Элон маск состояние. Кто помогает взлететь проектам элона маска

Что стоит за публичной поддержкой гендиректора Tesla Motors и SpaceX Илона Маска в адрес Дональда Трампа, есть ли у них общие цели и как дружба с новым президентом США отразится на амбициозных планах и финансовом благосостоянии Маска, анализирует сайт.

Илон Маск - один из самых одиозных лидеров технологической индустрии. В смелых планах бизнесмена, которого СМИ неоднократно называли «новым Стивом Джобсом», ни много ни мало совершить революцию в автопроме, энергетике и аэрокосмической индустрии одновременно. Возможно, именно амбиции не позволили Маску остаться в стороне от большой политики.

Любовь и ненависть от Маска

Отношения предпринимателя с новым президентом США Дональдом Трампом вызывают недоумение. На этой неделе Маск, один из главных адептов «чистой» энергетики в США, публично одобрил потенциальное назначение экс-гендиректора ExxonMobil Рекса Тиллерсона на пост госсекретаря США.

«Рекс Тиллерсон имеет все шансы стать отличным госсекретарем, - написал бизнесмен в своем Twitter. - Рекс - исключительно компетентный управленец, понимает геополитику и знает, как привести свою команду к победе. Теперь его команда - это США».

Сразу возникает вопрос: будет ли победа бывшего нефтяного магната выигрышной для самого Маска и его команды? В коротком интервью для Gizmodo бизнесмен привел следующий аргумент: «Он (Тиллерсон, - прим. сайт) многие годы публично заявлял о том, что налог на выброс углерода имеет смысл. Вряд ли есть человек, который лучше подходит для претворения этих планов в реальность, чем сам Тиллерсон. Это имеет гораздо большее значение, чем трубопроводы или открытие нефтяных резервов», - говорит Маск.

Ранее гендиректор Tesla и SpaceX также стал одним из бизнес-советников команды Трампа, что не осталось незамеченным для рынка. «У Илона Маска есть важный канал коммуникации с Дональдом Трампом за счет своей роли стратегического советника. Мы считаем, что такой уровень отношений с новой администрацией может принести больше стратегической ценности, чем при прежней администрации, - говорит аналитик Morgan Stanley Адам Джонс.

Однако еще за несколько дней до выборов отношение Маска к потенциальной администрации Трампа выглядело иначе. «Я склоняюсь к тому, что он не тот человек. Мне кажется, что его характер не лучшим образом представляет Соединенные Штаты», - заявил он телеканалу CNBC в ноябре 2016 года. При этом, отметил он, результаты выборов вряд ли повлияют на бизнес Tesla.

Не исключено, что в отношении Tesla он был прав. Однако империя Маска - это не одна, а целых три компании, как минимум одна из которых пока во многом зависит от госконтрактов. Давайте посмотрим, может ли структура финансовых активов Маска пролить свет на внезапный поворот на 180 градусов в отношении к новому президенту США.

Экономический треугольник

Три главных столпа финансовой империи Илона Маска - это компании Tesla Motors, Space Exploration Technologies (или SpaceX для краткости) и производитель солнечных батарей Solar City. Начнем с самого простого - единственной на сегодняшний день публичной компании Tesla Motors. Данные торгов Nasdaq на конец дня 25 января показывали, что рыночная капитализация компании достигла почти 41 миллиарда долларов. Журнал The Economist, публикация которого вышла 22 октября 2016 года, называл сумму примерно в 30 миллиардов долларов, что соответствует биржевым данным на конец предыдущего дня.

Исходя из данных журнала, доля Маска в активах Tesla - около 22,5%. То есть на сегодняшний день - это 9,2 миллиарда долларов. Это достаточно серьезный актив, чтобы не хотеть им рисковать. А риск для компании при новой администрации есть. Достаточно сравнить миссию Tesla («Ускорить переход мира на возобновляемые источники энергии») и позицию Трампа, который считает изменение климата обманом и, по слухам, ранее на этой неделе решил «заморозить» все текущие гранты и контракты с Агентством по защите окружающей среды (EPA).

