Экспресс метод изучения таблицы умножения. Эта простая хитрость в два счета научит твоих детей умножению! Каникулы не испорчены

Ну почему раньше я не видела этой методики?!

И теперь не понимаю, почему в школе заставляют ЗУБРИТЬ ее, долго и мучительно, вместо того, чтобы вот так легко и весело научить детей пользоваться таблицей умножения?!

На летних каникулах очень удобно учить таблицу умножения. Простые и логичные правила помогут вашему ребенку понять и надолго запомнить результат.

Родители школьников часто задаются вопросом: Как быстро и легко выучить таблицу умножения ? Люди изучают таблицу по разным причинам, но чаще всего просто потому, что требуется для школы. А зачем это требуется?

Таблицу умножения используют:


  • Чтобы проводить вычисления с многозначными числами в уме или на бумаге без калькулятора. Пример: чтобы умножить 42*78, надо использовать четыре «факта» из таблицы умножения, плюс знание десятичной системы

  • Чтобы видеть глубокие связи в математике и развивать свою «математическую интуицию»

К обеим целям (но на гораздо более высоком их уровне, чем позволяет традиционное вызубривание таблицы) можно прийти приятными, математически интересными и педагогически обоснованными «дорогами». Скорость этого путешествия лучше, конечно, выбирать индивидуально. «Четыре дня» из содержания — это примерная оценка, рассчитанная по следующим условиям:


  • Ученик понимает количественные отношения в пределах первых двух сотен, умеет складывать и вычитать, и понимает, что такое умножение (например, видит 3*4 как три группы по четыре предмета), но не помнит таблицу наизусть

  • Дети играют с ментором индивидуально или в маленьких группах

  • Все ученики заинтересованы в изучении этой темы

Если дети еще не знают, что такое умножение, или только учатся оперировать большими числами, наши материалы можно использовать, но подход и скорость лучше модифицировать.

Из сотен существующих трюков и методов, связанных с таблицей умножения, мы выбирали по двум критериям. 1 — трюк короткий, не больше двух шагов (из-за этого, например, отсеялась система Трахенберга); и 2 — для трюка существует математически доступное объяснение-доказательство. То, что осталось в результате, легко запомнить, легко понять, и легко использовать!

Задачки рассчитаны на обсуждение с ментором или с другими учениками и с ментором, скорее чем на самостоятельное решение. Они могут привести к довольно продвинутой математике, которую ученик сам может или не заметить, или не суметь оформить в словах.

День 1

Начинаем учить таблицу умножения. Бесплатные клетки …и остается 36 примеров!

Вот обычная таблица умножения для целых чисел от нуля до десяти:

Для выучивания наизусть выглядит страшновато. Сто отдельных фактов! Зубрить их так долго и скучно… А на самом деле, сколько фактов надо запомнить, чтобы знать всю эту таблицу? Не сто, это точно. Внимательно и долго, пока не надоест, изучайте таблицу, и вы найдете множество интересных идей для трюков и методов быстрого запоминания.

Задача 0 . Изучив таблицу, найдите как можно больше способов научиться использовать факты из нее без зубрежки. Многие математики, и не только они, работали над нахождением таких методов, так что на самом деле зубрить придется гораздо меньше, чем сто фактов. А сколько, по вашим оценкам? Запомните свой ответ…

Начинаем внимательно смотреть, и видим, что таблица симметричная. Ведь 4*8=8*4, a 9*6=6*9, и так далее. Чтобы все не перечислять, запишем это наблюдение словами:

Если одно число умножить на второе, то ответ такой же, как если второе число умножить на первое.

То есть часть таблицы нам дается совершенно бесплатно! А какая часть? Если сказали «половина», почти угадали. На самом деле симметрия нам дает 45 бесплатных «фактов».

Задача 1 . Почему именно 45? Найдите 3 разных способа подсчета. Сколько «бесплатных» фактов даст симметрия таблицы умножения до 20*20? До 30*30?

Есть еще два числа, на которые умножать очень легко. Это 1 и 10.

Задача 2 . Почему умножать на 1 легко, понятно, правда? А почему так просто умножать на 10? Подказка — подумайте о других системах счисления, например, шестнадцатиричной.

Вычеркнем и умножение на эти числа из списка тех, что надо вызубрить. На таблице эти «бесплатные» факты теперь показаны очень светлым серым. И вот что останется:

В конце первого дня одним из методов из Задачи 1 подсчитываем, сколько нам осталось выучить фактов. Ну что, уже не так страшно? Тогда ждем следующего дня умножения!

День 2

Дважды два — четыре …и остается 21 факт!

Удваивать легко. Ученые даже считают, что удваивание «запрограммированно» в мозгу человека (и некоторых животных), наравне с различением понятий «большой — маленький» или «один-много». Малыши учаться удваивать, деля конфеты на двоих, считая туфельки и перчатки, рассматривая предметы в зеркале… Чтобы умножить на два — сложите число с самим собой! А чтобы умножить на четыре? Умножить на четыре — это все равно что умножить на два два раза. То есть для уножения на четыре, удваиваем число (это легко), а потом удваиваем результат.

