Оригинальное название метеостанции в доу. Обустройство метеостанции доу

Транскрипт

1 Районный методический кабинет управления образования администрации Нанайского муниципального района Организация метеоплощадки на территории ДОУ Сборник материалов муниципального конкурса с. Троицкое 2015

2 Печатается по решению методического совета РМК с.троицкое Авторы-составители: Громская Л.М., Кошель Т.С., Кулинич Е.Н., Минина И.В., Пильщикова Е.А., Трушина Н.С., Цаплина А.Л., Филатова Н.Г Организация метеоплощадки на территории ДОУ: материалы муниципального конкурса. с.троицкое: РМК с.28 Районный методический кабинет,

3 Содержание Введение 4 Методическая разработка «Метеоплощадка в ДОУ» Кулинич Е.Н., Минина И.В., Пильщикова Е.А., Цаплина А.Л., Филатова Н.Г.5 Информационно-исследовательский проект «Ветерок» Трушина Н.С., Кошель Т.С...13 Оборудование метеоплощадки на территории ДОУ Громская Л.М..23 3

4 Введение В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Современная напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания. Современное дошкольное образовательное учреждение ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства. Педагоги дошкольного образования ищут сегодня новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. Одной из таких форм работы становится создание экологического пространства детского сада и проектная деятельность, которая сделала бы более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой. Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать метеостанция (метеоплощадка). Метеостанция должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада. В данном сборнике представлены методические материалы победителей муниципального конкурса «Лучшая метеоплощадка в ДОУ». Методические разработки представляют собой пояснительную записку и дизайн-проект с фотографиями. Данный опыт педагогов будет полезен при организации метеоплощадки в дошкольных образовательных организациях района. 4

5 Методическая разработка «Метеоплощадка в ДОУ» Кулинич Е.Н., Минина И.В. Пильщикова Е.А., ЦаплинаА.Л., Филатова Н.Г., воспитатели МАДОУ «Детский сад с.лидога» Актуальность Пояснительная записка Детство это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребёнок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической этики. Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО является правильная организация развивающей предметной среды, которая обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства организации, как группы, так и участка. Развивающая предметнопространственная среда Организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными материалами. Экологическая развивающая среда должна способствовать: - познавательному развитию ребенка; -эколого-эстетическому развитию; - оздоровлению ребенка; - формированию нравственных качеств; - формированию экологически грамотного поведения; 5

6 Коллектив ДОУ поставил перед собой задачу заинтересовать детей, представив природу, как таинственный мир, полный приключений и увлекательных открытий. Взрослые должны поощрять любознательность и фантазии детей, стимулировать потребности выражать свои чувства, мысли в речи, игре, рисунке, творческих поделках. Постоянно поддерживать инициативу, помогать детям в их наблюдениях и экспериментах. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии детей с миром природы и разворачиваться как увлекательное путешествие, чтобы они получали от этого радость. Мы надеемся, что проведенная педагогами ДОУ работа даст возможность приобрести свой опыт. Личный опыт постепенно станет для детей движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности. Новым элементом развивающей среды в нашем ДОУ стала, созданная на территории ДОУ «метеоплощадка». Метеоплощадка выполнена компактно на специально построенной, на территории парка, площадке, что позволяет детям в доступной форме, самостоятельно или при помощи воспитателя вести наблюдения за изменением параметров погоды, а также наблюдать и оценивать изменения внешнего вида окружающих площадку объектов парка в зависимости от времени года. Метеоплощадка обеспечивает возможность проведения практических работ, систематических наблюдений за погодой, сезонными явлениями в окружающей среде. Дети получают возможность определять погоду с помощью специального оборудования, что вызывает у них большой интерес 6

7 Оборудование детской метеостанции: Барометр - прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды. Термометр используется для измерения температуры воздуха. Флюгер - прибор для определения направления и силы ветра. Дождемер - служит для измерения количества осадков. Снегомер - прибор для измерения глубины снежного покрова Компас - прибор для определения сторон света (ориентированию на местности) Солнечные часы - позволяют детям учиться определять время по солнцу Результаты наблюдений фиксируются детьми в групповых календарях природы и погоды. Цель: обучать детей элементарному прогнозированию состояния погоды Задачи: 1. обучать детей снятию показаний приборов; 2. предоставление детям возможности проведения сравнения приборов между собой; 3.изучение детьми зависимости показаний приборов от времени года; 4.изучение детьми взаимосвязи показаний приборов с изменениями в окружающей среде. 5.обеспечение условий для проведения детьми исследований. Предполагаемый результат: 1. Обустройство метеостанции на участке ДОУ. 2. Оснащение площадки нужным оборудованием. 3. Проведение открытия площадки. 4. Практическое применение в воспитательно-образовательном процессе. 7

8 Рис. 1 Природный барометр Принцип работы природного барометра основан на наблюдениях за поведением хвойных пород деревьев перед переменой погоды. Параллельно (не касаясь) доске закреплен отрезок сухой очищенной от коры еловой ветки таким образом, чтобы боковая ветка в пасмурную погоду находилась в положении параллельном земле. Свойство ветки отклоняться при изменении атмосферного давления использовано в этом «приборе». 8

9 Рис.2 Термометр Данный прибор позволяет определять детям температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко» и т. д. Расположен выше уровня роста детей на высоте исключающей их травмирование. (Наблюдение за показаниями рекомендуется проводить с подставки под непосредственным контролем воспитателя). 9

10 Рис.3 Флюгер «Самолёт» Рис.4 Флюгер «Рукав» Флюгеры сделаны нами в форме вращающегося на опорной оси «самолетика», и «рукава», который позволяет наглядно показывать направление ветра по размещенному неподвижно у его основания указателю сторон света. 10

11 Рис.5 Дождемер Дождемер выполнен из прозрачной пластиковой 5-литровой бутылки. Отрезанное «горлышко» как обыкновенная лейка устанавливается в отрезанную нижнюю часть бутылки и закрепляется неподвижно. В передней части «прибора» закреплен отрезок линейки с нанесенной миллиметровой шкалой таким образом, чтобы начало шкалы совпадало с сечением дна ведерка. В зимнее время используется снегомер - прибор для измерения глубины снежного покрова, выполнен в виде большой линейки на подножке. 11

12 Рис. 6 Солнечные часы Рис.7 Общий вид метеоплощадки 12

13 Информационно-исследовательский проект «Ветерок» Трушина Н.С., Кошель Т.С., воспитатели МАДОУ «Детский сад 1 с.троицкое» Актуальность Мы живем на прекрасной планете Земля и преувеличиваем свое значение, безмерно потребляя ее ресурсы и так же безмерно загрязняя окружающую среду. Все это привело к катастрофическому ухудшению экологии, а также здоровья людей. Поэтому вопросы экологического образования сегодня очень актуальны. «Не навреди!» - одна из заповедей общения человека с природой. Воспитание маленьких дошкольников духе природосбережения одна из сторон экологического образования в детском саду. Любовь, понимание и забота это то, что ждет природа от каждого человека. Именно дошкольное детство это уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности: формирование базиса личностной культуры, нравственных и духовных ценностей, развитие интеллектуальной сферы, творческих способностей и умений. В связи с введением ФГОС ДО, возникла необходимость изменения образовательной среды, включающей систему условий социализации и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного процесса, пространства участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей их развития Целью нашего проекта является: - знакомство с неживой природой; Задачи: -учить определять направление и силу ветра, используя для этого специальные приборы: термометр, дождемер, флюгер; 13

14 - формировать элементарные экологические знания и представления через прогнозирование; - развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов; - развивать познавательную активность и любознательность; - учить детей последовательно излагать свои мысли, анализировать и делать выводы; - расширять словарный запас. - способствовать осмыслению детьми разных аспектов взаимодействия человека с природой; - познакомить с приборами-помощниками, использовать их для определения состояния погоды; - воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле, любви к природе; Участники нашего проекта: - педагоги, родители, дети изготовление оборудования для метеоплощадки; - музыкальный руководитель исполнение песен о временах года и о погоде. Сроки:- долгосрочный. В каждой группе нашего ДОУ, начиная с младшего возраста, проводятся наблюдения за состоянием погоды. Но частые и простые наблюдения стали сегодня детям не очень интересны. Чтобы поддержать интерес к наблюдениям и активизировать работу по экологическому воспитанию нами был разработан и реализован информационно-исследовательский проект «Ветерок». Результатом работы над проектом стала оборудованная на территории ДОУ метеоплощадка «Ветерок». Новую для нас зону мы активно стали использовать для познавательного развития детей: для наблюдений во время прогулки, проведения занятий и экскурсий. 14