При всей известности, Tesla пока еще не прибыльная компания. По данным последнего финотчета, за 9 месяцев 2016 года выручка компании составила 4,7 миллиарда долларов (рост на 68% относительно предыдущего года), а чистый убыток - 553,6 миллиона долларов за счет роста издержек.

Дальше - сложнее. Solar City была основана кузенами Маска и с 2016 года стала дочерней компанией Tesla Motors. В августе 2016 года Solar City получила предложение о покупке за 2,6 миллиарда долларов - за год капитализация компании упала почти наполовину на фоне острой конкуренции. В октябре The Economist оценил ее капитализацию примерно в 1,9 миллиарда долларов, а долю лично Маска в Solar City - примерно в 22%.

Компания также убыточна: недавний финотчет показывает, что при росте выручки на 79%, до 508,9 миллиона долларов, Solar City закончила три квартала 2016 года с чистым убытком в 758,7 миллиона долларов. Риски от нового политического курса также схожи с Tesla, особенно учитывая заявление Маска, что он планирует консолидировать операции компаний.

И, наконец, SpaceX. Уже две недели не утихают рыночные дискуссии вокруг публикации The Wall Street Journal, аналитики которой заявили, что получили доступ к финансовым показателям компании. По данным издания, коммерческая аэрокосмическая компания получала небольшую операционную прибыль в 2013 и 2014 годах, а в 2015 году столкнулась с убытком в 260 миллионов долларов из-за неудачного запуска ракеты-носителя Falcon 9. Из-за этого компании пришлось сократить число запусков в том году почти вдвое, что привело к снижению годовой выручки на 6%.

Здесь стоит отметить, что то, насколько точны эти данные, проверить сложно. SpaceX - единственная из трех компаний, которая никогда не была публичной (Маск неоднократно заявлял, что его не интересует IPO до тех пор, пока SpaceX не сможет доставить человека на Марс). Любые оценки финансовых результатов компании будут приблизительными либо основанными на трудно верифицируемых инсайдах, поскольку SpaceX не обязана регулярно раскрывать отчетность. Именно поэтому вокруг данных WSJ и возникли столь жаркие дискуссии.

Итак, что мы знаем о финансах SpaceX? Возвращаясь к оценкам The Economist, стоимость активов SpaceX на конец 2016 года составляла примерно 12 миллиардов долларов. Илону Маску принадлежит 54% компании. Вместо 20 планируемых запусков в 2016 году компании удалось произвести лишь восемь, что наверняка оказало влияние на финансовые результаты.

Несмотря на это, финансовый директор SpaceX Брет Джонсон ранее заявил WSJ, что у компании более 1 миллиарда долларов в наличных и легкореализуемых активах и нет задолженностей, при этом есть контракты на будущие запуски на общую сумму в 10 миллиардов долларов. По данным издания, компания прогнозирует выручку более чем в 30 миллиардов долларов к 2025 году. К 2019 году SpaceX намерена выйти на один запуск ракеты в неделю.

За счет чего компаниия намерена добиться столь амбициозных целей? Один из планов стал известен в ноябре, когда SpaceX подала заявку в Федеральную комиссию по телекоммуникациям на запуск почти 4500 спутников. Потенциально этот проект может стать прибыльным предприятием по обеспечению высокоскоростного доступа в Интернет по всему миру.

При этом очевидно, что часть выручки SpaceX будет зависеть от государственных контрактов. К примеру, один из контрактов SpaceX с NASA оценивается в 700 миллионов долларов. Кроме того, апреле прошлого года SpaceX получила контракт на 82,7 миллиона долларов на отправку спутника военно-воздушных сил США в космос в 2018 году, а в ноябре - контракт на 112 миллионов долларов от того же NASA на запуск научно-исследовательского спутника в 2021 году.

Точки соприкосновения

Что мы имеем в остатке, если полагаться на эти данные: три компании (по сути, уже практически две), которые не приносят прибыли, с темпами роста, которые во многом зависят либо от политических решений нового руководства страны, либо от государственных заказов.