Задача 3 . Как использовать этот же принцип для умножения на 8, на 16 и т.д.? Числа в этом «и т. д.» называются «степени двойки». Первая степень — 2, вторая — 4, третья — 8… Продолжайте этот ряд, пока не надоест. А какая степень двойки — число 64? Ответ на этот вопрос называется, на математическом языке, «нахождением логорифма числа 64 по основанию 2″.

Так что для умножения на два и четыре зубрить ничего не надо. Как и для умножения на восемь, но это уже знаимает три шага (потому что восемь — третья степень двойки, смотри Задачу 3), так что умножение на 8 мы прибережем для другого трюка. А пока, давайте закрасим факты, от зубрежки которых нас спасает удвоение и умножение на 4 с помощью удвоения, светло-голубым:

Смотрите, как мало осталось темных клеточек в таблице — зато впереди много интересной математики. До встречи в третий день.

День 3

Универсальный способ и умножение на 5 …и остается 10 клеточек!

Результаты умножения на пять можно научиться быстро добывать без зубрежки, причем несколькими разными способами. То есть можно выбрать для использования самый симпатичный вам способ.

Делить пополам (поровну) почти так же легко, как удваивать. Вывод: чтобы умножить на пять, умножайте на десять и потом делите на два. Например, пять умножить на восемь равно половине от восьмидесяти. Пять умножить на четыре равно половине от сорока.

Задача 4. А почему, собственно, мы «имеем право» так делать? С математической точки зрения…

Еще один способ умножения числа на пять: если число четное, приписываем ноль к половине числа. Если число нечетное, приписываем пять к половине предыдущего числа. Например, чтобы умножить восемь на пять, приписываем ноль к половине от восьми. Чтобы умножить семь на пять, приписываем пять к половине от шести.

Задача 5. Почему этот способ работает? Чем он отличается от первого способа? (Подсказка: ничем! С математической точки зрения…)

А вот обещанный универсальный способ умножения. Он работает для всех без исключения чисел, но для большинства из них слишком медленно. Просто считаем не по одному «Один, два, три…» а по числу, которое умножаем, столько раз, на сколько умножаем. Попробуйте это сделать для 7*8: «Семь, четырнадцать, двадцать один, двадцать восемь, тридцать пять, сорок два, сорок девять, пятьдесят шесть» Трудно, правда ведь? И медленно… А теперь попробуйте 5*8: «Пять, десять, пятнадцать… …сорок». Просто и быстро!

Задача 6, психологическая. Как вы думаете, почему людям легко считать пятерками?

Кстати, тройками тоже считать нетрудно: три, шесть, девять… (почему, как вы думаете?). В конце третьего дня перекрасим свето-фиолетовым клеточки, которые теперь можно не зубрить: все умножение на пять и умножение на три. Вот что останется:

Осталось немного клеточек, но зато — самые трудные, говорите вы? В следующий день вы с ними одним махом расправимся!

День 4

Трюки на пальцах …И все клеточки закрашены!

Этот очень красивый трюк пришел откуда-то с Востока, как и многие другие замечательные математические идеи (например, идея нуля). Предполагается, что умножать числа от двух до пяти вы уже умеете (чтобы научиться, можно воспользоваться идеями первых трех дней). На пальцах будем перемножать числа от шести до девяти.

Пронумеруйте пальцы обеих рук: большие — 5, указательные — 6, средние — 7, безымянные — 8, мизинцы — 9. Для начала можно написать цифры на ногтях фломастером. Положите руки перед собой на стол ладонью вниз — и «аналоговый компьютер» готов! Скажем, умножаем 7*8: сведите палец номер 7 на левой руке и палец номер 8 на правой, положите эти касающиеся пальцы вдоль края. Свисающие пальцы (2 на левой руке и 3 на правой) считаем десятками — 50.

Пальцы на столе перемножаем: 3 с левой руки умножить на 2 с правой — получается 6, вот и ответ: 7*8=56. Еще пример: 9*8. Касаемся пальцами номер 9 на левой и номер 8 на правой руках. Перед касающимися пальцами осталось 7 пальцев (4 на левой, 3 на правой) — это 70. Остальные перемножаем: 1 на левой на 2 на правой — получается 2, и ответ — 72. То есть пальцы перед касающимися двумя всегда считаем десятками, а остальные перемножаем левую руку на правую. После третьего-четвертого умножения получается очень быстро и ловко.

Задача 7. Почему этот трюк работает? Мы знаем три разных доказательства — а может, вам удастся найти не только их, но и другие доказательства?

Давайте теперь перекрасим клеточки с результатами, которые мы можем добыть из последнего трюка, в светлый оранжевый цвет. Вот это да! Зубрить-то ничего и не осталось — вся тая закрашена! Это значит что мы наконец то выучили таблицу умножения.

Выучить таблицу умножения в свое время пытался практически каждый человек, если, конечно, речь идет о цивилизованных странах. Очевидно, что подавляющее большинство успешно справилось с этой задачей, хотя иногда встречаются люди, которые в зрелом возрасте не помнят таблицу умножения. Скорее всего, такие уникумы толком ее и не знали никогда, поскольку мало кто будет спорить с утверждением, что знать таблицу умножения в детстве, это примерно тоже самое, что научиться кататься на велосипеде и если ты уже овладел этим мастерством, то оно остается с тобой на всю жизнь. Тем более, что человек регулярно в своей повседневной жизни сталкивается с необходимостью подсчитывать что-либо в уме, даже несмотря на то, что практически у каждого в мобильном телефоне сегодня есть калькулятор.

