика Конго, что в Африке, знаменита многими удивительными вещами, и в один прекрасный день обычный пассажир без проблем пронес на борт обычного рейсового самолета самого настоящего живого крокодила.

2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в первом (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов)

однако вопреки этому так как вот и именно поэтому

3. Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова СИСТЕМА. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 2. Напишите цифру , соответствующую этому значению в словарной статье.

СИСТЕМА , -ы; ж.

1. Определённый порядок в расположении и связи действий. Привести, в систему свои наблюдения. Работать по строгой системе. 2. Форма организации чего-н. Избирательная с. С. земледелия . 3. Нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. Грамматическая с. языка. Периодическая с. элементов (Д. И. Менделеева). С. взглядов. Философская с. (учение). Педагогическая с. Ушинского. С. каналов. 4. Техническое устройство, конструкция. Самолёт новой системы. 5. То, что стало нормальным, обычным, регулярным (разг.). Зарядка по утрам превратилась в систему (вошла в систему, стала системой). * Нервная система (спец.) - система нейронов и вспомогательных элементов, осуществляющая (в тесной связи с эндокринной системой) регулирование и координацию функций всех других органов и систем организма.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово .

жалюзИ трубопровОд кУхонный свеклА тОрты

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. исправьте ошибку и запишите слово правильно.

КРОКОДИЛОВЫЙ чемодан отличался глянцем. ОСВОИТЬ теорему нужно к следующему занятию.

Отличившегося в бою воина следует ПРЕДСТАВИТЬ к ордену. СКРЫТНЫЙ парень ничего нам не рассказал об этом случае. БОЛОТНЫЙ сапог был сделан из высококачественной резины.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку в образовании формы слова и запишите слово правильно.

ДВОЕ сестёр САМЫЙ НОВЫЙ фильм килограмм ПОМИДОРОВ ХОРОШИЙ шампунь

Плохие ПОВОРА

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

1) В оде А.С. Пушкина «Вольности» поднимается тема

Свободы.

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

2) Подарки лежали в коробке, купленные к празднику.

В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

3) Рассматривая фотографии в альбоме, мне на глаза попался красивый вид.

Г) ошибка при употреблении однородных членов

4) Расцветавший только раз в год кактус стоял у нас на

Столе.

Д) стилистически неоправданное согласование сказуемого с подлежащим

6) Среди тех, кто стали участниками заводских

Соревнований, были и ветераны производства.

7) Любой ребенок, любой подросток знает, как опасно перебегать улицу перед движущимся транспортом.

8) Те, кто согласился с этим решением, об этом пожалели

9) Пресса следит за ситуацией не только в регионе, но и во

Всей стране

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня . Выпишите это слово , вставив пропущенную букву.

омр..чать

зар..сли

л..терея

прил..жить

подг..ревший

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова , вставив пропущенную букву.

о..гадать, по..бить

и..кажённый, бе..жалостный

пр..воз, пр…думать

без..дейный, супер..гра

р..звлечение, п..догреть

10. Выпишите слово

тюл…вый

надоедл…вый

присва…вать

заканч..вать

доверч..вый

11. Выпишите слово , в котором на месте пропуска пишется буква Е

Запиш..шь

Вытащ..шь

Закле..вший

Муч..мый

Корм..щий

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово

Наш спутник тоже (не)сидел сложа руки.

Бунин рисует в рассказе (не)определённую личность, а устоявшийся социальный тип.

Есть дома было (не)чего, и мы отправились в магазин.

Брат убежал, опять (не)вымыв за собой грязную посуду.

Нам (не)к кому было обратиться за помощью.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова .

(В)ТЕЧЕНИЕ нескольких лет М.В. Ломоносов занимался изучением русской истории, а ТАК(ЖЕ) точных наук.

(ПО)ТОМУ, что говорил дядя, не было понятно, СДЕРЖАЛ(ЛИ) он слово.

Павел Петрович (НЕ)РАЗ помогал своему брату, когда тот мучился, придумывая, КАК(БЫ) извернуться и найти недостающую сумму.

ЕСЛИ(БЫ) природа могла чувствовать благодарность к человеку (ЗА)ТО, что он проник в её жизнь, превознёс и воспел её, эта благодарность выпала бы на долю Пришвина.

Петя вздрогнул, (ОТ)ТОГО что в дверь позвонили, мама ТО(ЖЕ) не ожидала звонка.

14. Укажите цифры , на месте которых пишутся две буквы Н.

На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую

1)В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

2)Лес пахнет сыростью и листвой и убаюкивает пением птиц.

3)В Древней Греции не было ни секундомера ни рулетки ни точных весов.

4)Тряска в лёгком возке да пьянящий степной воздух усыпили мальчика.

5)Раньше он либо не замечал окружающей природы либо смотрел на неё с практической точки зрения.