Насколько прав в этой ситуации Илон Маск, который пытается найти общий язык с администрацией Трампа, оценивать сложно. Хотя, если отбросить принципиальные позиции, лозунги и сантименты, с точки зрения бизнеса этот подход как минимум понятен.

Кроме того, у Маска и Трампа есть и другие точки соприкосновения, главная из которых - национальное производство. Новый президент США неоднократно заявлял, что Apple и другие технологические компании должны наладить производство внутри страны. Компании Маска уже воплощают этот призыв в жизнь: SpaceX строит ракеты в Калифорнии, а Tesla и Solar City ведут производство в Калифорнии и Неваде.

«Избранный президент делает упор на производство в США так же, как и мы. Здесь мы строим крупнейшую фабрику в мире, создавая рабочие места в США», - заявлял Маск в серии вопросов и ответов с аналитиками ранее в январе.

Наконец, не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что и Трамп, и Маск - успешные бизнесмены, в чем-то похожие по характеру, о чем не преминул заметить другой известный сторонник Трампа в Кремниевой долине, инвестор Питер Тиль. Хочется верить, что именно бизнес-рациональность и инновационное визионерство ляжет в основу сотрудничества Маска и Трампа, иначе обещанные главой Tesla и SpaceX революции задержатся еще как минимум на четыре года.

За Элоном Маском давно закрепилась слава бизнес-селебрити, его называют прототипом главного героя фильма Iron Man. Продав свои 11 % акций PayPal в рамках полуторамиллиардной сделки с eBay, Маск получил состояние, которое решил использовать на освоение космоса и развитие революционных технологий. Спустя десять лет и миллиарды долларов инвестиций его космические челноки полетели к МКС, а заправки для электрокаров Tesla стали появляться в крупнейших мегаполисах.

Однако за этими достижениями стоит не только предпринимательский талант Маска, но и мощная господдержка. На этой неделе Los Angeles Times подсчитала , какой объём субсидий получил Маск за время работы над проектами будущего. Оказалось, около 4,9 миллиарда долларов. The Village разобрался в причинах успеха бизнесмена.

Юный миллионер

Сын канадской модели и южноафриканского инженера, Элон Маск провёл детство на Чёрном континенте. Ему было девять лет, когда родители развелись и он остался с отцом в Африке. Через год, в 1980-м, он открыл для себя мир программирования, а через два года заработал первые 500 долларов на продаже своей программы.

Для того чтобы иметь возможность обосноваться в США, в 17 лет Маск уехал в Канаду и получил гражданство этой страны, поступил в местный университет, а потом перевёлся в Пенсильванию. В 24 года он поступил в Стэнфорд, но вместо изучения физики увлёкся стартапом и бросил университет.

Первую компанию он создал с братом. Zip2 разрабатывала интернет-сайты для разных фирм и СМИ, в числе её клиентов была и газета The New York Times. В 1999 году стартап купила AltaVista, и Маск получил первые 22 миллиона долларов от продажи своих активов.

Эти деньги он вложил в платёжный сервис X.com, который впоследствии превратился в PayPal. Разразившийся в начала 2000-х кризис доткомов не помешал предпринимателям продать стартап eBay. В 2002 году Маск заработал на этой сделке 165 миллионов долларов.

Из интернета в космос


Этот капитал позволил Маску войти в число самых влиятельных жителей Долины. Но вместо того чтобы создавать новый интернет-проект, в 2002 году он учредил SpaceX. Предприниматель мечтал вернуть интерес людей к космосу. Он сначала хотел снарядить экспедицию на Марс и несколько раз летал в Москву, чтобы уговорить российских космических функционеров продать ему обновлённую модель ракеты-носителя «Днепр». Но за неё просили слишком дорого, и Маск решил сам взяться за разработку таких ракет, которые сделали бы космос доступнее для бизнеса.