Но согласитесь, что постоянно пользоваться помощью технических средств, при элементарных подсчетах выглядит странно и говорит, по крайней мере, для многих, о недостаточной образованности человека. Это все равно, что заглядывать в словарь по ходу разговора в поиске нужных слов или ехать за рулем автомобиля держа перед глазами правила дорожного движения. Многие, наверное, не согласятся с такими сравнениями посчитав их неадекватными, но тот факт, что данная таблица очень даже пригодится в жизни оспаривать не будут. И то, что ее обязательное заучивание наизусть остается в современной школьной программе, подтверждает полезность освоения навыка устного счета, который, кроме очевидной его практической пользы, является также замечательным инструментом тренировки памяти.

Кстати, интересно будет узнать, что данная таблица впервые появилась в школьной программе в средневековой Англии. В то время она отличалась от хорошо известной нам тем, что счет в таблице велся (и ведется до сих пор) до 12, что объясняется особенностями английской системы мер длины, где 1 фут равен 12 дюймам, кроме того, и в денежной единице Великобритании шиллинге содержится именно 12 пенсов. Так что английским детям значительно сложнее, чем нашим быстро овладеть таблицей умножения, хотя это вряд ли успокоит родителей, которые пытаются заставить свое чадо зубрить этот скучный набор цифр.

Поэтому, предлагаем вашему вниманию несколько рекомендаций, как родители могут помочь своим детям в освоении навыка умножения в уме, ведь для многих эта задача кажется просто непосильной.

Нужная обстановка

Для эффективного рабочего процесса, необходимо выбрать удачное время и место. Так, если ваш ребенок слишком устал после школы или попросту голоден, то «грызть гранит науки» он явно не готов и занятия не дадут желаемого эффекта. Важно подойти к заучиванию таблицы умножения с максимально возможным запасом энергии и, что будет совсем нелишним, с энтузиазмом.

Для этого целесообразно использовать какие-то стимулы, но не материального характера. Как лучше поощрить своего ребенка за успехи в изучении могут знать лишь родители, и универсальных советов здесь быть не может, но можно сказать, что если вы даже просто выразите словами радость от успехов вашего чада, то это может стать хорошим стимулом для него добиться успеха в будущем.

Наверное, не стоит говорить, что для успешного обучения необходимо исключить все отвлекающие факторы, такие как телевизор или смартфон и заниматься в полной тишине, чтобы ребенок был сосредоточен только на цифрах. Не нужно забывать и о паузах в учебе, если становится заметным появление усталости. После перерыва занятие следует начинать с повторения уже выученного ранее.

Кроме того, не стоит ограничивать занятия временем, просто нужно постоянно поддерживать в ребенке стимул к учебе. Для этого необходимо устраивать ему небольшие экзамены на протяжении всего дня, задавая вопросы по уже выученному материалу. Например, если вы накануне освоили умножение на три, то и проверяйте, как ребенок выучил таблицу умножения только до этой цифры, не опережая события и не пытаясь попутно заставить его запоминать примеры со следующей цифрой. Переходите к ней только тогда, когда ребенок уверенно и без запинки отвечает на уже пройденный материал.

Основные правила

Многие родители начинают учить своих детей таблице умножения еще в дошкольном возрасте, но в школе их будут учить по своему методу, скорее всего отличному от вашего. Поэтому, лучше придерживаться школьного метода и дома, если конечно ребенок уже не выучил таблицу до школы. Прибегать к другим методам запоминания таблицы умножения целесообразно лишь тогда, когда тот способ, каким детей обучают в школе, не подходит вашему ребенку, и ему тяжело пользуясь школьным методом усвоить материал.

Ниже приведены примеры, ориентируясь на которые можно понять, по какому пути двигаться в изучении:

  • Начинать следует от наименьших цифр, двигаясь по порядку: 0, 1, 2 и так далее, давая информацию постепенно, не форсируя обучение, что даст возможность ребенку хорошо запомнить правила. Нужно понимать, что дети вначале учат таблицу наизусть и лишь со временем начинают понимать алгоритм.
  • Объясняйте ребенку сам принцип умножения, применяя при этом форму сложения, с которой наверняка он уже знаком, если приступил к таблице умножения. Пример: 2х5 = 2+2+2+2+2. Это научит ребенка не только запоминать таблицу, но и понять, откуда берется результат умножения.
  • С первого урока нужно показать на примерах принцип коммутативности. Имея перед собой таблицу, продемонстрировать наглядно, что перестановка элементов не влияет на результат и 4х6 то же самое, что и 6х4. Таким образом, ребенок увидит, что учить ему придется фактически лишь половину таблицы умножения, что наверняка придаст ему больше энтузиазма.
  • Старайтесь в процессе изучения таблицы максимально уменьшать принцип механического запоминания, обращая внимание на разные закономерности. Это также нужно показывать наглядно. Так, сразу бросается в глаза, что все умножения на цифру 10 заканчиваются нулем и чтобы получить результат не нужно ничего запоминать, а просто добавить 0 к умножаемой на 10 цифре. То же самое касается и цифры 5, результаты умножения также заканчиваются либо на 5, либо на 0. Таким образом, ребенок увидит, как кажущаяся вначале неимоверно большой, а значит трудной к запоминанию, таблица еще значительно уменьшилась, и добиться успеха стало гораздо легче. Второй пример: умножение на цифру 5 вдвое меньше чем цифру 10. Может оказаться, что вашему ребенку будет легче запомнить, что 4х5=20 умножив вначале 4х10=40 и разделить результат пополам. Еще один пример: для умножения на 4 можно просто дважды умножить на 2. Так, чтобы 8 умножить на 4, можно вначале умножить 8х2=16 и затем полученный результат вновь умножить 16х2=32. Таких закономерностей можно найти сравнительно много и чем больше их узнает ребенок, тем легче ему будет выбрать самый подходящий именно для него.
  • Полезно будет объяснить ребенку, что если, например, он забыл, сколько будет 7х8, но помнит, что 7х7=49, то ему необязательно напрягать память, а достаточно просто к 49 прибавить еще одну семерочку и получить 56. Этот способ особенно хорошо работает с таблицей на 9, только в этом случае нужно не прибавлять, а отнимать. Пример: 9х7=63 достаточно сложно запомнить, а вот 10х7=70 элементарно просто и, чтобы получить правильный результат, достаточно просто отнять 7 от 70 и получить 63. Но следует иметь в виду, что подобный метод стоит применять как дополнительный и допустимый только в том случае, если ребенок не может вспомнить таблицу. Гораздо лучше, если все-таки результаты умножения всплывают в памяти автоматически, а не требуют дополнительных математических подсчетов. Именно поэтому мы и не упоминаем здесь умножение с помощью пальцев. Данный метод был достаточно популярен в прошлом, да и сегодня есть люди, которые учат умножать своих детей именно таким образом. Возможно, он и имеет право на существование, но это больше напоминает умножение на калькуляторе, чем устный счет.

Закрепление результата

Необходимо осознать, что в случае с заучиванием таблицы умножения более важным является конечный результат, а не скорость обучения. Важно, чтобы таблица навсегда осталась в памяти ребенка и лучший здесь способ – это многократное повторение.

Не стоит форсировать процесс запоминания, делая частые паузы, чтобы излишне не утомлять ребенка, что может вызвать элементарное чувство отвращения и тогда достичь результата будет еще сложнее. Можно попробовать превратить занятие в некую игру, что сделает обучение веселым и увлекательным. Так пример, можно вспомнить игру бинго или лото, когда поделенную на квадраты с цифрами карточку заполняют фишками. Каждый имеет свою карточку с 36 квадратами и нанесенными на них разными цифрами. Если ведущий называет, например 3х5, и на вашей карточке есть число 15, то вы закрываете соответствующий квадрат и так далее. Выигрывает тот, кто первым закроет всю свою карточку.

Кому-то может понравиться запоминание таблицы умножения в форме стихотворения. Например, можно порекомендовать стихи Казариной М. или Усачева Д. Можно использовать в занятиях современные гаджеты, ведь в сети предлагается много различных игр и викторин на эту тему. Занятие на смартфоне или ноутбуке наверняка заинтересует вашего ребенка, тем более, если оно будет проходить в форме игры или соревнования.

Ну и не забывайте хвалить своего малыша за достигнутый успех, что, безусловно, будет стимулировать его к достижению конечной цели. А конечная цель – это тот уровень запоминания, когда ребенок начнет уверенно отвечать на любой вопрос из таблицы умножения и тогда уже можно переходить на двухзначные цифры.

В любом случае, для успеха изучения потребуется терпеливость и настойчивость, как со стороны родителей, так и детей. Ежедневные занятия обязательно принесут результат и ничего страшного нет в том, что если вашему ребенку потребуется больше времени на запоминание, чем кому-то из его одноклассников. Все дети имеют разные способности и ваш наверняка даст фору остальным в чем-нибудь другом. А в данном случае более важным является то, чтобы таблица умножения отложилась в памяти человека на всю жизнь, а не то, как быстро он ее выучит.

Почему-то мы, взрослые, вспоминая, как нас родители заставляли зубрить эти странные колонки с различными цифрами и числами, думаем, что изучение таблицы умножения для ребенка - это одно их самых страшных заданий, которое можно сравнить разве что с наказанием. Однако это не так, и выучить таблицу умножения можно быстро и легко, ведь существует масса интересных способов. Вот только перед тем, как заняться зубрежкой обычной таблички умножения с сыном или дочкой, тебе, мама, придется разобраться в том, кем является твой малыш: визуалом, кинестетиком, аудиалом или дискретом (дигиталом).