15 «Метеостанцию» для наших малышей оформили из старого ненужного домика это стал «метеодомик». В нём расположены термометр, для определения температуры в тени, и гигрометр прибор для определения влажности воздуха. В нашем случае это подвешенная сосновая шишка (если воздух влажный она закрывается, если сухой раскрывается). Здесь же предусмотрен столик, за которым можно поиграть в настольные игры. Обязательно компас прибор для определения сторон света. На нашем «метеодомике» разместили термометр, для определения температуры окружающего воздуха под прямыми солнечными лучами. Таким образом, при помощи термометра, мы изучаем такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко» и т.д. 15

16 На другой стороне домика установили детский дождемер, который служит для измерения количества осадков. Выполнен он из прозрачной пластиковой бутылки, разрезанной пополам. Местоположение прибора выбрано таким образом, чтобы измерительная шкала, в нашем случае три полоски разного цвета, находилась на уровне глаз ребенка. 16

17 Флюгеры, ветреные рукава, выполненные родителями, оформили на длинных брусках и установили с другой стороны домика. С помощью флюгера определяем направление ветра и даем два понятия: «ветер холодный и теплый». На крыше «метеодомика» установлены три вертушки, для определения силы ветра. Все они сделаны из разного материала. Вертушка из бумаги самая легкая, реагирует на самый слабый ветер. Другая вертушка из картона, для средней силы. Третья, из пластика, крутится только при сильном ветре. Около «метеодомика» уютно расположились осьминожки, вырезанные из пластиковых бутылок. По периметру участка на заборе расположили вертушки, сделанные своими руками из цветных одноразовых стаканчиков. 17

18 18

19 19

20 На крыше песочницы подвесили музыкальную карусель ветра, принесенную детьми из дома. Работа продолжается не только на площадке, но и в группе в уголке природы. Совместно с воспитателем дети заполняют календарь природы, рисуют рисунки, разучивают стихи, игры, песенки, проводят опыты. 20

21 Список используемой литературы: 1. Л.А. Владимирская «От осени до лета» 2015 г. 2. Наш дом природа: программа факультативного курса дошкольного образования 2013 г. 3. И.В. Кравченко, Т.Л. Долгова «Прогулки в детском саду» 2008 г. 4. Г.В. Лаптева «Развивающие прогулки для детей» 2010 г. 5. Н.А. Рыжова «Экологическое воспитание в детском саду» 2001 г. 6. Н.Г. Комратова «Мир, в котором я живу: Методическое пособие по ознакомлению детей с окружающим миром» 2006 г. 7. Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова «Дети, взрослые и мир вокруг» 1993 г. 21

22 Оборудование метеоплощадки на территории ДОУ Описание Громская Л.М., воспитатель МАДОУ «Детский сад с.арсеньево» Метеоплощадка в нашем детском саду включает в себя следующие основные составные части: наблюдений; -выделенный специально участок местности на территории детского сада для -детскую метеоплощадку. Краткое описание специального оборудования детской метеостанции: Барометр прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды. Термометр для измерения температуры воздуха в тени. Термометр для измерения температуры воздуха на солнце. На метеоплощадке также находятся приборы: Флюгер прибор для определения направления и силы ветра. Осадкомер служит для измерения количества осадков. Солнечные часы позволяют детям учиться определять время по солнцу в любое время года. осадкомер. Песочные часы позволяют засекать время при котором наполняется Назначение Метеоплощадка, с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды. Метеоплощадка оборудована на открытом участке местности, внутри огражденной территории детского сада и обеспечивает свободный подход детей к находящемуся на ней специальному оборудованию. В непосредственной близости от участка нет сооружений и других построек, а также деревьев, которые могли бы препятствовать свободному перемещению воздушных масс и выпадению осадков. 22

23 Детская метеостанция выполнена компактно и позволяет детям в доступной форме, самостоятельно или при помощи воспитателя вести наблюдение за изменением параметров погоды и расположена таким образом, чтобы дети могли наблюдать и оценивать изменения внешнего вида окружающих площадку объектов экологической тропинки в зависимости от времени года. Дидактические задачи: 1. Обучение детей снимать показания с приборов. 2. Предоставление детям возможности проведения сравнения приборов между собой. 3.Изучение детьми зависимости показаний приборов от времени года. 4. Изучение детьми взаимосвязи показаний приборов с собственными телесными ощущениями. 5. Обеспечение условий для проведения детьми исследований 23

24 На представленных ниже фотографиях изображена детская метеостанция, которая была разработана и оборудована в соответствии с указанными выше требованиями и выполнена из доступных материалов. При этом элементы расположены компактно на отдельном деревянном шесте, щитках и не занимают много места. Для обеспечения возможности установки и демонтажа шеста на метеоплощадке заранее, неподвижно в земле, закреплена металлическая труба подходящего диаметра, с просверленными в ней отверстиями, позволяющими размещать шест на разной от уровня земли высоте посредством сквозного механического (болт с гайкой) крепления. В верхней части, по известному эскизу, представленному широко в различных изданиях, изготовлен и смонтирован флюгер в форме вращающегося на опорной оси «Самолетика», который показывает направление ветра по размещенному неподвижно у его основания указателю сторон света. 24

25 На природном барометре размещена сосновая ветка, которая позволяет детям с помощью воспитателя определять температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко» и т.д. Данный принцип работы основан на наблюдениях таежных охотников за поведением хвойных пород деревьев перед переменой погоды. Параллельно (не касаясь) доске закреплен отрезок сосновой ветки таким образом, чтобы боковая ветка в пасмурную погоду находилась в положении параллельном земле. Свойство ветки отклоняться при изменении атмосферного давления использовано в этом «приборе», при этом опытным путем определено её положение в различную погоду. Для обеспечения наглядности и доступности понимания показаний прибора для детей шкала выполнена в виде аппликации из непромакаемого материала, которая отражает три вида погодных условий: - «тучка с дождинками» - к снижению атмосферного давления и дождю; - «тучка, закрывающая солнышко» - к повышению атмосферного давления и переменной облачности; -«светящееся солнышко» - к высокому давлению и солнечной погоде. 25

26 В самом низу конструкции, на специальном кронштейне, прикрепленном неподвижно к щитку, установлен при помощи эластичного крепления детский осадкомер. Он выполнен из прозрачной пластиковой пятилитровой бутылки, имеет плоское дно и «горлышко», которое как обыкновенная лейка установлено в ведро и неподвижно закреплено пластмассовой «ручкой». В передней части прибора закреплен отрезок линейки с нанесенной миллиметровой шкалой таким образом, чтобы начало шкалы совпадало с сечением дна ведерка. 26

27 Местоположение прибора на шесте выбрано таким образом, чтобы дно ведерка находилось на уровне глаз ребенка. Песочные часы позволяют засекать время за которое наполняется дождемер 27

28 Термометр, осадкомер, флюгер, анометр Ветряной рукав указатель ветра 28


МЕТЕОСТАНЦИЯ МБДОУ Воротынский детский сад 6 «Золотой ключик» 1 1. Актуальность Любознательность современных малышей заставляет педагогов постоянно расширять сферу детской деятельности, создавать условия

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 45 комбинированного вида «Ручеек» Подготовили педагоги Мартесюк Т.С., Журавлева Г.А. Коломенский г.о. 2018 Мы хотим воспитать поколение

Микроцентр «Метеостанция» по познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Составила: воспитатель средней группы МБДОУ «Детский сад 7 комбинированного вида» - Родионова А.И.