В 2006 году он стал соучредителем SolarCity, компании - разработчика солнечных батарей, призванных противостоять глобальному потеплению. А через два года предприниматель также вошёл в капитал Tesla Motors, производителя электрокаров, переживавшего нелёгкие времена в кризис.

Сейчас во всех связанных с именем Маска компаниях работает около 23 тысяч человек, его фабрики находятся в Калифорнии, Мичигане, Нью-Йорке, Неваде и Техасе. Стоимость его долей во всех бизнесах оценивается в 10 миллиардов долларов, но ни один из них пока не приносит прибыли.

Гранты, субсидии, льготы

Критики Маска говорят, что он просто удачно нашёл способ монетизации своих проектов. «Он определённо следует за государственными деньгами, - говорит Дэн Долев из Jefferies Equity Research. - Это хорошая стратегия, но однажды государство может перекрыть финансирование».

К примеру, американское правительство субсидирует 30 % стоимости создания солнечных батарей SolarCity за счёт налоговых льгот и субсидий. Компания отчиталась о получении гранта почти в полмиллиарда долларов из федерального казначейства США.

Штат Нью-Йорк выделил 750 миллионов долларов на строительство фабрики по производству солнечных панелей в Буффало. SolarCity будет арендовать её за доллар в год и сможет десять лет не платить налоги. Чиновники верят в проект и считают, что новая фабрика на месте закрытой сталелитейной сможет создать 3 тысячи рабочих мест.

SpaceX получил контракты от NASA и ВВС США на 5,5 миллиарда долларов, несмотря на то что сохранить разгонный блок ракеты-носителя для последующего использования пока не удалось.


Штат Невада помогает Tesla в строительстве завода для производства батарей, помощь оценивается 1,3 миллиарда долларов. Правительство также предоставляет налоговые вычеты покупателям электрокаров в Калифорнии.

Недавно Маск объявил о запуске нового проекта: Tesla Energy займётся выпуском аккумуляторных батарей для дома и бизнеса, которые будут подзаряжаться днём и отдавать энергию в тёмное время суток. Стоя на сцене, предприниматель под торжественную музыку рассказывал о том, как эти батареи смогут изменить потребление электричества. Но он не упомянул о том, что Tesla уже договорилась с правительством штата Калифорния о предоставлении 126 миллионов долларов субсидий для этого проекта.

Самого Маска подобные подсчёты сумм господдержки раздражают. Он говорит, что эти гранты были доступны всем, кто захотел бы на них претендовать. Разработки новых технологий довольно долго могут приносить предпринимателям одни лишь убытки - неплохо, если они могут получить помощь при создании полезных для всех проектов.

Источники: CNBC , Los Angeles Times
фотографии: Dan Taylor / Wikimedia Commons, SpaceX Photos , NASA / Bill Ingalls / Wikimedia Commons

Как это ни обидно, идеи одного американца значат для человечества больше, чем все изыскания членов Российской академии наук. © Official SpaceX Photos

Илон Маск входит в рейтинги самых влиятельных персон, лучших бизнесменов и лучших менеджеров. Область его интересов многогранна. Это ракетостроение — первый в мире частный космический корабль Dragon на частично многоразовой ракете Falcon регулярно летает к МКС, а через несколько лет, по проекту Маска, должен отправиться к Марсу. В планах и пилотируемая экспедиция.

Это создание электромобилей — капитализация компании Tesla Motors через несколько лет может достигнуть триллиона долларов. В 2013 году Tesla по объемам продаж обогнала люксовые Mercedes-Benz S-class, BMW-7 и Audi A8. Компания Маска покрывает Америку сетью заправок Supercharger, которые со временем будут заряжаться прямиком от солнца.

Это солнечные аккумуляторы для энергетики — компания Solar City опережает все мировые разработки в альтернативной энергетике.

Это информационные технологии — платежная система PayPal стала одной из самых популярных.

Один из последних проектов Маска — создание космического Интернета с прямым доступом к потребителю с помощью флотилии из 4000 легких, всего по 100 кг спутников.

Совокупная стоимость трех компаний Маска — Solar City, SpaceX и Tesla Motors — превышает $50 млрд.