Нет-нет, не пугайся! Это не названия каких-то неврологических или психических заболеваний. Просто все мы по-разному воспринимаем полученную информацию, и дети - не исключение. К тому же, не только воспринимаем, но и запоминаем, а также воспроизводим в памяти. И от того, к какому типу восприятия мы относимся, зависит и скорость запоминания. Почему это важно знать? Таким образом ты сможешь подобрать наиболее эффективный и быстрый способ, который поможет ребенку выучить таблицу умножения в максимально короткие сроки. Итак:

  • Ребенок-визуал воспринимает поступающую к нему информацию через зрительные каналы, то есть, с помощью глаз. Обычно такие дети легко и цветовой гамме, в размерах предметов. Часто увлекаются лепкой, рисованием, вязанием, складыванием пазлов и прочими занятиями, в которых задействованы руки и пальцы. Им не нравится, когда кто-то им читает книги (то есть аудиосказки не подходят), потому что обожают просто рассматривать в них картинки.
  • Ребенку-аудиалу информация из окружающего его мира большей частью поступает через слух. Такие детки рано начинают говорить, у них большой словарный запас, потому не удивительно, что уже с двух лет они строят четкие осмысленные предложения. Обожают музыку, вести рассудительные беседы, спорить и что-то доказывать. Очень общительны и обладают врожденным даром убеждения. Не любят толпы людей, активные игры и рассматривание картинок.
  • Для ребенка-кинестетика познание мира заключается в его исследовании с помощью движений и прикосновений. Он очень активный, постоянно находится в движении, и не удивительно, что рано начинает ползать и ходить. Излюбленные занятия - бег, прыжки, кувырки. На одном месте долго его не удержишь! Для кинестетика важны любые прикосновения, особенно обнимашки. Все новое такое чадо познает через ощупывание, облизывание (не удивительно, что тебе все время приходится его одергивать, чтобы вытащил игрушку или ручку изо рта), ему нужно обязательно все потрогать.
  • Психотип дигитал (дискрет) до младшего школьного возраста проявляется крайне редко. Отличительными его особенностями является рассудительность и желание всю полученную информацию разложить «по полочкам» - структурировать согласно логическому и здравому смыслу. Такие малыши с раннего возраста увлекаются играми, в основе которых лежит решение логических задач, построение логических цепочек, исследование. Не удивительно, что из них вырастают отличные программисты и ученые.

Если ты узнала своего ребенка в каком-то из этих психотипов, то теперь дело осталось за малым: нужно всего лишь подобрать правильный тип заданий, и твой будущий второклассник легко и с удовольствием выучит таблицу умножения.

Как быстро выучить таблицу умножения с ребенком-визуалом?

Как ты поняла из описанных выше особенностей твоего младшего школьника, для него важна именно картинка, яркая и красочная. Поэтому лучшим способом заучивания для него станут, например, игры-раскраски. К счастью, в книжных магазинах есть готовые тетрадки. А если не хочется тратиться или лень бежать за ними, то на просторах Интернета есть масса заданий подобного типа. Нужно всего лишь распечатать их на цветном принтере и вручить малышу вместе с цветными карандашами или фломастерами:

Также можно предложить ребенку выучить таблицу умножения с помощью игрового приложения для планшета или смартфона. Разработчики онлайн-игр сейчас предлагают массу различных вариаций как на русском, так и на украинском, и даже на английском языках. Но не торопись скачивать первую попавшуюся игру на изучение таблицы умножения! Твоему чаду картинки с «голыми» цифрами не подходят: выбирай ту игру, где яркие мультипликационные персонажи-помощники.

Как быстро выучить таблицу умножения с ребенком-аудиалом?

Школьнику, который воспринимает новое только через слух, необходимо учить таблицу умножения повторяя ее за кем-то или озвучивая каждый пример. Поэтому словосочетания «не бубни» (и схожие по смыслу) не должны быть в твоей речи - так твой ребенок повторяет и запоминает.

Идеальными вариантами для него являются таблица умножения в стихах или в песенках:

  • Таблица умножения в стихах

Здравствуйте, уважаемые родственники и близкие учеников начальной школы! Первый класс уже позади, и сложность школьных заданий неуклонно растёт, не так ли? Вот и пришло время узнать, как выучить таблицу умножения с ребёнком без долгой и скучной зубрёжки. «Эврика» знает несколько способов!

Игра с карточками

В игровой форме ребёнок учится гораздо быстрее. Ещё бы, ведь так он чувствует себя спокойно и расслабленно, а также увлечён процессом. Особенно здорово играть, если победителя ждёт небольшой приз.

Чтобы изучение таблицы умножения превратить в весёлую игру, нужно купить или сделать самому картонные карточки с примерами на умножение однозначных чисел. В начале игры их нужно разложить перед ребёнком лицевой стороной вниз.

Все игроки по очереди тянут карточки и называют ответ. За каждый правильный ответ игроку присваивается 1 балл. У всех участников должно быть равное число попыток. Выиграл тот, кто набрал самое большое количество баллов. Думать долго - например, дольше 15 секунд - нельзя, иначе балл не засчитывается.

В этой игре можно пойти на маленькую хитрость и позволить ребёнку выиграть. Для этого нужно договориться с ним, что за исправление ошибки другого игрока ему будет засчитан дополнительный балл. В ходе игры время от времени стоит давать неправильные ответы, которые малыш должен заметить и исправить.

В эту игру нужно играть регулярно - тогда таблицу умножения ученик выучит быстро и будет давать правильные ответы не задумываясь.

Таблица умножения через сложение

При изучении таблицы умножения важно, чтобы ребёнок понимал логику этого действия. Поэтому каждый пример таблицы умножения стоит расписать через сложение одинаковых цифр.