Наша метеостанция Краткое описание специального оборудования метеостанции: Термометр - для изменения температуры воздуха. Гигрометр прибор для определения влажности воздуха. Флюгер - прибор для определения

Инфраструктурное решение проектного объекта на территории МБДОУ 269 «Метеорологическая станция» Цель проекта: Создание развивающей предметно-пространственной среды на территории детского сада для познавательного

Детская метеорологическая станция как средство формирования познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста Воспитатели: Грабовская Е.В., Клинова А.Н. Познавательные действия это активность

Российская федерация Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 8 «Теремок» Муниципального образования Староминский район ПРОЕКТ «МЕТЕОПЛОЩАДКА» Воспитатель:

Проект «Юный метеоролог» Пояснительная записка. Экологическое образование дошкольников как начальное и наиболее значимое звено в системе непрерывного экологического просвещения населения России, является

Ханты-Мансийский автономный округ Югра (Тюменская область) Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным

МБДОУ «Детский сад 12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей» Педагогическое сообщество:«познавательноисследовательская деятельность как

Структура Название проекта Руководитель проекта Участники проекта Метеостанция Паспорт проекта. содержание Старший воспитатель Михалева Г.Н. Воспитатели, родители воспитанников Цель проекта Обучение детей

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 24» ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО ИГРОВОЙ ПРОЕКТ «ПЕСОЧНАЯ СТРАНА» ГРУППЫ 2 МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ Выполнили: Воспитатели 1 младшей группы Андреева Ю.А. Батюнина

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 5 «Ивушка» с. Александровского Александровского района Ставропольского края Проект «Юный метеоролог» 2017г. Проект «Юный метеоролог» Тема

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ЛАНГЕПАС ХАНТЫ - МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» г. Долинск Сахалинской области Проектная деятельность в младшей группе «Крепыши» по Теме: «Деревья Сахалина» Выполнил

ГБОУ ШКОЛА 2000 Дошкольное отделение, здание 4 ПРОЕКТ: «Необыкновенные секреты обыкновенной бумаги» воспитатель Оганесян Анна Варанцовна воспитатель Шулятьева Людмила Ивановна старший воспитатель Завязкина

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 36» ПРОЕКТ «Проектно-исследовательская деятельность в экологии» для детей старшего дошкольного возраста Разработала:

Педагогический проект на тему: «Здравствуй осень золотая». во второй младшей группе. Тип проекта: познавательно-исследовательский. Возраст детей: 2-ая младшая группа. Продолжительность проекта: 1 месяц

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «Колокольчик» ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

Азбука экологии для дошкольников Работу выполнила: Никанорова Е.В., воспитатель, высшая категория Экологическое воспитание Систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников

МДОУ Деткий сад 40 Экологический проект «Стань природе другом». Подготовила: музыкальный руководитель - Бобкова Светлана Владимировна Воспитатели МДОУ Саратов 2017 Описание проекта: Данный проект направлен

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С «ТЕРЕМОК» Тематический проект «Родной край осенью» РАЗРАБОТЧИКИ: ВОСПИТАТЕЛИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ КОРНЕВА О.Л., ПОПОВА О.Н. Актуальность темы

Опыт работы воспитателя МБДОУ 40 (дошкольное отделение) Пермяковой Евгении Леонидовны «Природу надо беречь!» Природа будет действовать на нас со всей своей силой только тогда, когда мы внесем в ощущение

«УТВЕРЖДАЮ» Заведующий МБДОУ ЦРР д/с 12 «Орлёнок» г.лобня В.С.Тихомирова Приказ от «Добро пожаловать в страну «Экология» ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ СРЕДНЕПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 8 «Солнышко» ПРОЕКТ «Экскурсия по родному городу» Авторы: Осипова О.С., воспитатель первой квалификационной

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 96 «Ботанический» Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Методические рекомендации по РППС ДОУ по экологическому воспитанию

Проект в младшей группе «Морские обитатели» Подготовила воспитатель Щербакова Е.А. Проблема. Подводный мир морей и океанов очень красочен и разнообразен. Но важнейшей экологической проблемой является загрязнение

ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Подготовительная группа) «НАШ ДОМ ПРИРОДА» РАЗРАБОТАЛА: Егорова Н.Ю. г. Сургут 2012г АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Проблема взаимосвязи

Проектная деятельность в младшей группе «Снеговичок» Актуальность проекта: Вопрос экологического воспитания и образования детей становится актуальным в настоящее время. Экологическая грамотность, бережное

Министерство культуры Красноярского края Красноярская краевая детская библиотека Отдел организации, хранения и использования фондов Ступеньки в мир экологии Аннотированный список литературы для работников

МКДОУ д/с 5 «Ласточка» Проект «Растения детского сада» (2-ая младшая группа) Подготовила воспитатель первой квалификационной категории Черноусова В.Н. Г.Лермонтов 2014 Паспорт проекта. Вид проекта: познавательно-информационный

Проектная деятельность в первой младшей группе Наш друг - Снеговик Воспитатель: Юзеева Н. Н. Тип проекта: познавательно-исследовательский. Включает в себя творческую, познавательную и опытно-экспериментальную

Экологический проект «Свойства воды» для детей 4-5 лет Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: кратко - срочный (две недели). Предмет исследования: свойства воды. По количеству

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 87 «Улыбка» Экологический проект «Деревья наши верные друзья» в подготовительной логопедической группе 6 «Умники и умницы» Воспитатели:

ДОУ 96 Консультация для воспитателей «Оздоровление детей в летний период» Методический кабинет Липецк - 2017 Прекрасная пора лето! Оно дает возможность наполнить детей яркими впечатлениями, открытиями,

«Использование педагогических технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС ДО» Формы воспитания дошкольников с использованием инновационных технологий Инновационные подходы воспитательной

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец детского (юношеского) творчества Волховского муниципального района». РАССМОТРЕНО на Методическом совете 20 г. Протокол

Проект «Вода - волшебница» Актуальность. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 5 «Теремок» г. Велижа ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «МОЙ ДРУГ СНЕГОВИК» Воспитатель Шурова В.А. 2017 Проектная

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида 32 «Жар-птица» Выступление на региональном научно-практическом семинаре "Совершенствование

Проект в подготовительной к школе группе «Солнечные зайчики» «И вправду осень так прекрасна» Подготовила: воспитатель Пяткина Л.В. МБДОУ детский сад 7 п. Уршельский октябрь 2017 г. Вид проекта: Групповой,

Метеоплощадка в детском саду

воспитатели МБДОУ детский сад №11 «Звёздочка»

Погода – дело глобальное, поэтому синоптики всего мира работают сообща: утверждают единые стандарты, обмениваются данными. Прогнозы погоды касаются больших территорий и, при всём желании, не могут учитывать особые климатические условия именно нашего детского сада. Вот почему так часто обещанный дождь проходит стороной!

Что такое погода?

· показания температуры воздуха

· сила и направление ветра;

· наличие осадков;

· состояние неба и солнца;

Все эти показания имеют отношения к объектам и явлениям неживой природы, на которые дети не обращают внимание самостоятельно. Конечно, порхание птиц, бабочек, появление листвы, цветение цветов – более красочные явления и находятся в близком поле зрения ребенка-дошкольника, по сравнению с неживой природой. Поэтому задача педагога привлечь детское внимание в этом направлении и зажечь искру познавательной деятельности , помочь найти взаимосвязь между явлениями неживой и живой природы. Чтобы составлять собственные прогнозы, мы устроили у себя в саду метеоплощадку.

С её созданием появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий.

Наша метеоплощадка включает в себя следующие основные составные части:

Выделенный специально участок местности на территории детского сада;

Детская метеостанция.

Метеоплощадка с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.

Цель: учить детей наблюдать за изменениями погоды, анализировать, делать выводы.

Мы используем оборудование двух видов: традиционные приборы и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми.

Традиционное оборудование: флюгер, ветряной рукав, термометр, компас.

Самодельное оборудование: дождемер, гигрометр, ветряные рукава, султанчики, экваториальные солнечные часы, аналемматические солнечные часы, песочные часы.

На высоких металлических шестах прикреплены флюгер и ветряной рукав (приборы для определения направления и силы ветра)

Флюгер в форме вращающегося на опорной оси «флажка» позволяет наглядно показывать направление ветра по размещенному неподвижно у его основания указателю сторон света.

Ветряной рукав - указатель направления и силы ветра,
который обычно устанавливается на аэродромах, его еще называют текстильный колдун.

Компас прибор для определения сторон света;

На деревянном домике , названном нами «метеорологическим домиком», компактно расположены составные элементы: термометры, экваториальные солнечные часы, дождемер.

Самая необходимая вещь на метеоплощадке - термометр.

Термометр позволяет при помощи воспитателя детям определять температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко» и т. д. Один термометр расположен под крышей самодельного домика, чтобы он был защищён от солнечных лучей. Второй такой же укреплен на одном из скатов крыши, под прямыми солнечными лучами. Таким образом, мы узнаём температуру воздуха на солнце и в тени.

0 " style="border-collapse:collapse;border:none">

Гигрометр – прибор для определения влажности воздуха, им служит подвешенная сосновая шишка. Если воздух сухой – она раскрывается, если влажный – закрывается.

Ветряные рукава, султанчики, вертушки , выполненные детьми,

(приборы для определения направления и силы ветра) стали забавными элементами нашей собственной станции.

Песо́чные часы́ - простейший прибор для отсчёта промежутков времени, состоящий из двух сосудов, соединённых узкой горловиной, один из которых частично заполнен песком. В нашем случае выполнены из скреплённых пластиковых бутылок и песка.

На метеоплощадке находятся аналемматические солнечные часы.

Циферблат таких часов представляют собой горизонтальную проекцию экваториальных солнечных часов. Однако, часовые линии на этих часах отсутствуют. Время определяется по направлению тени интерактивного вертикального гномона. Чтобы определить время, нужно поместить гномон в положение соответствующее дате наблюдений.