16. Расставьте знаки препинания: укажите цифры

Ребенок (1) играя (2) остается серьезным (3) он воспринимает правила как особую модель (4) представленных в игре (5) жизненных обстоятельств.

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифры , на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Изготовлять такие спиральки мне (1) казалось (2) недосягаемым мастерством. Кочегарам (3) видимо (4) приказали угля не жалеть.

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифры (или цифру ), на месте которых в предложении должны стоять запятые (или запятая ).

Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.

19. Расставьте знаки препинания: укажите цифры , на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мальчик рос смышлёным и здоровым (1) и (2) когда он стал старше (3) отец разрешил ему делить с рыбаками (4) трудности и опасности морского промысла.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Романтической мечте Сатина о гордом, вольном, сильном Человеке противопоказана реальность его жизни.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26

(1) Скамейка. (2) На скамейке – Татьяна. (3) Потом приходит Онегин, но не садится, а она – встает. (4) И говорит только он, все время, долго, а она не говорит ни слова. (5) И тут я понимаю, что рыжий кот, Августа Ивановна, куклы не любовь, что это – любовь: когда скамейка, на скамейке - она, потом приходит он, и все время говорит, а она не говорит ни слова.

- (6) Что же, Муся, тебе больше всего понравилось? – (7) мать, по окончании.

- (8) Татьяна и Онегин.

- (9) В шесть лет! (10) Но что же тебе там могло понравиться?

- (11) Татьяна и Онегин.

- (12) Но почему, Мусенька, Татьяна и Онегин? – (13) с большой добротой директор.

- (14) Она, наверное, уже седьмой сон видит! – (15) И тут я впервые узнаю, что есть седьмой сон, как мера глубины сна и ночи.

- (16) А это, Муся, что? – (17) говорит директор, вынимая из моей муфты вложенный туда мандарин, и вновь незаметно вкладывая, и вновь вынимая, и вновь, и вновь...

(18) На обратном пути мать ругается:

- (19) Опозорила!! (20) Не поблагодарила за мандарин! (21) Как дура – шести лет – влюбилась в Онегина!

(22) Мать ошибалась. (23) Я не в Онегина влюбилась, а в Онегина и Татьяну, в них обоих вместе, в любовь.

(24) Скамейка, на которой они не сидели, оказалась предопределяющей. (25) Я ни тогда, ни потом, никогда не любила, когда целовались, всегда – когда расставались. (26) Эта первая моя любовная сцена предопределила все мои последующие, всю страсть во мне несчастной, невзаимной, невозможной любви.

(27) Но еще одно, не одно, а многое, предопределил во мне «Евгений Онегин». (28) Если я потом всю жизнь по сей последний день всегда первая писала, первая протягивала руку - и руки, не страшась суда - то только потому, что на заре моих дней лежащая Татьяна в книге, при свечке, с растрепанной и переброшенной через грудь косой, это на моих глазах - сделала. (29) И если я потом, когда уходили (всегда – уходили), не только не протягивала вслед рук, а головы не оборачивала, то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей.

(30) Урок смелости. (31) Урок гордости. (32) Урок верности. (33) Урок судьбы. (34) Урок одиночества. (По М.Цветаевой)

21. Какие высказывания не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Мать Цветаевой не ошиблась: она не в Онегина влюбилась.

2) Директор угостил Цветаеву мандарином.

3) В детстве Марину Цветаеву звали «Мусей».

4)М.Цветаева испытывала чувство любви только при поцелуях.

5) Эта первая любовная сцена предопределила все её последующие.

22. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными ? Укажите номера ответов.

1) В предложении 4 представлено описание.

2)В предложениях 28-29 представлено рассуждение.

3) В предложении 8 содержится ответ на вопрос, поставленный в предложении 6.

4) Предложения 28-29 содержат аргументы, доказывающие мысль, высказанную в предложении 27.

5)Предложения 22-23 содержат повествование.

23. Из предложения 17 выпишите антонимы.

24. Среди предложений 22-24 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

25. «Особый стиль цветаевской прозы поистине нельзя перепутать ни с каким другим. Цветаева с большим вниманием подходит к каждому знаку, к каждой букве. Именно этим обусловлено активное использование ею (А) ___ («она – встает», «это – любовь», на скамейке – она» предложения 2,3,5), потому что стандартных знаков препинания не хватает ей для выражения чувств, для передачи смысла. Всегда присутствует в ее текстах и (Б) ___ («Урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества», предложения 30-34) – она словно чеканит каждое слово. Один из любимых приемов Цветаевой – (В) ___ («страсть во мне несчастной, невзаимной, невозможной любви…», предложение 26). Не избегает поэтесса и (Г)___ («Татьяна застыла статуей», предложение 29), что придает ее прозе еще большую выразительность и точность.

Список терминов:

1) анафора

2) метафора

4) градация

5) парцелляция

6) лексический повтор

7) противопоставление

8) эпитеты

9) контекстные синонимы

Часть 2

26. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Похожие публикации