2 × 2 = 2 + 2 + 4;

2 × 3 = 2 + 2 + 2 = 6;

2 × 4 = 2 + 2 + 2 + 2 = 8;

Расширенный вариант таблицы умножения можно повесить на видном месте перед столом, за которым ребёнок учит уроки. В таком случае большинство примеров ему не придётся запоминать, он будет просто вычислять их в уме, пока ответ не отложится в памяти окончательно.

Умножение на пальцах

Стоит познакомить ребёнка с умножением при помощи пальчиков. Это хорошо работает на первых этапах знакомства с таблицей умножения. Рассмотрим пример: 4 × 5. Представим, что каждый пальчик равен 5. Оставляем прямыми 4 пальчика, а остальные загибаем. Теперь просто пересчитываем прямые пальчики, суммируя пятёрки: 5, 10, 15, 20.

Таблица умножения в музыкальных клипах и мультфильмах

Мультфильмы любят все дети, поэтому возьмите парочку «математических» мультиков себе на вооружение и время от времени показывайте ребёнку. Этот способ хорош тем, что вы в это время будете свободны.

Также эффективны клипы, в которых вместо обычных слов звучат примеры на умножение с правильными ответами. Такие клипы - просто находка для музыкальных детей. Пусть ребёнок спокойно занимается своим любимым делом: рисует или складывает конструктор, а вы тем временем просто включите ему «математическую» песенку для фона.

Вскоре вы с удивлением заметите, что малыш напевает слова из песни, без труда вспоминая примеры на умножение.

Увлекательные способы умножения с цифрой 9

Цифра 9 - особенная, даже магическая. Расскажите об этом ребёнку и легко умножайте на 9 любое другое число.

Умножаем на 9 с пальчиками

Пусть малыш положит ладони на стол и выпрямит все пальцы. Теперь нужно каждому пальчику присвоить порядковый номер слева направо. Демонстрируем чудеса математики: например, найдём ответ для примера «9 × 3»:

  • находим палец номер 3;
  • считаем, сколько пальцев слева от третьего. Это десятки нашего ответа;
  • считаем, сколько пальцев справа от третьего. Это единицы ответа.

Ставим 2 цифры рядом и получаем правильный ответ - 27.

Смотрим на второй множитель при умножении на 9

Есть ещё один интересный способ умножить любое однозначное число на 9. Рассмотрим пример «9 × 3». Проделаем с цифрой 3 следующие метаморфозы:

  • возьмём 3 десятка;
  • отнимем от них 3 единицы;
  • получим 30 − 3;
  • ответ: 27.

Таблица умножения в стихах

Многие учителя используют стихи для запоминания таблицы умножения. Когда нужно дать правильный ответ, то строки стихотворения сами всплывают в памяти. Помните песенку «Дважды два - четыре»? Вот по такому же принципу и происходит запоминание примеров на умножение.

Что такое «умножение»?
Это умное сложение.
Ведь умней умножить раз,
Чем слагать всё целый час.

1 × 1 = 1
Один пингвин гулял средь льдин.
Одиножды один - один.

1 × 2 = 2
Один в поле не воин.
Одиножды два - двое.

2 × 2 = 4
Два атлета взяли гири.
Это: дважды два - четыре.

2 × 3 = 6
Сел петух до зари
На высокий шест:
- Кукареку!.. Дважды три,
Дважды три - шесть!

2 × 4 = 8
В пирог вонзилась пара вилок:
Два на четыре - восемь дырок.

2 × 5 = 10
Двух слонов решили взвесить:
Дважды пять - получим десять.
То есть весит каждый слон
Приблизительно пять тонн.

2 × 6 = 12
Повстречался с раком краб:
Дважды шесть - двенадцать лап.

2 × 7 = 14
Дважды семь мышей -
Четырнадцать ушей!

2 × 8 = 16
Осьминоги шли купаться:
Дважды восемь ног - шестнадцать.

2 × 9 = 18
Вы видали подобное чудо?
Два горба на спине у верблюда!
Стали девять верблюдов считаться:
Дважды девять горбов - восемнадцать.

2 × 10 = 20
Дважды десять - два десятка!
Двадцать, если скажем кратко.

3 × 3 = 9
Кофе пили три букашки
И разбили по три чашки.
Что разбито, то не склеить…
Трижды три - выходит девять.

3 × 4 = 12
Целый день твердит в квартире
Говорящий какаду:
- Тррри умножить на четыррре,
Тррри умножить на четыррре -
Двенадцать месяцев в году.

3 × 5 = 15
Школьник стал писать в тетрадь:
Сколько будет «трижды пять»?
Был он страшно аккуратен:
Трижды пять - пятнадцать пятен!

3 × 6 = 18
Стал Фома оладьи есть:
Восемнадцать - трижды шесть.

3 × 7 = 21
Трижды семь - двадцать один:
На носу горячий блин.

3 × 8 = 24
Прогрызли мыши дыры в сыре:
Трижды восемь - двадцать четыре.

3 × 9 = 27
Трижды девять - двадцать семь.
Это нужно помнить всем.

3 × 10 = 30
Три девицы под окном
Наряжались вечерком.
Перстни мерили девицы:
Трижды десять будет тридцать.