Это "часы", расположенные на горизонтальной поверхности, где роль гномона (фигуры-палочки-шеста, которые отбрасывают тень на часовые деления) – играет сам человек. Чтобы узнать время нужно встать на название текущего месяца, которое изображено на специально рассчитанной шкале.

Вы подходите, становитесь на определенное место, и ваша собственная тень показывает вам, который час.

Все показания приборов фиксируются на специальном стенде , где можно проследить и сделать свой метеопрогноз.

Метеорологические приборы, размещенные на участке и красиво оформленные, помимо своего прямого назначения, стали изюминкой нашего детского сада, вызвали большой интерес со стороны, как детей, так и их родителей. А у детей вызвало огромный интерес снятие показаний с приборов и составление прогнозов.

Тема: «Юный метеоролог».

Вид проекта : информационно-исследовательский.

Продолжительность: Долговременный.

Образовательная область:

1. развивать познавательную активность и любознательность;

2. умение детей последовательно излагать свои мысли, анализировать и делать выводы;

3. расширять словарный запас.

Актуальность темы:

1. расширять знания детей о природных объектах (воздух, вода, почва), их состояние от погоды;

2. разрабатывать наглядные материалы, оказывающие воздействие на развитие интеллектуальной и исследовательской деятельности детей;

3. научить прогнозировать погоду по реакции живой и неживой природы.

Цель проекта:

1. учить детей определять погоду, составлять прогноз погоды, используя для этого специальные приборы: термометры (водный, надпочвенный), анемометр, осадкомер, флюгер, барометр;

2. учить использовать прогноз погоды в деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ "МЕТЕОПЛОЩАДКА НА УЧАСТКЕ ДОУ"

Мы живем на прекрасной планете Земля и преувеличиваем свое значение, безмерно потребляя ее ресурсы и так же безмерно загрязняя окружающую среду. Все это привело к катастрофическому ухудшению экологии, а также здоровья людей. Поэтому во всех странах мира вопросы экологического образования сегодня очень актуальны. Как известно, основы любого образования закладываются в детстве.

Прогнозирование - это познавательная деятельность, доступная ребенку, развивающая его умственные способности, а в нашем случае приобщающая к народной культуре через знакомство с предметами и формирующая бережное отношение к природе.

Решив стать метеорологами, мы организовали метеорологическую площадку, на которой установили:

  • флюгер,
  • наружный термометр,
  • осадкомер.

Живыми барометрами служат растения, а также насекомые и птицы, за которыми можно наблюдать на участке.

Наблюдения фиксируем в Дневнике юного метеоролога.

ПРОЕКТ: «МЕТЕОПЛОЩАДКА НА УЧАСТКЕ ДОУ»

Тема: «Юный метеоролог».

Вид проекта : информационно-исследовательский.

Продолжительность: Долговременный.

Образовательная область:

  1. развивать познавательную активность и любознательность;
  2. умение детей последовательно излагать свои мысли, анализировать и делать выводы;
  3. расширять словарный запас.

Актуальность темы:

  1. расширять знания детей о природных объектах (воздух, вода, почва), их состояние от погоды;
  2. разрабатывать наглядные материалы, оказывающие воздействие на развитие интеллектуальной и исследовательской деятельности детей;
  3. научить прогнозировать погоду по реакции живой и неживой природы.

Цель проекта:

  1. учить детей определять погоду, составлять прогноз погоды, используя для этого специальные приборы: термометры (водный, надпочвенный), анемометр, осадкомер, флюгер, барометр;
  2. учить использовать прогноз погоды в деятельности.

Задачи:

  1. формирование элементарных экологических знаний и представлений через прогнозирование;
  2. развитие экологического мышления в процессе проведения элементарных опытов;
  3. развитие понимания взаимосвязей мира растений и животных от природных факторов;
  4. способствовать осмыслению детьми разных аспектов взаимодействия человека с природой;
  5. дать знания о растениях, помогающих человеку определять погоду;
  6. познакомить с приборами-помощниками, использовать их для определения состояния погоды и прогнозирования;
  7. воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле,любви к природе;
  8. воспитание навыков применения знаний на практике.

Предполагаемый результат:

  1. здание на территории ДОУ новой зоны – метеоплощадки;
  2. умение детьми снимать показания с приборов, составление детьми прогноза погоды.

Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта:

1. педагоги– посвящение детей в юные метеорологи;

2. педагоги – изготовление оборудования для метеоплощадки;

3. музыкальный руководитель – исполнение песен о временах года и о погоде.

Участие родителей в организации проекта : Привлечение к оборудованию метеоплощадки.

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

  1. Организационно-подготовительный:

Подготовка площадки;

Установление оборудования: вмонтирование термометров, размещение анемометра, осадкомера (дождемера), флюгера и барометра, солнечных часов, песочных часов;

Высадка цветов – барометров.

2. Рефлексивно-диагностический:

Выявление интереса и уровня знаний детей по теме «Прогноз погоды»;

Проверка предположения с использованием наблюдения и эксперимента. 3. Содержание работы:

План-схема;

Перспективный план:

А. Земля и наши открытия.

а) зависимость климата в разных точках;

б) знакомство с компасом;

в) работа с флюгером и анемометром – определение наличия ветра, его направления и скорости.

Б. Приборы-помощники.

а) работа с термометрами (измерение температуры воды, воздуха);

б) работа с барометром;

в) фиксирование результатов в «Дневнике погоды»

В. Цветы-синоптики на участке (клевер, фиалка, мать и мачеха, мальва, вьюнок, одуванчик).

а) посев цветов;

б) высадка на метеоплощадку.

Г. Коллекция народных примет.

а) сказки о растениях;

б) схема «Растения – живые барометры».

Д. Прогноз погоды.

а) предполагаемый;

б) фактический.

4. Заключительный:

Экспериментирование на метеоплощадке, составление прогноза;

Презентация: летний праздник «У природы нет плохой погоды».

Проект по экологии


Тема: «Метеоплощадка

На участке ДОУ»

Разработали воспитатели:

Ключахина А.В.

Чащина С.Г.

Султанова О.В.

Карапиш К.О.

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию

ТЕМА: «ВСЕ О ПОГОДЕ»

Программное содержание:

  1. продолжать учить детей наблюдать явления природы, определять погоду;

2. обучать работе с приборами: термометром, барометром, анемометром, флюгером.

3. помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, составлять прогноз погоды. Учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы.

4. воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе работы, заниматься сообща.

Предшествующая работа:

Наблюдения, работа с приборами – помощниками, фиксирование результатов в дневнике погоды, знакомство с народными приметами, знакомство с ЭКОЛОШКОЙ, чтение стихотворений, загадок.

Материал – оборудование: Термометры, барометр, флюгер, дневник наблюдений, календарь погоды, анемометр (бумажный, ложковый), компас.

Ход занятия:

ЭКОЛОШКА встречает всех гостей на улице:

  • Здравствуйте дорогие гости!

Я – ЭКОЛОШКА – помощник юным метеорологам.

У нас в детском саду есть метеоплощадка.

Каждое утро мы следим за состоянием погоды и составляем прогноз на день.

А вот и наши юные метеорологи.

Здравствуйте ребята! Сегодня вашего прогноза ждут дети, и посмотрите сколько взрослых.

  • Для кого прогноз погоды особенно важен?
  • Зависит ли от погоды наше здоровье, настроение?
  • Давайте приступим к работе. Согласны?
  • Какая сегодня погода? Как догадались?
  • Почему? (ясная – пасмурная, теплая – холодная, сухая – дождливая, ветреная – безветренная).

Это мы предположили, что такая погода сегодня. Молодцы!

ЧТЕНИЕ А. БАРТО «НЕСТОЙКАЯ ПОГОДА»

Туман ли на рассвете!

Верный прогноз

Лес не заметен, не видно берез

А где-то жара – купаться пора!

Сколько в эфире прогнозов!

Вихрей, морозов.

Где – солнце, где – лед

Сколько погод!

ЗАДАНИЕ 1.

  • Назовите какое сегодня число, месяц, день?
  • (ЭКОЛОШКА поможет нам отметить в дневнике наблюдений).
  • Какой прибор – помощник поможет нам точно определить температуру воздуха? (термометр).
  • Посмотри, сколько градусов показывает термометр на солнце? (что сначала надо найти - 0ºС). А в тени?
  • Где температура воздуха выше? В тени или на солнце? Почему? (ЭКОЛОШКА отмечает температуру воздуха)

ЗАДАНИЕ 2.