Инженер Илон Маск формирует будущее в значительно большей степени, чем любой президент. Политики чаще толкают мир назад, а Илон Маск показывает путь вперед. Зоны влияния в современном мире определяются не столько главами государств, сколько такими людьми, как Стив Джобс и Илон Маск. Беда России в том, что нам некого посадить за стол переговоров с этими людьми.

К примеру, космический Интернет сделает смехотворными барьеры, которые воздвигают государства и спецслужбы на пути распространения информации, поставит крест на телевидении и бумажной прессе, изменит социальную инфраструктуру общества. Или энергетика — Илон Маск уже объявил о создании промышленного солнечного аккумулятора Powerpack на 100 кВт. Это в три раза больше, чем потребляет за день американская семья. Два миллиарда таких аккумуляторов решат проблему перехода всей планеты на возобновляемую энергию, что нанесет сокрушительный удар по сырьевым экономикам и нефтяным компаниям.

Понятное дело, Россия не приходит в восторг от разработок Маска. Безнадежно проиграв конкуренцию в области высоких технологий, наши эксперты при каждом удобном случае язвительно комментируют западные инновации. Но, как это ни обидно, для человечества идеи Маска значат больше, чем все изыскания действительных членов Российской академии наук, единственным достижением которой за последнее время стала структурная реформа.

Пока мы комментируем, Маск залпами опровергает скептиков. Первый в мире частный корабль Dragon и ракета Falcon 9 вытесняют из американской космонавтики российские «Союзы» и «Протоны». По государственным контрактам SpaceX получила $3,2 млрд — больше, чем бюджет Роскосмоса. На 2017 год запланирован первый пилотируемый полет Dragon к МКС. А для того, чтобы составить конкуренцию «Протону», надо снизить стоимость старта Dragon со $133 млн до $60 млн. При скоростях, которыми движется от успеха к успеху Маск, решение не за горами.

Миллиардер и инженер Маск — не просто экономическая угроза для России. Он хуже, чем бельмо на глазу, и больнее, чем заноза под ногтем. Годами мы говорим о необходимости рывка в высоких технологиях, подъеме науки, об инновациях и экономике знаний. Но результата не видно, что доказывает то, что высокие технологии не нужны нашей экономике, а редкие попытки инноваций отторгаются, как чужеродный орган.

Купец Савел Дикой в «Грозе» куражился над механиком Кулигиным: «Что я тебе — ровный, что ли! <…> Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю».Старт с занесением в личное дело

В России разработка отечественного электромобиля на средства миллиардера Прохорова сопровождалась издевками и была закрыта через пять лет мучений и терзаний. А по миру уже бегает 80 тысяч электромобилей Tesla. Многолетние попытки нашего последнего Нобелевского лауреата Жореса Алферова запустить в России солнечную энергетику результата не дали. Может, дело не в талантах, а в условиях, которые их окружают? Инноваторы уперлись головой в низкий бетонный потолок.

Наши олигархи, а по числу миллиардеров Россия на втором месте в мире, сколотили состояние на торговле недрами. И нет ни одного, кто обогатил бы мир чудесным изобретением. Не потому ли среди космических туристов на наших кораблях не было ни одного российского миллионера? Американцев — много, и каждый ставил в космосе научные эксперименты. Даже частных инвестиций в космонавтику при всех разговорах о том, что это наша национальная гордость, не наблюдается. Наши миллионеры крепко стоят на земле, цепляются за почву и витать в научных эмпиреях не желают. Лучше остаться на траве у дома…

Сегодня Илона Маска в России сочли бы белой вороной и быстро бы заклевали. Птица не из нашей стаи. И пока оснований надеяться, что у нас появится свой Иван Маск, не видно.

Сергей Лесков

Имя Илона Ривса Маска, 44-летнего миллиардера, ассоциируется с революционными проектами в сфере ракетостроения, энергетики и инфраструктуры, которые бросают вызов настоящему, определяя наше будущее.