4 × 4 = 16
Четыре милых свинки
Плясали без сапог:
Четырежды четыре - шестнадцать голых ног.

4 × 5 = 20
Четыре учёных мартышки
Ногами листали книжки.
На каждой ноге - пять пальцев:
Четырежды пять - двадцать.

4 × 6 = 24
Шла на парад
Картошка-в-мундире:
Четырежды шесть - двадцать четыре!

4 × 7 = 28
Цыплят считают под осень:
Четырежды семь - двадцать восемь!

4 × 9 = 36
У Бабы-яги сломалась ступа.
Четырежды восемь - тридцать два зуба!
Беж жубов ей нечем есть:
Четырежды девять - «тридцать шешть»!

4 × 10 = 40
Гуляли сорок сорок,
Нашли творожный сырок.
И делят на части творог:
Четырежды десять - сорок.

5 × 5 = 25
Вышли зайцы погулять:
Пятью пять - двадцать пять.

5 × 6 = 30
Забежала в лес лисица:
Пятью шесть - выходит тридцать.

5 × 7 = 35
Пять медведей из берлоги
Шли по лесу без дороги -
За семь вёрст кисель хлебать:
Пятью семь - тридцать пять!

5 × 8 = 40
Влезть сороконожке
Трудно на пригорок:
Утомились ножки -
Пятью восемь - сорок.

Встали пушки на пригорок:
Пятью восемь - вышло сорок.

5 × 9 = 45
Пушки начали стрелять:
Пятью девять - сорок пять.

Если лаптем щи хлебать:
Пятью девять - сорок пять.
Будет этот лапоть
Всем на брюки капать!

5 × 10 = 50
Рыли грядку кабачков
Пять десятков пятачков.
И хвостов у поросят:
Пятью десять - пятьдесят!

6 × 6 = 36
Шесть старушек пряли шерсть:
Шестью шесть - тридцать шесть.

6 × 7 = 42
Шесть сетей по шесть ершей -
Это тоже тридцать шесть.
А попалась в сеть плотва:
Шестью семь - сорок два.

6 × 8 = 48
Бегемоты булок просят:
Шестью восемь - сорок восемь.

6 × 9 = 54
Нам не жалко булок -
Рот откройте шире:
Шестью девять будет
Пятьдесят четыре.

6 × 10 = 60
Шесть гусей ведут гусят:
Шестью десять - шестьдесят.

7 × 7 = 49
Дураков не жнут, не сеют,
Сами нарождаются:
Семью семь - сорок девять…
Пусть не обижаются!

7 × 8 = 56
Раз олень спросил у лося:
«Сколько будет семью восемь?»
Лось не стал в учебник лезть:
«Пятьдесят, конечно, шесть!»

7 × 9 = 63
У семи матрёшек
Вся семья внутри:
Семью девять крошек -
Шестьдесят три.

7 × 10 = 70
Учат в школе семь лисят:
Семью десять - семьдесят!

8 × 8 = 64
Пылесосит носом
Слон ковры в квартире:
Восемь на восемь -
Шестьдесят четыре.

8 × 9 = 72
Восемь медведей рубили дрова:
Восемью девять - семьдесят два.

8 × 10 = 80
Самый лучший в мире счёт:
Наступает Новый год!
В восемь рядов игрушки висят:
Восемью десять - восемьдесят!

9 × 9 = 81
Свинка свинёнка решила проверить:
- Сколько получится «девять на девять»?
- Восемьдесят - хрю - один! -
Так ответил юный свин.

9 × 10 = 90
Невелик кулик, а нос-то!
Девятью десять - девяносто.

10 × 10 = 100
На лугу кротов десяток -
Каждый роет десять грядок.
А на десять десять - сто:
Вся земля как решето!

Вовсе не обязательно заучивать все куплеты. Можно выбрать только те примеры, которые ребёнку сложно запомнить.

Только без фанатизма: компьютерные игры

Даже дети, которые не любят математику, с удовольствием поиграют в компьютерную игру. Если ваши педагогические способности не на высоте, то пускай за дело возьмётся Баба-яга или какой-нибудь другой персонаж.

Выполняя нехитрые задания и постепенно повышая сложность игры, ребёнок и сам не заметит, как быстро выучит таблицу умножения назубок.

Подойдите к учебному процессу креативно - тогда он принесёт только положительные эмоции вам и вашему ребёнку. Эти простые советы от «Эврики» упростят изучение таблицы умножения:

  • Повесьте примеры на видном месте.
  • Учите умножать и делить сразу.
  • Когда выучите умножение на 2, переходите к умножению на 4, а затем на 8.
  • После умножения на 3 переходите к умножению на 6 и 9.
  • Одновременно с умножением на 5 удобно изучать циферблат часов.
  • Хвалите и будьте терпеливы.
  • Ваши помощники - мультфильмы, музыкальные клипы, обучающие видео и игры с математическим уклоном.

Ну что, теперь таблица умножения не кажется вам наказанием? Мы верим, что ваш положительный настрой передастся и ребёнку. «Эврика» желает вам лёгкой учёбы! До новых встреч в широком кругу наших читателей!