  • Что может повлиять на погоду в течении дня? (ветер).
  • Есть ли сегодня ветер?
  • Как определили? (посмотрим на рукав, флюгер).
  • С помощью какого прибора можно узнать откуда дует ветер? (компаса). Как это сделать? (установить компас, так, чтобы стрелка показывала на север, и посмотреть на рукав).
  • Какой сегодня ветер?
  • Можно ли определить скорость ветра?
  • С помощью какого прибора? (слабый, средний, сильный), (анемометра).
  • Давайте отметим все о ветре.

Вы очень хорошо потрудились, а сейчас немного отдохнем:

ФИЗМИНУТКА: «ОСТОРОЖНО ВЕТЕР»

За калитку вышел

Постучал в окошко стучим пальцем

Пробежал по крыше бег на месте

Покачал тихонько Ветками черемух руки вверх, махи вправо, влево

Пожурил за что-то пальчик

Воробьев знакомых крылья

И расправив гордо Молодые крылья.

Полетел куда – то В перегонку с пылью руки в стороны, махи руками

ЗАДАНИЕ 3 .

Помогите мне, я забыл, как это прибор называется?

  • Это – барометр.

Что он измеряет?

Атмосферное давление.

Посмотрите, куда отклоняется стрелка? (вправо, влево).

Как вы думаете, будет ли сегодня дождь, снег? (давление среднее, значит вероятно могут быть осадки).

  • А что такое осадки?
  • А можно узнать, сколько их выпало?
  • С помощью чего?
  • Найдите? (осадкомер).
  • Как измерить?
  • У нас еще на метеоплощадке остались термометры?
  • Скажите для чего они нужны? (водный и почвенный).

Сегодня мы определяли погоду с помощью приборов – помощников?

Давайте уважаемые метеорологи вместе с ЭКОЛОШКОЙ обобщим наши наблюдения и составим прогноз погоды.

Какая сегодня погода?

Ребята, а еще погоду можно определить по народным приметам: какие вы знаете?

Красное солнце на закате – к ветру.

Облака плывут высоко – к хорошей погоде.

Если дождь идет крупными каплями – скоро перестанет.

Снег хрустит – к морозу.

Когда дым поднимается столбом – к хорошей погоде.

Давайте наш прогноз перенесем в календарь для взрослых и детей: У природы нет плохой погоды Каждая погода благодать. Дождь ли снег, в любое время года надо благодарно принимать

Флюгер - прибор для определения направления и силы ветра. Флюгер позволяет наглядно показывать направление ветра по размещенному неподвижно у его основания указателю сторон света.

Дождемер – прибор для измерения количества осадков

Ветряной рукав- прибор для измерения силы ветра.

Ветрянные мельницы – прибор для измерения направления и силы ветра

Солнечные часы - прибор для определения времени.

Гигрометр – прибор для определения влажности воздуха И м служит подвешенная сосновая шишка. Если воздух сухой – она раскрывается, если влажный – закрывается.

Общий вид МЕТЕОСТАНЦИИ


Светлана Киселева
Опыт работы «Метеостанция в детском саду: наблюдаем, играем»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад комбинированного вида № 12 «Журавушка

г. Балаково Саратовской области

«, играем ».

Подготовила : Киселева Светлана Николаевна,

воспитатель

«Метеостанция в детском саду – наблюдаем , играем ».

Детство – это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребёнок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической этики.

Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО является правильная организация развивающей предметной среды, которая обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства организации, как группы, так и участка. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными материалами.

Экологическая развивающая среда должна способствовать :

Познавательному развитию ребенка;

Эколого-эстетическому развитию;

Оздоровлению ребенка;

Формированию нравственных качеств;

Формированию экологически грамотного поведения;

Современное дошкольное образовательное учреждение ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства. Педагоги дошкольного образования ищут сегодня новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. Одной из таких форм работы становится создание экологического пространства детского сада и проектная деятельность, которая сделала бы более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой . Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать метеостанция (метеоплощадка ) .

Метеостанция должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами , с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов . Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений , практических работ , организовать систематические наблюдения за погодой , сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада .

Педагоги ставят перед собой задачи

Заинтересовать детей, представив природу, как таинственный мир, полный приключений и увлекательных открытий.

Познакомить с профессией метеоролога ;

Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде) ;

Познакомить детей с приборами – помощниками : термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, ветряным рукавом, солнечными часами;

Обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;

Формировать представления о четырех частях света;

Познакомить детей с назначением метеорологической станции и ее содержимым;

На территории нашего ДОУ была создана «метеоплощадка » .

Метеоплощадка выполнена компактно , что позволяет детям в доступной форме, самостоятельно или при помощи воспитателя вести наблюдения за изменением параметров погоды, а также наблюдать и оценивать изменения внешнего вида окружающих площадку объектов парка в зависимости от времени года.

Метеоплощадка обеспечивает возможность проведения практических работ , систематических наблюдений за погодой , сезонными явлениями в окружающей среде. Дети получают возможность определять погоду с помощью специального оборудования, что вызывает у них большой интерес

Какое оборудование должно быть :

Оборудование детской метеостанции :

Барометр - прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды. Принцип работы природного барометра основан на наблюдениях за поведением хвойных пород деревьев перед переменой погоды. Параллельно (не касаясь) доске закреплен отрезок сухой очищенной от коры еловой ветки таким образом, чтобы боковая ветка в пасмурную погоду находилась в положении параллельном земле. Свойство ветки отклоняться при изменении атмосферного давления использовано в этом «приборе»

Термометр - Данный прибор позволяет определять детям температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия как «холодно» , «тепло» , «жарко» и т. д.

Флюгер - позволяет наглядно показывать направление ветра по размещенному неподвижно у его основания указателю сторон света.

Дождемер - служит для измерения количества осадков.

Снегомер - прибор для измерения глубины снежного покрова

Солнечные часы - позволяют детям учиться определять время по солнцу

Ежедневно дети групп старшего дошкольного возраста проводят наблюдения за погодой в определенной последовательности :

Определяют температуру воздуха;

Измеряют количество осадков с помощью дождемера;

С помощью флюгера дают относительную оценку скорости ветра, его направлении.

- работа продолжается не только на площадке, но и в группе в уголке природы. Совместно с воспитателем дети заполняют календарь природы, рисуют рисунки, разучивают стихи, игры, песенки, проводят опыты .

Делают прогноз погоды на текущий день.

Взрослые должны поощрять любознательность и фантазии детей, стимулировать потребности выражать свои чувства, мысли в речи, игре, рисунке, творческих поделках. Постоянно поддерживать инициативу, помогать детям в их наблюдениях и экспериментах . Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии детей с миром природы и разворачиваться как увлекательное путешествие, чтобы они получали от этого радость. Один из путей повышения эффективности этого образования состоит в использовании разнообразных форм и методов работы .

Это в первую очередь :

Беседы «Удивительное вокруг» . «Как ы можем помочь природе?» Рекомендации по проведению таких бесед :

Беседу можно провести в тёплое время года – на прогулке в лесу или у речки, зимой – в групповой комнате.

Беседу желательно построить на конкретных примерах, основываясь на опыте детей .

При проведении беседы воспитатель должен использовать иллюстрации, которые потом раскрашивают. Это повышает их интерес к занятиям, снижает утомляемость и способствует более эффективному усвоению экологического материала.

Наблюдения в природе

Систематическое

использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности , а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

Книга народных примет работа по формированию представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста, будет эффективной, если - отобрать приметы, доступные восприятию и пониманию детьми дошкольного возраста, Следует использовать приметы, связанные с природными явлениями, которые ребенок может сам наблюдать . Например, «Ласточки летают низко – к дождю» , «Дождь при солнце – скоро дождь прекратиться» , «Птицы хохлятся – к ненастью» ; - важно больше использовать примет, подчеркивающих красоту объектов и явлений природы и стимулирующих наблюдение , любование ими.

Опыты -эксперименты познакомить детей с тем, что некоторые вещества (лед, смола и др.) могут менять состояние в зависимости от условий (от нагрева превращаются в жидкость, а во время охлаждения - обретают твердое состояние); развивать способность выделять общие свойства предметов и зависимости между ними при перемене внешних условий.

Чтение художественной литературы В художественной литературе о природе сочетаются научное содержание и художественной слово. Она, с одной стороны, воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней; с другой обогащает их представления, учит выделять закономерности природных явлений.

Дидактические игры экологического содержания развивают кругозор, кроме того позволяют формировать представления об окружающем мире природы : взаимосвязи живого и неживого, многообразии форм жизни, нормах и правилах поведения в природе.

«Что будет если….?» закрепить и систематизировать представления детей о взаимосвязи всех компонентов в природе. Развивать познавательные способности, умение рассуждать, делать выводы.