ItWorked собрал главные принципы известного предпринимателя, которые стали залогом его ошеломительного успеха.

1. С детства тренировать предпринимательскую жилку

Предпринимательская жилка обнаружилась у Илана, когда ему было от роду 12 лет. Получив на 10-летие в подарок компьютер, юноша использовал его с максимальной пользой - научился программировать. Причем настолько успешно, что к 12 годам создал свою первую видеоигру и продал ее за $500.

2. Инвестировать, а не накапливать

Первые самостоятельно заработанные деньги будущий бизнесмен потратил не на прожигание жизни в удовольствие, а вложил в акции фармацевтической компании.
Свой первый бизнес - Zip2, специализирующийся на программном обеспечении для новостных компаний, он через 2 года после основания продал производителю персональных компьютеров Compaq.

Вырученные деньги были вложены в проект X.com, из которого потом вырастет платежная система PayPal.

«Мне нравится участвовать в проектах, которые меняют мир. Это сделал интернет, и космос, вероятно, изменит мир больше, чем что бы то ни было. Если человечество сможет выйти за пределы Земли, очевидно, что там будет его будущее»

3. Рисковать, имея запасной план, и не сдаваться

В 2002 году Маск основывает компанию SpaceX с миссией сократить расходы на полеты в космос и колонизация Марса.

«В ракетостроении нет ничего по-настоящему дорогостоящего. Проблема лишь в том, что те, кто занимались ракетостроением в прежние времена, делали это с чудовищно низкой эффективностью»

Планируя запуск ракет в космос, Маск отдавал себе отчет: маловероятно, что первая попытка будет успешной.
Потому инвестированных $100 млн. должно было хватить сразу на три запуска. Но все они в последствии оказались провальными.

Стоя перед своим коллективом, который решил, что всему конец, Маск сказал, что уже нашел новые инвестиции, а значит работа продолжается.

«Я, со своей стороны, никогда не сдамся, вообще никогда»

Четвертый запуск прошел успешно.

4. Делать ставки на перспективные отрасли

Компанию Tesla создали в 2003 году Мартин Эберхард и Марк Тарпеннин. Они поставили за цель - полный отказ от использования топлива в автомобиле. Маск заинтересовывается компанией, делает свои первые инвестиции в нее и становится председателем совета директоров.

«Говоря о бизнесе, я думаю, лучше всего начинать в низшей точке и выходить на рынок на пике, чем наоборот»

Путь к успеху у компании был тернистым, один провал следовал за другим. К примеру, когда компания от разработки была готова переходить к серийному выпуску, ее атаковали критики и существенно подмочили репутацию.

Руководители Tesla рискнули взять взаймы у американского правительства полмиллиарда долларов с рассрочкой до 2022 года. Но презентованная в 2009 году Tesla Model S имела ошеломительный успех и взвинтила акции компании на 1229%. В итоге кредит был погашен досрочно, в 2013-м.

5. Находить возможности и расставлять приоритеты

Одним из направлений, которое попадало в круг интересов Маска, являлись солнечные энергосистемы. Но он понимал, что на все его не хватит.
В итоге, Илан полностью посвящает себя Tesla и SpaceX, а к проекту SolarCity подключает двоюродных братьев Линдона и Питера Райв.

Это один из сопутствующих проектов предпринимателя, цель которого не прибыль, а укрепление позиций в отрасли и получение нового нужного для других проектов опыта.

6. Объединять проекты ради перспективной синергии

Маск взаимосвязывает свои проекты. К примеру, SolarCity производит электрозаправки для Tesla и будет производить солнечные панели для инновационного проекта Hyperloop, который призван стать воплощением амбиции Маска создать «пятый вид транспорта».