Родители в определенный момент сталкиваются с проблемой, связанной с обучением ребенка знаниям таблицы умножения. Сегодня для этого известна масса способов, но не каждый из них по-настоящему эффектен. Каждый ребенок нуждается в особенном подходе, применении той или иной методики обучения. И все же, какой быстрый способ выучить таблицу умножения: как помочь ребенку выучить таблицу умножения?

Как выучить таблицу умножения ребенку легко и быстро

На первом обучающем этапе малышу следует разъяснить особенности действий умножения числа на число. В большинстве случаев дети, приступая к учению таблицы умножения, имеют представление о простейших арифметических операциях на сложение или вычитание. Поэтому вам легко втолковать малышу, что умножить определенное число на два означает всего лишь то, что это число складывается два раза. Ребенок учится четко осознавать это, чтобы в дальнейшем обучении не испытывать сложностей. Постарайтесь пояснить малышу принцип устройства таблицы умножения, как ей пользоваться в том или ином случае, чтобы правильно определить ответ.

Учим таблицу легко и просто

Нам известно, что даже в самом обычном учебном процессе должен присутствовать игровой фактор, необходимый детворе для лучшего усвоения материала. Такая методика увлечет ребенка, заставит его проникнуться сутью, заинтересует сознание тем, что таблицу умножения знать просто необходимо. таблице, вы решите половину проблемы.

Большой популярностью при обучении умножению пользуется веселая игра в карточки.

  • Суть ее содержится в том, что малыш в произвольном порядке вытаскивает карточку из пачки и видит на каждой из них действие умножения двух чисел, не имеющее ответа.
  • При определении правильного результата карта выбывает из игры, в противном случае, ее вновь возвращают в общую стопку. Играть рекомендуется до того момента, пока карточки не перейдут в разряд отвеченных, то есть пока малыш правильно не решит все примеры умножения.
  • Когда карточек остается немного, в них, как правило, содержатся те примеры, на которые ребенок пытался дать ответ. Таким образом, происходит процесс повторения, поиска верного решения. Запоминание проходит более легко. Ребенок даже испытывает легкий азарт.

Такую принято называть тренажом. Удобство заключается в том, что ее проводят этапами, основываясь на пройденном материале. Начинают с примеров на двойку, постепенно разбавляя стопку другими карточками, чтобы усложнить действия.

Решив начать учить таблицу умножения, разъясните ребенку более простые примеры, которые решаются без особых затруднений. Большая таблица способна навести испуг на малыша, но ему следует внушить, что страшного и сложного в ней ничего нет.

  1. К примеру, малыш должен на первом занятии твердо уяснить, что любое число, умноженное на единицу, остается без изменения. А действие с десяткой означает, что к умножаемому числу просто в уме приписывается ноль. Таким образом, ребенок должен выучить в первую очередь умножение на единицу и на десятку.Не следует заставлять учить все сразу. Если малыш устал – дайте ему передышку. Но если ребенок сам проявляет интерес к процессу – продолжайте.
  2. Умножение на двойку дается в обучении легко. Оно означает обычное сложение двух одинаковых чисел. Умея складывать, малыш без проблем освоит умножение на это число.
  3. Далее пойдут сложности. Малыш должен научиться понимать, что от перемены мест множителей произведение их меняться не будет. Иными словами, учение пойдет легко, если ребенок поймет, что умножить два на три будет то же самое, если умножить три на два.
  4. Пользуясь такими несложными приемами, вы сможете без проблем научить своего малыша некоторым премудростям таблицы умножения. И все время повторяйте, что ничего сложного в ней нет.
  5. Освоив наиболее простые действия, переходите с ребенком к более серьезным множителям. В этом случае кроме игры разрешается применять иные методы – запоминание, ассоциирование, повторение, разделение на составляющие части.
  6. Некоторые примеры придется просто заучить, запомнить и постоянно повторять, чтобы ребенок их прочно запомнил. Рекомендуется двигаться по порядку, не пытайтесь заучить все сразу. Не следует пытаться учить таблицу с конца, чтобы не напугать малыша неоправданными сложностями.

Как быстро выучить таблицу умножения на 9

Для быстрого запоминания умножения на девятку, используйте пальцы рук. Пальцы левой руки это десятки, на правой руке единицы. Вытяните их перед собой и со словами девять умножить на один – согните большой палец левой руки. В итоге после загнутого пальца остается девять. При умножении девятки на двойку, согните указательный палец левой руки. У вас получится перед загнутым пальцем на левой руке один и после загнутого восемь – восемнадцать. И так далее. Методика работает до умножения девятки на девятку.

Шпаргалка умножение на 9. Пишем таблицу умножения на 9, после знака равно прописываем сначала сверху вниз от 0 до 9. Затем снизу вверх от 0 до 9 и получаем таблицу правильные ответы:

В обучении не утомите малыша, постоянно улыбайтесь, хвалите успехи в ответах, устраивайте веселые минутки отдыха. Не называйте его глупым, недоучкой и другими обидными словами. Помните, что малыш не счетный аппарат, быстрота ответов вызывается банальным запоминанием, а не пониманием ситуации. После того, как таблица умножения изучена в полном объеме, у малыша пропадет необходимость устных методов подсчетов, решая примеры и задачки по арифметике.

Похожие публикации