«Что произойдет?» - если не будет солнца, не будет тепла и света. Без тепла и света не могут расти растения, без растений не могут жить животные и т. д.

«Кому нужна вода?» способствовать развитию представлений о роле воды в природе, ее ценности для всего живого. Учить рациональному пользованию воды в повседневной жизни. Закрепить представления о факторах загрязнения воды.

«Цветочные часы» дать представления о том, что растения открывают и закрывают венчики своих цветков по определенному расписанию, так что по ним, как по часам, можно определить время; упражнять детей в арифметических действиях.

Сюжетно-ролевые игры Игра - не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром.

Слушанье музыки Дети должны слушать красивую музыку. Она помогает увидеть красоту природы, любить и оберегать ее.

Метеорологические приборы , размещенные на участке и красиво оформленные, помимо своего прямого назначения, стали изюминкой нашего детского сада , вызвали большой интерес со стороны, как детей, так и их родителей. А у детей вызвало огромный интерес снятие показаний с приборов и составление прогнозов.

Наблюдая за погодой , дети учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы. Наблюдения за погодой состоят из определения состояния неба, наличия или отсутствия осадков и ветра, степени тепла и холода.

Метеостанция в нашем ДОУ - это часть экологического воспитания, она помогает детям понимать природу, анализировать и делать выводы.

Такая метеостанция в детском саду , сделанная своими руками, поможет разнообразить ежедневные прогулки детей на свежем воздухе и познакомить их с точными науками, с миром исследований и открытий.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Порошинский детский сад № 10

Проект « Метеостанция в детском саду»

Составила Демьянкова Л. Н.

п. Порошено, 2018 г

Содержание:

I. Введение… ……………………………………………………………….2

2.. Актуальность проекта ………………………………………………….4

3.. Цели, задачи, ожидаемые результаты………………………………….4

4. Методы работы ………………………………………………………… 6

5. Этапы реализации проекта………………………………………………8

6. Требования к размещению метеоплощадки…………………………...11

7. Модель образовательной системы…………………………………….15

8. Требования к организации наблюдений в природе………………….18

10. Список используемой литературы …………………………………...20

Введение

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.» К.Е.Тимирязев

Дошкольники– прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Тип проекта

По доминирующей в проекте деятельности: познавательно - исследовательский.

По содержанию: обучающий.

По числу участников проекта: групповой (21 человек, все желающие).

По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Состав проектной группы :

дети, родители, педагоги подготовительной группы

Значимость проекта для его участников:

Этот проект значим для всех его участников.

Дети: получают и закрепляют на практике правила поведения в природе, учатся наблюдать и фиксировать свои наблюдения.

Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители: расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.

Дети: участвуют в образовательной исследовательской деятельности.

Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.

Актуальность проекта:

Почему мы считаем, что такой способ взаимодействия с детьми, как метеостанция, актуален?

Во-первых, знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать значительно более интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения элементарную метеорологическую станцию;

Во - вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике;

В - третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться исследовательские умения (умение выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать) .

Цель проекта:

1.Усвоение системы знаний о природе: ее компонентах и взаимосвязях между ними. 2. Формирование представлений об универсальной ценности природы. 3.Воспитание потребности в общении с природой. 4. Привитие трудовых природоведческих навыков, экологического сознания. 5. Создание благоприятных эмоциональных условий при ознакомлении дошкольников с родным краем.

Задачи:

Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать

    предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения.

    Учить детей прогнозировать погоду, устанавливая взаимосвязи между живой и неживой природой. Умение работать с метеостанцией.

    Развивать чуткость и внимательность к миру природы: замечать изменения в состоянии объектов природы («комары вьются – к теплу», «фиалка загрустила» - склонила цветок к земле – к дождю» и т.д.)

    Приобщать детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту: знакомить детей с народными приметами, проверять их в ходе наблюдений.

    Учить детей фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символов в календарях погоды, тетрадях наблюдений и т.д.

    Воспитывать интерес и потребность в общении с природой, любовь к родному краю.

    Активизировать позицию родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Гипотеза :

Исследовательская, поисковая активность - постоянное состояние ребенка. Он будет настроен на познание окружающего мира, так как дети по природе своей – исследователи, если:

    Включение ребенка в исследовательскую деятельность, позволит значительно повысить образовательный эффект, способствует развитию его любознательности, внимания и логического мышления.

    Развитие ребенка будет усиливаться, если педагогическая поддержка воспитывающих взрослых будет направлена на создание развивающей предметной среды, ориентирующей дошкольников на активную субъектную позицию;

    Обогащение воспитательное –образовательного процесса эмоциональным содержанием через организацию разнообразных видов творческой деятельности и общения;

    Воспитание у дошкольников гуманно - ценностного отношение к природе через понимание ценности природы.

Ведущие принципы развития дошкольников

Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов);

Природосообразность (развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием);

Дифференцированный подход (решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности; - Активная деятельность (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции);

Творчество (максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольника, приобретение им собственного опыта творческой деятельности).

Формы организации детей

Экскурсии в различные биоценозы: на луг, речку;

Целевые прогулки: в парк, сквер, улицу поселка;

Экскурсии на метеостанцию;

Организованная образовательная деятельность в уголках природы;

Организованная образовательная деятельность на метеоплощадке.

Методы работы:

    Беседы

    Наблюдения в природе

    Книга народных примет

    Опыты-эксперименты

    Чтение художественной литературы

    Дидактические игры

    Сюжетно-ролевые игры

    Слушанье музыки

    Работа с родителями

Предполагаемый результат:

Дети узнают

    о значении погоды в жизни человека

    о метеорологии, как науки;

    о профессии метеоролога;

    о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силе ветра;

    о метеоприборах;

Дети смогут

    использовать навыки работы с метеоприборами для наблюдения за погодой;

    делать прогноз погоды, по полученным данным метеоприборов

Блоки:

1. Слушанье музыки – звуки дождя, звуки хруста снега, шум ветра, шуршанье листвы на ветру 2. Опыты-эксперименты:

Опыт с воздухом – «Сколько весит воздух?»

Опыт с водой – «Делаем дождь»

3. Сюжетно-ролевая игра «Диктор прогноза погоды»

4.Работа с родителями – домашние задания на выходные «Узнай погоду в Порошино и составь рассказ о погоде в выходные» .

Этапы реализации проекта

Сроки

Подготовительно-проектировочный этап

Беседы –

«Что такое погода?»

Цель: знакомство с погодными явлениями

«Народные приметы»

Цель: знакомство с приметами предсказателями

«Загадки планеты Земля»

Цель: формирование представления о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца

«Что такое компас?»

Цель: формирование представлений о частях света, знакомство с компасом

«Откуда дует ветер?»

Цель: знакомство с флюгером

«Какие бывают термометры»

Цель: уточнять знания о термометре воздуха

«Чем измерить силу ветра?»

Цель: знакомство с анемометром, со способом определения силы ветра

«Для чего нужен барометр?»

Цель: знакомство с прибором барометром, работа с ним

«История зарождения метеорологии, как науки»

Цель: знакомство с метеорологией, профессией метеоролога.

Определение позиций по трем направлениям:

1. Что дети знают?

2. Что хотят узнать?

3. Что нужно делать, чтобы узнать?

01.06.18- 01.07.18г.

Практический (основной) этап

Работа на метеостанции (улица)

Ежедневно дети проводят наблюдения за погодой в определѐнной последовательности:

    наблюдают за небом и облачностью

    с помощью ветромера дают относительную оценку силы ветра

    с помощью флюгера определяют стороны света и направление ветра

    измеряют количество осадков с помощью дождемера или снегомера

    определяют температуру воздуха с помощью термометра

    с помощью барометра делают предполагаемый прогноз погоды на следующий день

Работа с Дневником наблюдений (группа)

Дети заносят данные в Дневник наблюдений за погодой

Закрепление знаний о метеоприборах;

Выработать навыки использования приборов метеостанции (ежедневная работа на метеостанции) ;

Учить работать с пиктограммами, обозначающими состояние погоды (работа с листом наблюдений и показаний) ;

02.07.18- 31.09.18г.

Итоговый

НОД « От чего и почему?».

Сбор информации для оформления альбомов;

Организовать мини-музей “Хочу все знать и измерять”.

Кружок в подготовительной группе «Метеослужба»

01.09.18-31.05.19 г.

Требования к размещению метеоплощадки

Метеорологические наблюдения на площадке проводятся для получения характеристики погоды в установленные сроки.