7. Работать 100 часов в неделю

Главным направлениям в бизнесе Маск посвящает без малого 100 часов в неделю. Когда его однажды спросили, в чем секрет его успеха, он ответил:

«Просто вкалывайте, как черти. Если другие работают 40 часов в неделю, а вы пашете 100, то даже делая одни и те же вещи, вы сможете достичь результата в 2,5 раза быстрее. То, на что другим потребуется год, вы сможете сделать за 4 месяца. Но если вы ленивый, то не теряйте времени на то, чтобы запустить свой бизнес»

8. Работать не просто много, но продуктивно

Для высокой эффективности Илан Маск принял определенные решения относительно режима работы. По понедельникам он находится в Лос-Анджелесе на базе SpaceX, по вторникам и средам в Сан-Франциско в офисе Tesla. К четвергу Маск возвращается в Лос-Анжелес, а пятница у него разделена между SpaceX и дизайн-студией Tesla, которая находится за углом от офисов SpaceX.

Кроме того, Илон - жесткий руководитель. В его команде только самые талантливые и готовые выполнять нереальные задачи, а с неугодными расстается без экивоков.

«Я новичок в бизнесе, но не моя команда. Я бы сказал, что история не видела космической компании лучше. Не думаю, что когда-либо существовала группа таких талантливых людей, собравшихся в одном месте, в одной компании, работая над созданием ракеты»

Маск выстроил доверительную систему обратной связи - прислушивается к мнению людей из окружения.
Часто объединяет задачи, к примеру, на совещании он может пообедать и ответить на важные письма. В его графике нет места отдыху за исключением 5-минутных перерывов.

По признанию бизнесмена даже время, которое он проводит с сыновьями, которых у Илана 5, он все равно совмещает с работой.

Один из главных советов, который дает Маск:

«Постоянно задавайте себе вопросы, думайте о том, как делать что-то лучше. Критика далеко не всегда приятна, но от нее будет только лучше»

Поможет ли решение совета директоров сделать компанию самой дорогой в мире - или сэкономит на гонораре генеральному директору.

В закладки

Для миллиардера, который сам сколотил своё состояние, Илон Маск, похоже, мало что знает о том, как зарабатывать деньги - по крайней мере, для себя. По новым правилам зарплата и компенсационный пакет генерального директора Tesla полностью зависят от его способности превратить начинающего автопроизводителя в одну из самых ценных компаний в мире. А ещё от долгосрочного роста рыночной стоимости, доходов и прибыли.

Работа Маска будет оплачиваться акционерными опционами, которые разделены на серию в 12 траншей на предстоящие десять лет. Чтобы получить каждый из них, Маск должен достичь двух поставленных целей, одна из которых связана с рыночной стоимостью Tesla, а другая - с доходами и прибылью компании.

Для каждого транша рыночная стоимость Tesla должна увеличиваться на $50 млрд. Если Маск сможет реализовать все 12 целей и увеличить текущую стоимость Tesla, составляющую $59 млрд, до поразительных $650 млрд, его премия может составить $55 млрд. Это хорошая для него новость.

Если в течение следующих десяти лет стоимость Tesla вырастет на 80% или 90%, то моя компенсация будет равна нулю.

Илон Маск

Газете The New York Times

Маск получает минимальную заработную плату в соответствии с законами Калифорнии, но он сказал Times, что не обналичивает чеки.

Это, скажем так, сильный шаг. Times назвала это, возможно, «самым смелым планом оплаты в корпоративной истории». Впрочем, Business Insider посчитал его бредовым. Потому что, несмотря на 17-кратное увеличение доли Tesla на рынке за последние несколько лет, она далека от прибыльности.

В какой-то момент в прошлом году Tesla теряла около $8 тысяч каждые 60 секунд, если верить Bloomberg News. У компании есть давняя склонность пропускать установленные дедлайны, иногда - на несколько лет. Только в этом месяце Tesla во второй раз отложила дату выпуска Model 3 - автомобиля, который может помочь компании стать прибыльной или разрушить её.

Компенсационный пакет ещё должен быть одобрен акционерами, но если инвесторы согласятся с этим, для них это отличная новость: либо Tesla становится одной из самых успешных компаний в мире, либо экономит на зарплате генерального директора. Это потенциально полезно и для сотрудников, каждый из которых имеет в компании долю и лично заинтересован в её успехе.