    Устройство метеоплощадки

Метеоплощадка располагается на открытом и типичном для окружающей местности участке. Удалена от крупных предприятий и водных объектов, которые могут оказывать непосредственное влияние на показания приборов, все предметы и устройства прочно закреплены.

    Схема метеоплощадки

Метеоплощадка имеет квадратную форму и с направлением сторон с севера на юг и с востока на запад. Весь периметр площадки просыпан песком.

    Уход за метеоплощадкой

Метеоплощадку следует содержать в чистоте и тщательно очищать от всякого мусора. На приборах и оборудовании не должно быть пыли, паутины, грязи.

В местах, где травяной покров сильно разрастается, на метеоплощадке следует скашивать или подстригать траву, не допускается ее разрастания выше 20 см.

В зимнее время нельзя разрушать естественного состояния снежного покрова на площадке.

С крыши и со стенок будки, а также с планки осадкомера снег необходимо удалять до наблюдений, во время предварительного обхода площадки.

    Основное оборудование

Наблюдение за ветром

Ветер представляет собой движение воздуха относительно поверхности земли и характеризуется двумя основными величинами: направлением и скоростью. Скорость и направление ветра отличаются большой неустойчивостью, меняясь иногда в широких пределах в течение короткого промежутка времени. За направление ветра принимается то направление

откуда дует ветер. Наблюдение за ветром проводятся с помощью флюгера и ветряного рукава.

Флюгер

Флюгер состоит из неподвижного вертикального стержня и подвижной части- флюгарки, которая вращается на стержне и устанавливается по ветру так, что положение стрелки показывает то направление, откуда дует ветер. Флюгарка состоит из лопасти и стрелки, укрепленных на трубке. На нижней части стержня находятся штифты для ориентировки направлений по сторонам света. К штифтам прикреплены буквы (С-Ю-З-В), для лучшей ориентировки детям. Ориентировка флюгера по сторонам света выполнена с помощью компаса.

Ветряной рукав

Позволяет определить силу ветра: Штиль - листья на деревьях неподвижны, рукав не устанавливается по ветру. Тихий ветер - колышутся отдельные листья, колеблется рукав. Легкий ветер – слегка колеблется рукав, листья временами шелестят. Слабый ветер – листья и тонкие ветки деревьев постоянно колышутся, ветер развевает рукав. Умеренный ветер – ветер приводит в движение тонкие ветки деревьев, вытягивается рукав. Свежий ветер – качаются ветви и тонкие стволы деревьев. Вытягивается рукав. Сильный ветер – качаются толстые сучья деревьев, шумит лес.

Бесприборные наблюдения за ветром

Для оценки направления и скорости ветра при неисправности флюгера используются султанчики и вертушки. А также дети учатся использовать в исследовательской работе народные приметы, например, можно наблюдать по дыму, движению легких предметов в воздухе, наклону травы, ветвей деревьев.

Температура воздуха

Наблюдения за температурой воздуха состоят из измерений температуры воздуха по спиртовому термометру. Термометр помещен в психрометрической жалюзийной будке.

Будка состоит из четырех жалюзийных стенок, пола, потолка и крыши, укрепленных на деревянном остове. Стенки представляют собой двойной ряд тонких деревянных планок- жалюзи, наклоненных внутрь и наружу

будки под углом к горизонту. Одна из стенок (передняя) укреплена на петлях и служит дверцей. Пол будки состоит из трех досок, причем средняя доска укреплена несколько выше двух крайних для улучшения вентиляции будки. Потолок будки горизонтальный, сплошной, крыша наклонена в сторону, противоположную дверце, и немного выдается со всех сторон будки. Крыша укреплена над потолком так, чтобы между нею и потолком свободно протекал воздух. Будка с внутренней стороны и наружной стороны хорошо окрашена белой насыщенной краской. Будка установлена на метеоплощадке так, чтобы вокруг нее был свободный обмен воздуха. Укреплена на деревянной подставке прочно, не должна колебаться даже при сильном ветре. Стенки будки надо протирать или мыть от пыли по мере загрязнения.

Термометр

Термометр спиртовой служит для определения температуры воздуха. Он состоит из шкалы и стеклянной трубки с окрашенной жидкостью. На шкале есть деления. Каждое деление обозначает один градус. Цифры, стоящие около делений, показывают число градусов. Ноль-граница между градусами тепла и градусами холода. Отсчет температуры ведут от 0°. Вверх от 0 отсчитывают градусы тепла, вниз- градусы холода. Конец столбика подкрашенной жидкости показывает число градусов. Температуру записывают с помощью условных знаков. Например, пять градусов тепла записывают так: +5°, а пять градусов холода так: - 5°.

Наблюдение за снежным покровом

Наблюдения за снежным покровом состоят из измерения его высоты. Характер залегания снежного покрова определяется по признакам: равномерный (без сугробов), умеренно неравномерный (небольшие сугробы) без оголенных мест или с оголенными местами. Очень неравномерный (большие сугробы) без оголенных мест или с оголенными местами. С проталинами. Лежит только местами.

Для ежедневных наблюдений высоты снежного покрова применяется снегомерная рейка. Рейка изготовлена из гладкого прямого бруска, сухого дерева длиной 180 см. шириной 6 и толщиной 2 см. Окрашена (белой) масляной краской и на лицевой стороне имеет шкалу в сантиметрах.

Барометр

Барометр - отмечает перемены, происходящие в воздухе. Напоминает часы. Вернее будильник. Только вместо часовой и минутной стрелок и цифр от единицы и до двенадцати у него одна малоподвижная стрелка, которая обычно указывает на цифру «754». Вторая стрелка - контрольная. Ею мы отмечаем, куда передвинулась первая стрелка. Над цифрой «754» написано: «Переменно», слева от этого слова стоит «Дождь», а еще левее «Буря». Справа есть слова «Ясно» и «Сушь». Когда стрелка стоит на «Переменно», обычно не бывает плохой погоды. В небе плывут облака, светит солнце, и только в редких случаях выпадает кратковременный дождь. Если от «Переменно» стрелка движется вправо, мы обычно не ждем плохой погоды. Зато когда стрелка упорно идет влево - запасайся плащом или зонтиком. Воздух насытился водяными парами, надо ждать осадков: летом - дождя, а зимой -снега. Конечно, барометр не предсказывает погоды - он отмечает перемены, происходящие в воздухе. А уж мы, глядя на него, знаем, какой погоды можно ждать.

Ежедневно во время прогулки на метеоплощадке проводить наблюдение за погодой. Данные заносим в специально разработанный календарь наблюдений условными знаками. В конце месяца, сезона анализируем результаты, делаем выводы: какая погода была в течение месяца, сезона; как она менялась, сколько дней было ясных, пасмурных, дождливых или снежных, ветреных, морозных.

В живой природе наблюдаем за переменами, происходящими с деревьями, кустарниками, травами по сезонам, обсуждаем, почему меняется состояние растительности, какие изменения происходят в жизни животных, насекомых, акцентируя внимание на изменения жизненно важных условий.

В начале каждого месяца знакомим детей с народным календарем: названием месяца, народными приметами, проверяем достоверность примет. Такой подход позволяет приобщить детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту, а это воспитание уважения к предкам, обеспечение связи поколений. Для более легкого запоминания народные приметы пробуем рифмовать. Приметы в стихотворной форме легче воспринимаются и чаще используются детьми в речи. Пример детских рифмовок: «Кошка нос прикрывает – мороз ожидает»; «Звезды ночью играют – о холоде предупреждают»; «Дрова в печке сильно

трещат – о морозе говорят»; «Облака против ветра плывут – ненастье несут».

Знания, полученные в процессе наблюдений, воспитатели применяют для развития творческих способностей детей: рисование природных явлений; сочинение рассказов, стихов, загадок о природе. Детское творчество оформляется в книжках – самоделках.

Организация экспериментальной деятельности строится в тесном сотрудничестве с родителями. Каждый год родителей детей старшего дошкольного возраста знакомить с опытом кружка «Метеослужба в ДОУ». Информацию родители получают из папок – передвижек: «Удивительное в природе», «Познавательные опыты дома». Для родителей организуются дни открытых дверей: «Добро пожаловать на метеостанцию».

На консультациях советуем родителям, что прогулку в природу целесообразно связывать с чтением книг, стихов, рисованием, чтобы дети потрогали, понюхали, постучали, совершили какие-то манипуляции: слепить снеговика, нарисовать на мокром песке узоры, поймать солнечного зайчика, запустить воздушного змея и т.д. Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает журчание ручья, просто поглядит вокруг.