Но для компании, чья идентичность связана с её генеральным директором, это весомая ставка на будущее. Это подталкивает Маска к радикальному успеху. Возможно, за счёт создания стабильного, достаточно прибыльного бизнеса. Есть много причин думать, что Маск не сможет даже приблизить Tesla к этим целям. И совсем немногие думают иначе.

Начнём с того, что Tesla - необычный автопроизводитель. Под руководством Маска вокруг компании выстроилась база поклонников, чья поддержка граничит с фанатизмом.

Сотни тысяч людей внесли залог в $1000 за Model 3 в 2016 году - более чем за год до того, как была озвучена спецификация, представлен интерьер и названа окончательная цена. Компания смогла преодолеть финансовый кризис 2008 года, который заморозил венчурное финансирование и подорвал рынок автопродаж.

Благодаря Tesla сменился популярный образ электромобиля - теперь это не гольфкар, а спортивный автомобиль. Компания создала первый полуавтономный автомобиль и впервые использовала беспроводное обновление программного обеспечения, чтобы улучшить уже проданные автомобили.

Отличная работа, но всё это не может убедить акционеров в том, что Tesla в состоянии заработать огромную сумму денег в автопромышленности - отрасли с вековой историей, где конкуренты давно освоили управление сложными цепочками поставок, умеют работать в условиях ограниченной прибыли и соблюдать дедлайны. И теперь они применяют эти глубокие знания для создания своего собственного продвинутого оборудования и полуавтономных функций.

Возможно, преимущества конкурентов не имеют значения. Tesla - не автопроизводитель, или, по крайней мере, не только автопроизводитель. Она хочет стать вертикально интегрированной энергетической компанией, которая продаст вам солнечные батареи, чтобы поставить их на крышу.

И вы сможете производить свою собственную чистую энергию, использовать её, чтобы получать сумасшедшее удовольствие от управления автомобилем, и сохранять остатки энергии в гигантской батарее.

Чтобы подчеркнуть изменения, в феврале 2017 года Маск отбросил слово Motors из оригинального названия компании. Однако он не объяснил, как подобная вертикальная интеграция поможет Tesla в итоге.

Ничто из этого не имеет значения, потому что необычный компенсационный пакет Маска не делает ставку на Tesla как на автопроизводителя или на энергетический мегарынок. Это ставка на Илона Маска - провидца, человека, который видит невероятное будущее и заставляет людей поверить, что оно наступит.

Яркое сочетание предвидения и убедительности Маска всё более привлекательно сейчас, потому что всё вокруг стремительно меняется. Автомобили ездят сами. Всё больше людей не хотят владеть автомобилем.

Во множестве стран власти идут к запрету двигателя внутреннего сгорания. Каждый генеральный директор в автомобильной отрасли знает об этом и ломает голову, как поставить свою компанию в выгодное положение или как минимум выжить. Сейчас легче представить мир без General Motors или Ford, чем в самые тяжёлые дни рецессии.

Из-за этой шумихи и вышло, что срывы поставок Tesla и проблемы контроля качества имеют значение меньше, чем её уже легендарная репутация по созданию того, что кажется невозможным: сделать электромобиль классным, сделать самоуправление реальным, превратить обычных граждан в армию суперфанатов.

Другими словами, создание возможностей там, где другие их не видят. Стоит отметить, что Ford уволил генерального директора Марка Филдса в мае 2017 года главным образом потому, что тот не смог предложить чёткий путь в новое будущее.

Никто не знает, как изменится мир автомобилей, энергии и мобильности в ближайшие несколько лет или десятилетий. Но если для того, чтобы понять, вам нужно сделать ставку на кого-то и в процессе купаться в деньгах, имеет смысл выбрать Tesla.

Если компания ставит такие грандиозные цели, она будет достигать их не как автопроизводитель или поставщик энергии, а как компания, предлагающая будущее. И это будет сделано под руководством Маска, у которого точно найдётся несколько убедительных и странных идей о том, что делать с его премией в $55 млрд.

Похожие публикации