Модель образовательной системы

Родители получают задания на дом:

Вашему ребенку шестой год, расскажите ему о некоторых явлениях неживой природы, к которым он проявляет интерес. Вместе с ребенком проделайте опыты на определение свойств воздуха. Воздух есть везде – вокруг нас в воде. Это можно увидеть, поместив перевернутый вверх дном стакан в воду. Вода не войдет полностью в стакан, ей помешает воздух. Воздух имеет вес. Если надуть целлофановый пакет и положить его на весы, стрелка весов отклонится, значит, воздух имеет вес. Как можно предугадать погоду? Вместе с детьми понаблюдайте за растениями и их изменениями, связанными с погодой. Если погода пасмурная, все цветы ветреницы закрыты. Перед дождем никнет к земле чистотел, гусиный лук, одуванчик. В ясную погоду цветы этих растений раскрыты.

Просим обратить внимание родителей и ребенка на то, что часто настроение человека зависит от состояния погоды, явлений природы. Обсудите с детьми следующие вопросы:

Когда на улице дождь, какое у тебя настроение? Как ты думаешь, какое настроение бывает весной? А если бы ты был композитором, то какую бы музыку о весне придумал – грустную или веселую?

Постоянно ищем новые пути сотрудничества с родителями. Ведь цель у нас одна – воспитать будущих создателей жизни. Каков человек – таков и мир, который он создает вокруг себя.

Мониторинг эффективности деятельности

С целью совершенствования воспитательно – образовательной работы по теме проекта педагог должен учитывать достигнутый уровень усвоения детьми знаний

о природе, умений и навыков, а также отношение к ней с помощью диагностических методик. Мониторинг состояния образовательного процесса способствует тому, что деятельность воспитателя становится более целенаправленной и результативной.

Выводы о качестве усвоения программы, понимание причин успехов и неудач являются для воспитателя основанием для планирования последующей работы как со всеми, так и с отдельными детьми.

Педагогическая диагностика не предполагает сложного инструментария. По своей сути это экспресс – диагностика. Преимущественно используется метод систематического включенного наблюдения. Он является незаменимым при определении первичного диагноза и дает возможность увидеть общую картину эмоционально – психологического настроя в группе детей, определить уровень общего развития и освоения детьми отдельных видов деятельности, выявить особенности поведения и участия каждого ребенка в общем деле.

Для выяснения отношения родителей к процессу экологического воспитания проводится анкетирование.

Анкета для родителей

1.Что такое экология?

2.Вы считаете домом только то место, где вы непосредственно живете с семьей?

3.Что, по вашему мнению «Общий дом» для всех людей?

4.Вы часто гуляете с ребенком? Где?

5.Как ваш ребенок относится к объектам природы?

6.Какую погоду вы любите, почему?

7.Зачем ваш ребенок любит наблюдать? Как долго это происходит?

8.Рассказываете ли вы ребенку о явлениях природы?

9.Ваша беседа проходит в форме диалога, или монолога с вашей стороны?

10.Как ребенок выражает свои эмоции, если видит необычное в природе (радуга, гроза, роса…)?

11.Показываете ли вы ребенку фокусы или занимательные опыты с водой, снегом, льдом?

12.Как вы думаете, получает ли ваш ребенок знания о природе в детском саду?

Ответы родителей помогают выявить увлечение взрослых и детей, отношение к объектам и явлениям неживой природы.

Стимулирует активную деятельность детей «Дерево добрых дел». Каждая веточка дерева принадлежит кому – то из детей. За малейшее проявление активности, за качественно выполненное поручение веточка радует своего обладателя новым распустившимся листочком.

Требования к организации наблюдений в природе:

Пространственная организация наблюдений должна быть такой, чтобы любой объект природы был максимально доступен каждому. В каждом конкретном случае воспитатель продумывает, какое количество детей может одновременно участвовать в наблюдении, как их расположить, что бы все находились в одном ряду. Ребенок должен иметь возможность самостоятельно получить сенсорную информацию о природе (ощутить характер поверхности, определить форму, температуру, тяжесть объекта, услышать звуки, исходящие от него, почувствовать запах). Воспитатель словесно обозначает все то, что видят дети, но слово должно идти вслед за восприятием – только в этом случае у ребенка формируется полноценное знание.

Восприятие любых объектов должно быть непродолжительным, поскольку наблюдение – это психическая, интеллектуальная деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Во время наблюдений нельзя разговаривать, играть, манипулировать предметами. Оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей 3 – 10 минут, этим временем и ограничивается наблюдение.

Наблюдение складывается по определенной схеме: начало, основная часть и конец. Сначала необходимо собрать детей и сконцентрировать их внимание. Лучше использовать следующие приемы, которые вызывают легкие положительные эмоции и готовность внимать воспитателю:

Призыв вместе смотреть что – то интересное; Ласковая интригующая интонация; Загадка – описание, загадка – действие о предмете наблюдения. Вторая часть – основная, она обеспечивает самостоятельное получение сенсорной информации. Педагог предлагает посмотреть на объект и задает вопросы с паузами в 2 – 3 секунды. Секунды молчания и тишины – главный момент в наблюдении: они позволяют детям сосредоточиться в поиске ответов на вопросы. Основная часть должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать рассказами, пояснениями, стихами, играми, загадками. Можно использовать логично подобранные действия и движения. Например, после двух секунд наблюдения предложить детям показать порывы ветра, как ветер наполняет ветряной рукав, шум слабого и сильного дождя и др. Наблюдения, удачно сопряженные с действиями, облегчают получение информации. В конце наблюдений воспитатель читает стихи, поет песни, играет, загадывает загадки о наблюдаемом объекте. Необходима специальная подготовка к

наблюдению: осмотр места, проверка исправности оборудования. В некоторых случаях даются задания для самостоятельного наблюдения или домашние задания: понаблюдать со взрослыми (мамой, папой, бабушкой и др.).

Задачи

Продолжать знакомство детей с народными приметами, народным опытом, народной мудростью. Составлять к приметам рифмы для лучшего запоминания. Учиться проверять достоверность народных примет. Знания, приобретенные детьми в процессе прогнозирования погоды можно использовать как средство развития творческих способностей детей: – рифмование известных народных примет – изображение природных явлений в продуктивных видах деятельности.

Приметы в стихотворной форме легче воспринимаются детьми, чаще используются ими в речи, тем более что они придуманы самими детьми.

Для большей эффективности можно использовать опорные таблицы.

Примеры рифмованных примет

Ласточки высоко летают - солнышко ожидают. Низко ласточки летают – о дожде предупреждают. Одуванчик раскрывается – солнышко ожидается. Облака высоко плывут – хорошую погоду несут. Гуси улетают – зимушку поджидают. Кошка нос прикрывает – мороз ожидает. Птицы на верхушках деревьев сидят – о морозе говорят. Дым столбом – мороз за окном. Звезды сверкают – о морозе предупреждают. Дым по земле – оттепель на дворе. Иней пушистый висит – о морозной погоде говорит. Синички к дому подлетают – зиму встречают.

Эти приметы содержат «краткосрочный прогноз». А можно ли детям предлагать приметы с «долгосрочным прогнозом»? Дело в том, что такие прогнозы нуждаются в многолетней проверке, что не всегда под силу и взрослому человеку. Но некоторые приметы доступны и старшим детям, например, «Много ягод на рябине - осень будет дождливой, мало - сухой», «Лист с березы и дуба упал не чисто, к морозной зиме». В этих приметах названы разные предвестники дождливой осени и морозной зимы. Проверка примет требует длительных наблюдений за рябиной, березой, дубом, а потом и выявления признаков дождливой осени и холодной зимы. На это потребуется много времени. А чтобы дети не забыли примету, зарисовываем ее условными обозначениями в таблице.

Эффективным приемом, способствующим проявлению творческих способностей детей, является отражение впечатлений от воспринятого в изобразительной деятельности.

Изображая воспринятое, дети уточняют представления об окружающей природе и, благодаря этому, активнее и глубже познают ее. Условие: дети должны так отобразить объект, чтобы его легко могли узнать окружающие. При этом важна не только техника исполнения, сколько умение увидеть и передать характерные для этого объекта признаки. Вначале дети изображают природные объекты. После проверки народных примет можно предложить их проиллюстрировать. Рисунки можно оформить в виде рукописной книги

Вывод:

Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства.

В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только расширить кругозор дошкольников, и приобрести определенный багаж знаний, но и дадут толчок для развития личности ребенка в дальнейшем.

Список литературы

    Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. –М.: Айрис- пресс, 2008. -208 с.

    Пенькова Л. С. Под парусом лето плывет по Земле (организация детских площадок в летний период) методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей. –М.:ЛИНКА - ПРЕСС, 2006.- 288с.

    Справочник СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ дошкольного учреждения. №5 май/2008 – 61 с.

    Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.//Управление дошкольным образовательным учреждением

Похожие публикации